Реферат. Стернин Деловое общение. Учебное пособие для старшеклассников и студентов Родная речь Воронеж 2009 2 И. А. Стернин
Скачать 1.03 Mb.
|
4. Фактор пространства Этот фактор объединяет сигналы, связанные со значимым расположением собеседников относительно друг друга. 75 Дистанция общения: чем ближе, тем эффективней. Но подходить ближе 40-50 см. не рекомендуется, это интимная зона человека и он рассматривает вторжение других в нее как покушение на собственную свободу и неприкосновенность. В целом люди склонны общаться с теми, кто ближе пространственно. Если люди хотят общаться - подходят друг к другу , не хотят - не подходят или даже отходят. Сильная коммуникативная позиция у тех, кто легко меняет дистанцию общения - легко подходит к разным собеседникам, свободно отходит и вновь подходит и т.д. Умеренный пространственный экспансионизм (то есть стремление сокращать дистанцию до собеседника, занять больше пространства) также повышает эффективность речевого воздействия: несколько вытянуть вперед ноги, положить руку на спинку соседнего стула или стула, на котором сидит собеседник, занять много места за столом, случайно прикоснуться к вещам, окружающим собеседника. Пространственная близость заставляет людей игнорировать недостатки друг друга, быть терпимее друг к другу, идти друг другу навстречу. С соседями в общем обычно ссорятся реже, чем с незнакомыми или территориально более удаленными людьми. Горизонтальное расположение участников общения: люди за круглым столом непроизвольно доброжелательны, через стол напротив друг друга - наоборот, склонны к спору, конфронтации. Самая эффективная позиция для деловой беседы - через угол стола лицом к лицу друг с другом или вполоборота друг к другу. Замечено также, что когда люди сидят рядом, то убеждать слева направо ( в сторону правой руки) легче, чем справа налево. Вертикальное расположение: чем выше, тем эффективней («закон вертикального доминирования»). Высокие люди всегда кажутся авторитетней, цари не случайно сидят на тронах и носят короны - они стараются казаться как можно выше, их и называют «ваше высочество», «ваше величество». По этой же причине военные носят высокие шлемы и фуражки. Выступать поэтому лучше стоя, а также лучше вставать, если хотите сказать что-либо важное, Выгодно сидеть несколько выше собеседника, начальники любят сидеть на стуле с высокой спинкой - она зрительно увеличивает сидящего. Стоящий около стула убедительнее сидящего на стуле собеседника, сидящий на краю кровати - убедительнее лежащего на кровати. Влияет на эффективность общения и само место общения: есть «закон темного угла»: в темном, тесном помещении с низким потолком легче убеждать, чем в большом и светлом. Если ограничить подвижность собеседника и разговаривать с ним, «зажав в угол», коммуникативная позиция собеседника будет ослаблена. Влияет на эффективность общения и принадлежность территории - легче убеждать человека, явившись на его территорию (например, к нему домой). Если начальник вызывает подчиненного к себе для разговора - это демонстрация силы, дистанции, давление на него. Если разговор идет на нейтральной территории - это демонстрация равенства, так лучше обсуждать те проблемы, которые уже предварительно обсуждались и имеется настрой на 76 их решение. Разговор на территории собеседника эффективен, когда приход к нему является неожиданным и вежливым - нежданному гостю у нас не принято отказывать. Задание 1. Ответьте на вопросы. · Какая одежда усиливает коммуникативную позицию человека? · Влияет ли силуэт на восприятие человека в общении? · Влияет ли прическа, цвет волос говорящего на доверие к этому человеку? · Какое значение имеет расстегнутый пиджак? Что он символизирует? · Надо ли смотреть в глаза собеседнику? Как? В каких случаях? · Как можно избежать неприятного взгляда собеседника? · Как отличить искреннюю улыбку от неискренней? · Перечислите открытые и закрытые жесты и позы. · Что такое авторитарная поза? Приведите пример авторитарной позы. · Какая стойка считается агрессивной, какая - контактной? · Для чего надо поднимать вверх подбородок при общении? · Со всеми ли можно вступать при общении в физический контакт? С кем нельзя? · Почему не рекомендуется совершать манипуляции с предметами? · Как используется