Главная страница
Навигация по странице:

  • Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе "Скрипка"

  • Юрий Яковлев С К Р И П К А

  • Послетекстовые задания

  • Крючкова Практ методика обуч рус яз как иностр 2009. Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентовфилологов и лингвистов, специализирующихся по рки. Л. С. Крючкова, Н. В. Мощинская. М. Флинта Наука, 2009


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для начинающего преподавателя, для студентовфилологов и лингвистов, специализирующихся по рки. Л. С. Крючкова, Н. В. Мощинская. М. Флинта Наука, 2009
    Дата25.05.2022
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКрючкова Практ методика обуч рус яз как иностр 2009.docx
    ТипУчебное пособие
    #548929
    страница37 из 59
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   59

    Упражнения на прогнозирование содержания текста


    1. Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе "Скрипка"?

    2. По-вашему мнению, действие рассказа происходит в далёком прошлом?

    Предъявление текста


    Первый раз учащиеся должны прочитать текст дома без словаря. Цель - понять общее содержание текста. Можно предложить читать с карандашом, подчёркивая одной линией совершенно незнакомые слова и сочетания, волнистой чертой те, которые можно понять из контекста. Скорость чтения с общим охватом содержания – 80-100 слов в минуту. Второй раз текст читается со словарём, чтобы суметь полностью его понять. При втором чтении расширяется лексический запас, усваиваются новые лексико-грамматические явления. Скорость чтения – 40-50 слов в минуту. Следует напомнить, как работать с текстом при втором прочтении:

    • Начинайте работу не с поиска новых слов в словаре, а с анализа незнакомых предложений.

    • Сначала нужно найти в предложении и понять предикат и относящиеся к предикату слова (их наличие вытекает из семантико-синтаксических свойств глагола), потом подлежащее (если предложение личное), затем другие члены предложения.

    • Не ищите сразу в словаре все незнакомые вам слова, а заменяйте их вначале

    неопределёнными словами и наречиями (ктото, какой-то, где-то и др.)

    • Найдите в незнакомых словах известные вам

    корни, попробуйте установить значение слов из контекста.

    Проверьте себя по словарю.

    На уроке перед третьим предъявлением теста выборочно проверяются сделанные дома упражнения.

    Третий раз текст может быть прочитан в аудитории по ролям. Преподаватель должен обратить внимание на правильное фонетическое звучание слов, слитное произношение словосочетаний, правильное деление предложений на синтагмы, на правильную интонацию. Чтение вслух, как установили психологи, формирует внутреннюю речь, что важно для развития беглости чтения.

    Четвёртое предъявление текста происходит при выполнении послетекстовых заданий.

    Юрий Яковлев С К Р И П К А

    Вы когда-нибудь стояли под окнами музыкального училища? Идёт мелкий дождь. А из окон музыкального училища доносятся звуки различных инструментов, и дом похож на оркестр.

    Мальчик шёл из булочной, хлеб он спрятал от дождя под пальто. Хлеб был тёплый, и казалось, что под пальто что-то живое.

    На улицах было сыро. Люди мечтали поскорее дойти до дома. А мальчик гулял под окнами музыкального училища. И хлеб грел его.

    У каждого окна свой голос, своя жизнь. Кто-то играл на трубе, кто-то на рояле. Мальчик прошёл мимо трубы, мимо рояля. Он искал скрипку и нашёл её. Она звучала в окне второго этажа. Он прислушался. Скрипка плакала и смеялась. Мальчик стоял и слушал скрипку, а дождь все шёл и шёл.

    Неожиданно кто-то положил ему руку на плечо. На тротуаре стояла девочка с короткими толстыми косичками. В руках девочка держала огромный виолончельный футляр. Он был мокрый и блестел.

    • Опять ждёшь? - спокойно спросила девочка.

    • Никого я не жду, - ответил мальчик.

    • Неправда, - сказала девочка, - зачем стоять на дожде, если никого не ждёшь.

    • Я ходил за хлебом, - стал объяснять мальчик, - вот видишь... хлеб.

    Девочка не обратила внимания на хлеб. Она сказала:

    • Ты ждёшь Диану.

    • Нет!

    Но девочка повторила:

    • Ты всегда ждёшь Диану.

    Мальчик ничего не ответил. Они помолчали.

    • Пойдём, - сказала девочка. - Зачем стоять под дождём? - И он пошёл рядом с ней. Через несколько шагов девочка дала ему виолончель:

    • Понеси. Мне тяжело.

    Он взял в руки виолончель. Казалось, весь город знает, что ему хочется нести скрипку, а он несёт виолончель.

    • Я часто вижу тебя около музыкального училища, - сказала девочка.

    • Я хожу за хлебом, - ответил мальчик.

    • Ну да, - согласилась девочка.

    Она уже не вспоминала о Диане.

    • Знаешь что, - предложила девочка, - пойдем ко мне. Я буду играть на виолончели. Мы будем пить чай.

    Он ничего не ответил. Он вдруг подумал, как было бы хорошо, если бы вместо этой девочки рядом была Диана. И если бы она сказала: «Я буду играть тебе на скрипке. Мы будем пить чай». Он бы с радостью слушал музыку и пил чай. А с этой девочкой ему ничего не хотелось. Как странно, что с одними людьми всего хочется, а с другими ничего не надо.

    • Так пойдём ко мне? - повторила девочка.

    • Все равно, - ответил он.

    • Вот и хорошо! - Она улыбнулась.

    Дождь все не проходил.

    А почему он должен стоять под окнами музыкального училища и ждать Диану? Она пробегала мимо, словно никто не стоит под окнами и не ждёт её.

    Ей всё равно, стоит он или не стоит. А эта девочка сама заговорила с ним.

    Ему вдруг захотелось сказать ей что-то приятное.

    • Хочешь хлеба ... тёплого? - спросил он.

    Она кивнула головой. Он отломил кусок хлеба.

    • Как вкусно! - сказала девочка.

    Он был доволен, что ей понравился хлеб.

    • Ты любишь музыку? - спросила девочка.

    Он покачал головой.

    • Это плохо, - сказала она, - но ничего. Я научу тебя любить музыку.

    Всё было хорошо. Эта девочка уводила его от дождя, от скрипки, от холодной Дианы. Больше он не будет искать окно со скрипкой, а будет слушать голос виолончели.

    • Ты хороший парень...- сказала девочка.

    И он тут же согласился с ней.

    Он согласился, и вдруг ему показалось, что это не он шагает по дождю с большой виолончелью, а кто-то другой. Все пропало. И его самого уже нет.

    В следующую минуту он остановился. Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт. Потом он крикнул:

    • До свидания!

    И побежал.

    • Куда ты? - удивленно воскликнула девочка.

    Но он ничего не ответил. Он бежал обратно к музыкальному училищу, к скрипке, к самому себе.

    (см.: И.М. Панин, Л.С. Крючкова, Н.В. Мощинская. Волшебные слова.

    М.: Русский язык. 1986. С. 48 - 52)

    Послетекстовые задания
    1   ...   33   34   35   36   37   38   39   40   ...   59


    написать администратору сайта