Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1. Описание в методологии классического социологического исследования

  • 1.2. Объяснение в методологии классического социологического исследования

  • 2.1. Описание: широкое и узкое значение

  • 2.2. Объяснение: семантическое и научное

  • 3.1. Управленческая функция классического социологического исследования

  • 3.2. Классическое социологическое исследование для нужд прогнозирования

  • 3.3. Качественное исследование и управление

  • 3.4. Качественное социологическое исследование — в помощь конкретному человеку

  • Вопросы аля самоконтроля

  • Готлиб Введение в социологическое исследование. Удк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание


    Скачать 2.29 Mb.
    НазваниеУдк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание
    АнкорГотлиб Введение в социологическое исследование.doc
    Дата01.02.2017
    Размер2.29 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГотлиб Введение в социологическое исследование.doc
    ТипРеферат
    #1687
    страница11 из 25
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25

    Вопросы для самоконтроля

    1. Каков фокус исследовательского интереса в качест­венном исследовании?

    2. Опишите образ социальной реальности в качествен­ной парадигме.

    3. Что означает понять социальное явление?

    4. Почему мы может понять Другого?

    5. Каков характер знания, получаемого в качественной парадигме?

    6. Каковы возможные сочетания повседневных интерп­ретаций изучаемых людей и исследовательской ин­терпретации?

    7. Опишите уровни репрезентации опыта.

    8. Что такое реалистический и повествовательный (нар­ративный) подход в качественном исследовании?

    9. Какие направления внутри качественной социологии сегодня складываются?




    1. Опишите язык и форму представления результата в каждом из этих направлений.

    2. Какова логическая структура получения знания в каче­ственном исследовании?

    3. Как оценивается качество качественного исследова­ния? Опишите проблему истины здесь.

    4. Что такое триангуляция и зачем она используется в некоторых направлениях качественной социологии.

    5. Какова позиция исследователя в качественном иссле­довании?

    Тема 5

    Функции социологического исследования в классической и качественной парадигмах

    Ключевые понятия: Функция, простое описа­ние, аналитическое описание, научное объясне­ние, семантическое объяснение, социальное управление,прогнозирование, прикладные задачи, изменение социальной ситуации, индивидуальная свобода, индивидуальное самосознание

    Социальная практика имеет... право требовать от социальной теории по крайней мере того, чтобы хоть некоторые из ее результатов могли быть при­менены и чтобы число и значимость этих резуль­татов постоянно возрастали.

    У. Томас, Ф. Знанецки. Методологические заметки

    Наилучшая служба, которую социология может сослужить людям в их повседневной жизни и со­существовании, — это стимулирование взаимного понимания и терпимости как постоянных условий общей свободы.

    Зигмуит Бауман. Мыслить социологически

    Термин «функция», насквозь научный, имеет много значений. Самое распространенное из них, идущее от биоло­гии, — задача части по отношению к целому. Применительно к нашей теме это означает, что предмет нашего разговора — это задачи, решение которых общество возлагает на социологию. Что общество ждет от социологии и что она может дать обществу?

    Сама постановка этих вопросов достаточно традиционна и возникает в фокусе классической социологической методо­логии с ее ориентацией на производство знания как научного

    Тема 5 Функции в классической и качественной парадигмах 159

    в соответствии со всеми канонами этого типа знания, вырабо­танными еще великими мыслителями Нового времени.

    Качественная социология, принципиально отвергающая такое научное знание, тем не менее в целом не отвергает такой постановки вопроса, хотя и по-другому отвечает на него. Кро­ме того, качественная парадигма в некоторых своих направле­ниях меняет угол зрения и вообще по-другому ставит этот вопрос: вместо безликого общества на авансцену выходят конк­ретные люди, конкретные действующие субъекты, нуждающие­ся в социологическом знании. При этом к конкретным людям в равной мере относятся и изучаемые, и сам исследователь. Еще раз вспомним: «Мы это они».

    1. Функции классического социологического исследования: общая характеристика

    В целом производство социологического знания в классической парадигме ориентировано на выполнение сле­дующих четырех задач:

    • описание общественных явлений и процессов (описатель­ная функция);

    • объяснение их (аналитическая функция);

    • использование в управлении социальными процессами и яв­лениями (управленческая функция);

    • использование для целей прогнозирования (прогнозная функция). В сущности, все эти функции характерны для любого научного

    знания. Первые две — описание и объяснение — собственно по­знавательные задачи: цель любого научного познавательного про­цесса — описать и объяснить изучаемый фрагмент реальности.

    Две другие — прикладные задачи: полученное знание «при­кладывается», «приспосабливается» к конкретной ситуации, изменяя ее.

    Познавательные и прикладные функции тесно связаны друг с другом. В философии науки, осмысливающей этот тип зна­ния, даже существует специальное направление — инструмен­тализм. Сторонники его полагают, что объяснение и описание в науке, т.е. теории, нужны лишь для того, чтобы были достиг­нуты главные цели — предсказание и изменение изучаемого фрагмента реальности, «спасение явления». Здесь собственно




    160

    Часть I ' Методологические основания

    познавательные задачи выступают лишь средством, инструментом достижения практических целей'. Один из крупнейших филосо­фов XX века Л .Витгенштейн в этом ключе писал в своих «Лекциях по эстетике»: «Одна из наиболее важных особенностей объясне­ния состоит в том, что оно обязано снабжать нас предсказанием. Физика связана с инженерией. Мост не должен рушиться»2.