дистанция для усиления коммуникативной позиции? · Что надо учитывать при расположении собеседников в пространстве? · Что такое «закон вертикального доминирования»? · Как влияет на эффективность общения место общения? Задание 2. Прочитайте текст. Объясните значение всех невербальных сигналов, отмеченных в тексте. Какие функции они выполняют? Что они сообщают нам о героях? На следующий день Сережа пришел в школу пораньше. Татьяна Михайловна сразу обеспокоилась: — Ты меня ждешь, Сережа? Что случилось? — Я хочу вас попросить... Передайте, пожалуйста, вот эти дневники Нелли Ивановне, учительнице второго «Л». — Так... Значит, это ты? — Я. — Зачем ты это сделал? Сережа вздохнул и приготовился рассказывать. Мимо них в учительскую прошагала завуч второй смены Елизавета Максимовна. Из-за двери донесся ее трубный голос: — Татьяна Михайловна! Можно вас? Татьяна Михайловна досадливо оглянулась на дверь. — Ты меня подожди,— попросила она. - Или нет, иди в класс. А на перемене все мне расскажешь. Хорошо? Сережа кивнул. Но дожидаться перемены не пришлось. 77 Едва началось занятие и Сережа поднял руку, чтобы его вызвали, как в дверь заглянула тетя Лида. — Кто тут Каховский? Ну вот, ты и есть... К директору. — Иди, - с сожалением сказал Сергей Андреевич. — А я тебя спросить хотел. Как будто Сережа сам напросился к директору. Сережа постучал в дверь директорского кабинета, услышал «войдите» и вошел. Ну конечно! Желтый тюрбан Нелли Ивановны возвышался у директорского стола. Татьяна Михайловна тоже была здесь. — Вот он! — произнесла Нелли Ивановна. Голос ее был твердо деревянный, как стук каблучков.— Полюбуйтесь, Анатолий Афанасьевич. Это и есть Каховский. Директор несколько секунд смотрел на него молча. Он вертел в пальцах неочиненный карандаш и постукивал им по настольному стеклу. То одним концом, то другим. Наконец сказал: — Полюбовался. Проходи, Каховский, садись. Он кивнул на свободный стул. Сережа твердо подошел и сел. Сказал: — Спасибо. У Нелли Ивановны удивленно шевельнулись брови. Татьяна Михайловна сидела подальше, у стены. Из-за плеча Нелли Ивановны она смотрела на Сережу, как на маленького мальчика, разбившего банку с вареньем. — Объясни нам, зачем ты устроил этот загадочный трюк с дневниками?— ровным голосом потребовал директор и положил карандаш. — Из-за Грачева,— сказал Сережа. — Вот-вот! Я так и знала! — взвилась Нелли Ивановна.— Он уже не первый раз выделывает такие фокусы из-за этого хулигана! — В сентябре был такой возмутительный факт — гневно продолжала Нелли Ивановна. — Я отправила этого Грачева к вам, а он...— она ткнула острым ногтем в Сережу, — он со своими дружками силой отбил его у дежурной... Сережа слегка разозлился и перестал бояться. — Не силой,— возразил он. — Можно, Анатолий Афанасьевич, мне сказать? — Ну? — Это дежурная сама силой тащила Грачева, а он так ревел, что все сбежались. Он от рева даже заикаться начал. Мы его потом к врачу отвели... Директор снял очки и так же, как карандашом, стал постукивать по столу. — А скажите, Нелли Ивановна,—спросил он,— зачем вы этого ... Грачева... направили ко мне с дежурной? Глаза у Нелли Ивановны сделались круглыми и несчастными. Она поднесла к груди сжатые кулачки. — Да потому что сил моих нет! Я с ним воюю второй год! Это не ученик! Это... какое-то чудовище! Он делает все, что вздумается! А тут находятся дружки, которые его покрывают. 78 — Какой он мне дружок,— снисходительно сказал Сережа. — Он еще маленький. — А ты помолчи! — отрезала она.— Будешь говорить, когда тебя спросят. Возражать было нельзя. А промолчать — значит показать, что виноват. Сережа секунду подумал и покладисто сказал: — Хорошо. Директор и Татьяна Михайловна переглянулись. — Вернемся к нашему главному вопросу,— предложил Анатолий Афанасьевич. — Ты, Каховский, утверждаешь, что убрал дневники ради Грачева? Зачем? Спасал его, так сказать, or позора и бесчестья? — От битья,— сказал Сережа, и все внутри у него натянулось.— Его отец излупил бы за эту выставку, как... ну, не знаю даже. Как зверь. Нелли Ивановна слегка растерянно произнесла: — Я этому не верю, Анатолий Афанасьевич. У Грачева такой деликатный папа. Я, наоборот, хотела его в родительский комитет... Чувствуя, как летят все тормоза, Сережа наклонился на стуле и, глядя прямо в рассерженные очи Нелли Ивановны, отчетливо сказал: — Этот деликатный папа недавно так отделал Стаську, что он в синяках от шеи до пяток. А вы пишете: сорвал выступление. — А зачем ты убрал другие дневники?