Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ И ЕГО КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР Философская антропология

  • Естественнонаучная теория

  • 2. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

  • В христианском мировоззрении

  • Рационалистическая ветвь

  • Индивидуалистская и персоналистская

  • Концепции иррационализма

  • Философия ДГТУ 2013. Учреждение высшего профессионального образования


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеУчреждение высшего профессионального образования
    Дата15.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия ДГТУ 2013.pdf
    ТипУчебное пособие
    #594223
    страница20 из 33
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   33
    Тема 14. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
    1. Антропосоциогенез и его комплексный характер
    2. Природа и сущность человека
    3. Смысл человеческого бытия
    4. Смерть и бессмертие человека
    5. Содержание понятий «индивид», «индивидуальность»,
    «личность»
    6. Проблемы свободы и ответственности личности
    1. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ И ЕГО КОМПЛЕКСНЫЙ ХАРАКТЕР
    Философская антропология – философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее его как особый род бытия. Антропология – философское учение, которое является исто- рически первой формой представления человека как такового в ка- честве особого предмета понимания и изучения.
    Антропосоциогенез – процесс становления человека как общественного существа. Будучи существом общественным, человек способен производить и использовать орудия труда, изменять окру- жающий мир, он обладает сознанием и членораздельной речью, что указывает на сочетание в человеке природного и социального. Чело- век – явление очень сложное, поэтому в философии он рассматрива- ется как целостность: человек и мир человека в его основных прояв- лениях.
    В различные исторические эпохи менялись приоритеты и ас- пекты осмысления проблемы человека. Философская мысль в опре-

    264 деленные периоды то растворяла человека в природе (Космосе) или в обществе, то относилась к нему как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному миру. К проблеме происхождения человека ученые обращались на протяжении многих веков, каждый из них рассматривал данную проблематику в опреде- ленном ракурсе, в результате чего сложились различные теории.
    Наибольшее распространение в научном мире получили следующие теории: космическая, божественная, естественнонаучная, трудовая.
    Космическая теория получила свое развитие в древнегре- ческой философии, особенно в начальный период ее развития, спе- цификой данной теории является стремление понять сущность при- роды, космоса, мира в целом. Древнегреческие мыслители были при- верженцами теории космоцентризма, в которой проблема человека рассматривалась в неразрывной связи с природой. Мыслители антич- ности рассматривали человека недифференцированно, как часть космоса, выступавшую как некий единый вневременной «строй»,
    «порядок» природы и включающую в себя все основные первоначала мира: воду, воздух, огонь, землю, эфир.
    Божественная теория отражает религиозный подход к проблеме происхождения человека. В средневековой философии космос уже не есть самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих фило- софов. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу, центр тяжести переносится с природного на сверхприродное начало. Человек не верит в себя, он верит в Бога.
    Средневековый образ человека теоцентричен. Огромное значение придается промыслу Божьему, проявлению «божественной воли» во всех событиях в мире. Считается, что человек не может самостоя- тельно добыть знание, оно открывается ему в откровении. Не может он и преодолеть свою греховную природу без Божьей благодати.
    Естественнонаучная теория получила распространение в эпоху Нового времени. Теперь образ человека представляется антро- поцентричным. В Новое время уже не Бог, а человек, субъект стано- вится в полном смысле слова центром философского мышления. На- чиная с Возрождения философия целиком предоставляет человека самому себе. Человек здесь – не просто природное существо, он тво- рец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. В эпоху Возрождения постепенно осла-

    265 бевает убеждение в греховности человека и испорченности челове- ческой природы, в результате чего человек уже не нуждается в бо- жественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
    Трудовая теория получила распространение в XIX в. Сто- ронники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с из- готовления орудий труда, создал человека. В ходе трудовой деятель- ности рука становится все более гибкой и свободной. Одновременно развивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление есть решающие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.
    В XX веке попытки объяснения биологической сущности че- ловека и его социальных качеств не прекращаются. Философы рас- сматривали биологический и социальный аспекты сущности человека как составляющие единого процесса антропосоциогенеза. Так, со- гласно концепции П.Тейяра де Шардена, человек воплощает и кон- центрирует в себе всё развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития достигает как бы своего высшего биологиче- ского развития и одновременно сознательного, а следовательно, со- циального развития. Маркс видит социальную природу людей в том, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному инди- виду. В своей действительности она есть совокупность всех общест- венных отношений. Социальное в человеке – это прежде всего ору- дийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мыш- ление, общественная и политическая деятельность.
    В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоци- альной природе человека. При этом социальное не только не прини- жается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращении в социальное существо. В ста- новлении и существовании человека огромная роль принадлежит социальным факторам, таким как труд, политические и социальные институты. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы при- вести к возникновению человека, его выделению из мира животных.
    Это стало возможным только благодаря их взаимовлиянию и диалек-