— спросил директор. Он опять надел очки. Лицо у него было непонятное. То ли ему было все равно, то ли он сердился, но скрывал это. И если сердился, то на кого? Сережа не ответил на вопрос. Он сам точно объяснить не мог, зачем целиком опустошил «двоечную» витрину. — Почему ты не посоветовался с Татьяной Михайловной? Мог бы и ко мне прийти. Ты решил, что и мы не будем тебя слушать? — Нет...— растерянно откликнулся Сережа. — Так почему же?— с нажимом спросил Анатолий Афанасьевич. — Я не догадался. Директор откинулся на спинку стула и ладонями прихлопнул по столу. — Вот видишь! Не догадался. И что же получается теперь? Ты хотел выглядеть борцом за справедливость, а стал нарушителем дисциплины. Причем грубым нарушителем. Если он думал, что от этих слов Сережа раскается и заплачет, то зря. Сережа вскинул голову и посмотрел прямо в директорские очки. — Я никак не хотел выглядеть! Я вообще про это не думал. Я думал про Грачева и больше ни про что... Ну можно, я сейчас спрошу? — Ну давай, - сказал директор, и Сереже показалось, что за очками мелькнули веселые искры. Сережа хотел точно подобрать слова, но получилось сбивчиво: — Вот если вы идете по улице... А там бьют вот такого, вроде Грачева... Ну, маленького. Вы же все равно полезете заступаться, правда? Вы же не будете думать, как тут выглядишь? А вчера ведь так же было. Ну, почти так же... Директор опять взял карандаш. 79 — Логично, - сказал он вполголоса. Потом спросил у Сережи: — А чего ты добился своим поступком? Убрал дневники, ладно. Однако ты же не мог помешать Нелли Ивановне рассказать на родительском собрании о плохом поведении этих ребят. Нелли Ивановна, очевидно, так и поступила.— Он повернулся к ней: — Я прав? Нелли Ивановна раздраженно ответила: — Ничего я не стала говорить и собрание скомкала. ... Ну что ж! Возможно, выставка дневников — это была не лучшая выдумка. Но если все хулиганы из шестых классов будут лезть в учительские дела, как работать?... Вы знаете, что выкинул Каховский летом? Со мной в институте учится Гортензия Павловна Кушкина, она старшая вожатая в девятнадцатой школе, а летом была вожатой в лагере «Смена». Она мне рассказала, как этот Каховский при всех, на линейке оскорбил начальника лагеря, а потом самовольно отправился домой. А когда за ним послали физрука, этот... «нехулиган» натравил на него собаку! Сережа вцепился в сиденье стула. Он посчитал про себя до семи. Но полностью сдержаться не смог. — Все очень похоже на правду,— сказал он тихо, но язвительно.— Все почти так и было. Только чуть-чуть не так. — Нет, так! — Нелли Ивановна даже притопнула.— И я не понимаю, почему из лагеря не сообщили в школу. — А я понимаю, — сказал Сережа.— Стыдно было. Им пришлось бы объяснить, почему я ушел. ... Сережа сжал зубы. Анатолий Афанасьевич взглянул на часы. — Каховский, у вас какой сейчас занятие? — Физика. — Как у тебя дела с физикой? — Не очень. Надо сегодня тройку исправить. — Ладно. Иди в класс. Сережа встал. «Выходит, все?» — До свиданья,— сказал он. Директор молча наклонил голову. (В.Крапивин) Подведем итоги · Дайте определение мимики, жеста, позы. · Перечислите функции улыбки. · Назовите типы жестовых сигналов. Домашнее задание Определите, какое расстояние оптимально для вас при разговоре: · с товарищем, · учителем, · родителями, 80 · с незнакомым человеком, · с близким человеком. Результаты запишите. Занятие 15. Вербальное общение Речевая гимнастика 1. Образуйте форму множественного числа от слов: почерк, профессор. 2. Ясно и четко произнесите скороговорку, чтобы был слышен каждый звук: Инженеры нивелировали, нивелировали, да не вынивелировали 3. Объясните значение слов: завсегдатай, конкурентоспособны, нивелировать. В этом ли значении употреблено слово нивелировать в скороговорке (задание 2)? 4. Прочитайте речевые формулы просьбы: Сделай..., пожалуйста.... Если вам не трудно, сделайте... Хочу вас попросить.... Не сочтите за труд... Прошу вас .... Я могу попросить вас .... Будь другом, сделай… Можно попросить вас.... Не могли бы вы ... Не затруднит ли вас ... Будьте добры..... * Попробуйте представить, кто, к кому и в каком случае может обратиться с такой просьбой. * Закончите фразы, сформулировав конкретную просьбу. Какие из них будут наиболее эффективными? Порепетируйте «просьбы» с соответствующей интонацией. Вербальное общение Вербальное общение - это общение при помощи слов. При вербальном общении имеет значение, чтó вы говорите (и что вы не говорите), какими словами вы выражаете свою мысль, в какой последовательности вы подаете информацию собеседнику (с чего начинаете, чем продолжаете, чем заканчиваете), какие аргументы приводите, кратко или развернуто выражаете свою мысль и мн. др. 81 Иногда нам кажется, что не так важно, к á к сказать - главное содержание речи. Содержание, конечно, очень важно, но одно и то же содержание, выраженное словесно разными людьми и в разной языковой форме, нередко производит совершенно разное впечатление - одному поверят, а другому - нет, просьбу одного человека выполнят, а ту же просьбу другого человека - нет. Поэтому надо уделять особое внимание речевой стороне выражения мысли. Все правила и приемы вербального речевого воздействия можно сгруппировать в несколько факторов. Важнейшие из них - следующие: 1. Фактор соблюдения коммуникативной нормы Правила: · Соблюдайте нормы речевого этикета. Соблюдение нормативных правил (правил речевого этикета, речевой вежливости) обеспечивает нам сохранение коммуникативного равновесия. Если мы говорим вежливо, соблюдаем принятые в обществе правила речевого этикета, мы всегда сохраним нормальные отношения с нашим собеседником - ведь мы демонстрируем к нему уважение. Человека, соблюдающего нормы речевого этикета, в обществе замечают и выделяют из окружающих, его охотнее слушают, проявляют большее вни- мание к нему как к личности, а также к тому, что он говорит. Сравните, например, такие реплики: «Какой приятный молодой человек, всегда скажет «спасибо, пожалуйста»! «Противный человек, всегда кричит, если с ним не соглашаются» · Соблюдайте нормы культуры речи. Для эффективного вербального воздействия очень важно обладать правильной, культурной речью. Необходимо правильно ставить ударения, говорить в среднем темпе, не повышать громкость речи, употреблять слова в правильных значениях, не использовать грубых слов и мн. др. Культурная, этикетная речь вызывает доверие к ее содержанию. Если мы говорим культурно, грамотно, то нас будут внимательнее слушать, обратят внимание на наши слова, при прочих равных условиях скорее нам поверят. 2. Фактор контакта с собеседником Чтобы установить и поддержать контакт с собеседником, особенно важно соблюдать следующие правила бесконфликтного общения: · меньше говорите сами, дайте собеседнику поговорить о себе; · снижайте себя в глазах собеседника (принцип коромысла: не обязательно тянуть собеседника вверх, снижайте себя немного в его глазах); · говорите комплименты; 82 · интересуйтесь проблемами собеседника; · вспоминайте положительный опыт. Естественно, наше общение с собеседником должно быть вежливым, соответствовать принятым в обществе стандартам вежливого общения. 3. Фактор содержания Этот фактор объединяет правила, которые рекомендуют, о чем и в какой ситуации стоит говорить, а о чем не стоит. Правила: · говорите на тему, которая интересует или должна заинтересовать собеседника; · больше сообщайте положительной информации; · приводите аргументы, не будьте голословны; · приводите примеры из жизни; · используйте приемы, повышающие убедительность сообщаемой информации. 4. Фактор языкового оформления Эта группа правил связана с выбором тех или иных слов при выражении мысли. · разнообразьте используемые слова; · используйте синонимы, близкие по значению слова и обороты; · используйте разговорную речь, не злоупотребляйте книжными словами; · разнообразьте интонацию, не говорите монотонно; · цифр приводите немного и округляйте их. 6. Фактор объема · Будьте кратки. · Говорите меньше собеседника. · Говорите короткими предложениями. 