    266 тическому единству. Антропогенез представляется комплексным про- цессом, важными составляющими которого являются язык и созна- ние. Язык выступает не только средством общения между людьми, но и как фундаментальный стимулятор развития у человека мышления.
    В свою очередь, умственные способности человека, его мышление не только выделяют человека из животного мира, но и составляют ос- нову его существования как личности. Способность людей к общению символами-словами является высшим достижением умственной дея- тельности человека. Язык представляет собой практическое, дейст- вительное сознание. Самосознание как высшая ступень развития соз- нания отличает человека от животного, и именно оно возводит пси- хику на уровень сознательной психики. Практическая предметная деятельность, обеспечивающая на базе самосознания изменение внутреннего мира общественного человека, является важнейшей со- ставляющей антропосоциогенеза, не ограничивающей при этом бес- конечного процесса становления человека и человечества.
    Таким образом, антропосоциогенез – это сложный процесс, носящий комплексный характер, важную роль в котором играют как биологические, так и социальные факторы. Несомненно, человек – это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек – это явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвы- шается над природой в духовно-культурном отношении, человек от- личается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. На- ряду с этим человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной орга- низации только человек может стать личностью, способной к осоз- нанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и плано- мерным действиям, готовой к моральной ответственности. С одной стороны, развитие человека обусловлено биологическим фактором, его генотипом – наследственностью, а с другой стороны, решающее значение в формировании характера человека и его личности в це- лом играет социальный фактор. Процесс формирования личности получил название «социализация», которая, в свою очередь, пред- ставляет процесс антропосоциогенеза на уровне одного человека.

    267
    2. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
    Проблема сущности человека находится в центре философ- ского учения о человеке. Homo sapiens (человек разумный) выделил- ся из животного мира на определенном этапе эволюционного разви- тия. Как долго шел этот процесс, каков был механизм подобного пре- вращения – на эти вопросы с абсолютной точностью наука еще не может дать ответа. Однако, опираясь на современные научные ис- следования, можно утверждать, что человек является продуктом эволюционного развития, в котором наряду с биологическими факто- рами важная роль принадлежит социальным.
    Первые идеи о человеке начинают высказываться задолго до того, как появилась философия. За две с лишним тысячи лет было сформулировано множество самых различных взглядов на природу человека.
    Традиционная модель восходит к философии Сократа и
    Платона. В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как Абсолютный порядок и Космос. Само понятие
    Космоса имеет здесь человеческий смысл, вместе с тем человек мыс- лится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Первым создателем учения о человеке является Сократ (ок. 470-399 до н.э.). Мыслитель обращает основное внимание на внутреннюю жизнь человека, сосре- доточившись на человеке познающем. Высший уровень деятельно- сти, которой должен заниматься мудрец, – это, по мнению Сократа, изучение человека, то есть знание, какое человек может иметь по поводу человека же. На более высоком уровне природа человека рассматривается в трудах таких античных мыслителей, как Платон
    (427-347 до н.э.) и Аристотель (384-322 до н.э.). Согласно этическому учению Платона, в человеке различают бессмертную душу и смерт- ное, тленное тело. Душа, по Платону, подобно идее, едина и недели- ма, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Платон – сторонник теории переселения душ; после смер- ти тела душа отделяется от него, чтобы затем – в зависимости от того, насколько добродетельную и праведную жизнь вела она в зем- ном мире, – вновь вселиться в какое-то другое тело человека или животного. И только самые совершенные души, по Платону, совсем оставляют земной, несовершенный мир и остаются в царстве идей.

    268
    Тело, таким образом, рассматривается как темница души, из которой последняя должна освободиться, а для этого очиститься, подчинив свои чувственные влечения высшему стремлению к благу. Достигает- ся же это путем познания идей, которые созерцает разумная душа.
    В противоположность Платону Аристотель рассматривает че- ловека как единство его души и тела, тесно взаимосвязанных друг с другом. И хотя тело должно находиться в подчинении у души, как наиболее возвышенной части, тем не менее, они не могут существо- вать изолированно. Аристотель определял человека как обществен- ное животное, наделенное разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща; только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Если ха- рактеризовать взгляды Аристотеля на человека в целом, то можно сказать, что он впервые отмечает значение социальных факторов при определении сущности человека.
    В христианском мировоззрении вСредние века человек рассматривается прежде всего как часть мирового порядка, установ- ленного Богом. А представление о нем самом сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». Личностное понимание Бога, личностная любовь, индивидуальное бессмертие, грехопадение, ис- купление и спасение – вот элементы, которые в первую очередь пришли в противоречие со всеобщностью и безличностью специфич- ных для античности трактовок человеческой сущности. Одним из крупнейших представителей христианской философской мысли был
    Августин Аврелий (354-430), полагающий, что человеку заранее пре- допределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая исто- рия есть борьба двух враждебных царств: царства приверженцев всего земного и царства божия. Аврелий в полной мере признает важность надличностной сферы сущностей, объективного миростроя для понимания природы человека, признавая уникальность челове- ческой личности, а также главенство любви и воли. Свой вклад в развитие христианских представлений о человеке внес Фома Аквин- ский (1225-1274.). Все мироздание философ рассматривал как уни- версальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожден- ное место. Человек должен уважать естественный порядок в личной жизни и обществе. Личность Бога, изначально задающая систему ценностей, тесно связана с объективным миростроем в целом. Рав- ным образом и человек как отдельная личность привязан к соответ-