7. Фактор расположения информации · Важную информацию давать в начале и конце. · Важную информацию повторять несколько раз в различных местах своей речи и разными словами 8. Фактор адресата Фактор адресата предполагает, что необходимо учитывать тип собеседника или аудитории и обращаться в собеседнику или аудитории с учетом 83 особенностей ее восприятия, уровня знаний, интересов. С разными людьми надо разговаривать и убеждать их по-разному. Задание 1. Ответьте на вопросы. · Что дает речевому воздействию соблюдение норм речевого этикета? · Что дает речевому воздействию соблюдение норм культуры речи? · Что такое укрупнять собеседника? Как это можно сделать? · Почему нельзя давать советы, если нас не просят? К чему это приводит? Задание 2. Как можно разнообразить слова в своей речи? Используйте близкие по значению слова и обороты для обозначения следующих идей: · Необходимо защищать природу. · Нам необходимо провести выборы. · Давайте проведем субботник. Образец: Нам нужна демократия. Варианты: Демократия нам необходима. Без демократии наше общество невозможно. Все мы нуждаемся в демократии. Демократия - это то, в чем нуждается наше общество. Задание 3. Прочитайте текст: Дверь открылась. Остап прошел в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла. На стенах висели кинооткрыточки, куколки и тамбовские гобелены. На этом пестром фоне, от которого рябило в глазах, трудно было заметить маленькую хозяйку комнаты.<...> Остап сразу понял, как вести себя в светском обществе. Он закрыл глаза и сделал шаг назад. - Прекрасный мех! - воскликнул он. - Шутите! - сказала Эллочка нежно. - Это мексиканский тушкан. - Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд! Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна. Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил все, что слышал когда-либо о мехах. После этого заговорили о шелке, и Остап обещал подарить очаровательной хозяйке несколько сот шелковых коконов, якобы привезенных ему председателем ЦИК Узбекистана. - Вы - парниша что надо, - заметила Эллочка после первых минут знакомства. - Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины? - Хо-хо! - Но я к вам по одному деликатному делу. 84 - Шутите! - Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление. - Хамите! - Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно. - Жуть! Беседа продолжалась дальше в таком же направлении, дающем, однако, в некоторых случаях чудесные плоды. Но комплименты Остапа раз от разу становились все водянистее и короче. Он заметил, что второго стула в комнате не было. Пришлось нащупывать след. Перемежая свои расспросы цветистой восточной лестью, Остап узнал о событиях, происшедших вчера в Эллочкиной жизни. «Новое дело - подумал он, - стулья расползаются как тараканы». - Милая девушка, - неожиданно сказал Остап, - продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей. (И.Ильф, Е.Петров. «Двенадцать стульев» · Как вы считаете, выполнит ли Эллочка просьбу Остапа? · Как готовит Остап Эллочку к просьбе? · Перечислите все комплименты, какие Остап говорит в адрес Эллочки. · Назовите приемы речевого воздействия, которые использует Остап в диалоге. · Можно ли сказать, что Остапу за короткое время удалось расположить к себе совершенно незнакомую женщину? Благодаря чему? Какие правила он использовал? Задание 4. Упражнение «Вежливый отказ» Какие из перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника? Я не могу... Нет... Нет, не могу Нет, не получится... Никак не могу... К сожалению, я не могу... К несчастью, я не могу... Я не в силах это сделать. Ни в коем случае... Я бы с удовольствием, но не могу... Мне бы хотелось..., но не могу... На это я пойти не могу Извините, этого я сделать не могу... Ни при каких обстоятельствах... Об этом не может быть и речи. Даже не заикайся об этом... Составьте диалоги «просьба-отказ»: один обращается с просьбой, второй отказывает. 85 Возможные просьбы: · Дай мне на неделю эту книгу (а она библиотечная, она вам самому нужна) · Приходи ко мне на день рождения (а вы уже приглашены в другое место) · Дай мне на воскресенье свой велосипед поехать за город (просящий неаккуратный человек, может испортить велосипед) и т.д. Придумайте дополнительные просьбы сами. · Прорепетируйте отказ с использованием самых вежливых формул с такой интонацией, с какой вы бы отказали другу, которого не хотите обидеть. · Дополните свой отказ мотивировкой отказа (например, «у меня сейчас совсем нет времени, я готовлюсь к экзамену», «У меня нет этой книги, я ее сам брал в библиотеке» и т.д.) |