    269 ствующим объективным сущностям, не утрачивая при этом черт от- дельного индивида.
    Рационалистическая ветвь антропологии представлена учением Рене Декарта (1596-1650). Сущность человека он видит главным образом в мышлении и противопоставляет мышлению в ка- честве субстанции тело. Декарт настаивал на принципиальном раз- личии мыслящей и телесной субстанции человека, так как у человека кроме тела есть еще дух, который представляется мыслителю строго рациональным.
    Концепции натурализма в антропологии представлены учениями таких мыслителей, как Ф. Бекон, Т. Гоббс, П. Гольбах,
    К. Гельвеций и др. По мнению Гельвеция, дух можно без остатка вы- вести из чувственности. Гольбах также сводит высшие проявления духовной сферы человека к материальным процессам, к витальным, физиологическим аспектам. Иного мнения придерживается философ
    Огюст Конт (1798-1857), который полагал, что наука о душе должна основываться на физиологии органов чувств. Поскольку человече- ское бытие во всех своих аспектах подчиняется неизменным естест- венным законам, то не может быть никакой индивидуальной свободы в подлинном смысле. Человека нельзя мыслить вне общих социаль- ных связей, в которые он по необходимости включен.
    Индивидуалистская и персоналистская позиция пред- ставлена трудами философов Нового времени. Теперь уже не Бог, а человек, субъект становится в полном смысле слова центром фило- софского мышления. Начиная с Возрождения философия целиком предоставляет человека самому себе, рассматривая его как живую индивидуальность, которая обретает свои корни, безусловно, в по- сюстороннем мире. Индивидуалистская и персоналистская позиция философов при истолковании сущности человека выступает против рационализма и натурализма, выдвигавших на первый план в своих объяснительных схемах абстрактные структуры мира либо детерми- нистски понимаемые закономерности природы. В противовес им ин- дивидуализм подчеркивает значение отдельного индивидуума, кото- рый не может быть понят во всеобщности, он выставляет в качестве аргумента непреходящую ценность и историческую уникальность че- ловеческой личности. Так, в своем толковании сущности человека
    Дунс Скот (1266-1308) придает особое значение понятию индивида, усматривая принцип индивидуализации в позитивном земном бытии.
    Однако это не исключает того, что человек встроен в общезначимый

    270 миропорядок, занимая в нем свое определенное место. Согласно Пи- ко делла Мирандоле (1463-1494), человек занимает центральное ме- сто в мироздании. Это происходит потому, что он причастен всему земному и небесному. Свобода выбора и творческие способности обусловливают то, что каждый сам является творцом своего счастья или несчастья и способен дойти как до животного состояния, так и возвыситься до богоподобного существа. Английский философ Уиль- ям Оккам (1300-1349) полагал, что человек есть живая воля, свобод- ный индивидуум, и эта индивидуальность является его подлинной сущностью.
    Мотивы экзистенциализма можно обнаружить в философ- ской концепции Мартина Хайдеггера (1889-1976), который выступил против традиционного отождествления бытия с сущим, т.е. с эмпири- ческим миром вещей и явлений. Согласно Хайдеггеру, человек, кото- рый призван к смыслозадающей деятельности, сам по себе не имеет никакой жесткой структуры и формы. Человек по сути своей – это экзистенция, т. е. он не определен, не запрограммирован с самого начала, а открыт для будущих возможностей.
    Концепции иррационализма представлены учениями та- ких философов, как Шопенгауэр (1844-1900), Ницше (1844-1900) и др. В основе иррационалистических взглядов находится идея о том, что деятельность человека, а в более широком смысле – человече- ское бытие, анализируется с позиций проявления необъяснимых внутренних мотиваций, побуждений, желаний. Согласно Шопенгау- эру, подлинную основу мира и человека представляет воля, которая абсолютно противопоставлена всякому рациональному порядку. Воле не свойственны никакие формы и структуры. По мнению Ницше, че- ловеческая жизнь не подчиняется никаким абстрактным общезначи- мым установлениям. Он требует переоценки всех ценностей, которые должны не приводиться в жесткую систему, а, скорее, зависеть от творческой жизни, устанавливающей их. Нет никаких надвременных идей, определяющих бытие человека.
    Современные представления о человеке, хотя и учитывают достижения мыслителей иррационалистического направления, но все же преимущественно опираются на рационалистические идеи – ма- териалистические и идеалистические. Среди них важнейшая роль принадлежит марксистскому объяснению природы человека. Так, объясняя процесс выделения человека из животного мира, который по времени охватывал столетия, а возможно, и тысячелетия, осново-

    271 положники марксизма писали о том, что людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Произ- водя необходимые жизненные средства, люди косвенным образом производят и саму свою материальную жизнь. Нетрудно заметить, что главным критерием, способствующим переходу человека из жи- вотного состояния, его культурализации, здесь выступает материаль- ное производство. По существу, без производства невозможно обра- зование даже примитивного человеческого сообщества. Важнейшим отличительным и родообразующим признаком Homo sapiens выступа- ет производственная деятельность.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   33


    написать администратору сайта