    1.1. Описание в методологии классического социологического исследования

    Описание в методологии классического социологи­ческого исследования предполагает определение меры выра­женности изучаемого свойства в объекте исследования, меры представленности его в различных социальных группах объек­та. Так, например, можно описать уровень социального само­чувствия населения России, сравнить его в различных соци­ально-демографических группах жителей страны или описать протестный потенциал, меру его выраженности в группах ра­ботников предприятий различных отраслей промышленности. Описать социальное явление или процесс как целостность здесь означает описать его структуру, меру представленности отдельных структурных элементов изучаемого целого. Так, ис­следуя явление социальной напряженности, сопровождающей процесс приватизации промышленных предприятий в 1990-х годах, украинский социолог Е.И.Суйменко теоретически вы­делил такие структурные составляющие:

    1. «вертикальная» конфликтность (отношения взаимного проти­водействия между наемными работниками и работодателями);

    2. «горизонтальная» конфликтность (отношения конкурен­ции внутри группы);

    3. «протестные» установки людей.

    1 В философии науки, впрочем, присутствует и позиция «науч­ного реализма», полагающая, что главная цель научного предприятия — истинное описание и объяснение явле­ния. Подробнее см. .Лаудан Л. Наука и ценности //Современ­ная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996.

    1Цит. по: ПатнемХ. Философы и человеческое понимание // Там же. С. 225.

    Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах 161

    Кроме того, социальная напряженность у него представле­на и тремя уровнями:

    • государственным;

    • региональным;

    • уровнем отдельного предприятия.

    Представляя каждый из выделенных элементов в виде меры его выраженности (уровень «вертикальной» и «горизонтальной» конфликтности, наличие «протестных» установок и т.д.), иссле­дователь реализовал функцию описания в своем исследовании1.

    Достаточно часто описание включает выделение типологи­ческих групп изучаемого объекта, определение уровня их представлен ности.

    Описание социального явления предполагает выделение двух аспектов его изучения: синхронического (сегодняшняя ситуация) и диахронического (сравнение его изменений во времени).

    В исследовании социальной напряженности, о которой мы говорили ранее, наряду с описанием ситуации в конце 1990-х учитывался и диахронический аспект: изменение протестных ус­тановок в период с 1994 по 1998 г.

    Описание социального явления или процесса происходит на языке классической социологии — языке научных понятий и математической статистики в ее «простых формах»: простые распределения признаков, расчет индексов, «средних» значе­ний признаков, характеристик их рассеяния, описание обоб­щенных факторов (факторный анализ).

    Математические данные здесь лишь средство доказательно­сти выдвинутых теоретических гипотез: цифры имеют смысл только в контексте широких теоретических обобщений. Как вы­разился П.Бергер, «социология столь же сводима к статистике, сколь филология сводима к спряжению неправильных глаголов или химия — к производству в колбе дурных запахов»2.

    Описание является необходимой составной частью любого социологического анализа той или иной социальной проблемы: нельзя выдвигать гипотезы о связях изучаемого явления с дру­гими, предварительно не описав его.

    1 Суйменко Е.И. Социальная напряженность в приватизаци­онном процессе//Социс. 1999. Ns 10.

    ' Бергер П. Приглашение е социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 19.

    Ь Гот.тнй А.С




    162

    Часть I • Методологические основания

    Вместе с тем описательные исследования имеют и самостоя­тельную ценность, особенно при исследовании малоизученной проблемы.

    Наиболее распространенные формы описательного иссле­дования — это массовый опрос населения, социологическая «фотография» мнений, оценок, форм вербального (словесно­го) поведения и т.д.

    1.2. Объяснение в методологии классического социологического исследования

    Задача объяснения (анализа) социальных явлений и процессов предполагает выявление факторов (причин), их по­рождающих, а также взаимосвязей между элементами этих яв­лений и процессов.

    Объяснить социальное явление или процесс в рамках классической социологии значит не просто «скользить по поверхности», схватывая лишь его внешние формы, но вы­явить его глубинные, устойчивые, сущностные черты, т.е. при­чинно-следственные связи, обусловливающие его функцио­нирование и развитие. Фактически именно в этой функции реализуется главная исследовательская ориентация классиче­ской парадигмы социологического исследования: познание в ко­нечном итоге закономерностей в отдельных сферах социума.

    «Если мы хотим достичь научных объяснений, мы должны помнить, что наши факты должны быть определены таким об­разом, чтобы можно было подвести их под общие законы», — писали У.Томас и Ф.Знанецки во Введении к своему «Польско­му крестьянину в Европе и Америке»1.

    Ставя задачу объяснить (проанализировать) то или иное яв­ление, социолог отвечает на вопросы: как, каким образом, за счет чего возможно становление, функционирование и развитие этого явления?, т.е. фактически изучает его механизм. Для этого социолог теоретически выделяет весь спектр возможных факто­ров, обусловливающих то или иное социальное явление (по крайней мере стремится это сделать) — от макроуровня до

    1 Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Аме­риканская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. С. 347.

    Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах 163

    конкретной социальной ситуации, а затем уже непосредственно изучает влияние наиболее значимых из них на исследуемое яв­ление1. Доказательством существования выделенных явлений в качестве факторов выступает определенная (статистически зна­чимая) мера связи между явлениями-факторам и и изучаемым социальным явлением. При этом чем больше величина этой свя­зи (на языке статистики это «теснота» связи), тем в большей сте­пени в социальной действительности данный конкретный фак­тор влияет на изучаемое явление, определяет, порождает его.

    В полном соответствии с «законами жанра» средством доказа­тельства здесь, так же как и в описательных исследованиях, высту­пает аппарат математической статистики, только в более «слож­ных» своих вариантах (корреляционный, регрессионный анализы).

    Математика позволяет получить «объективное» знание, т.е., говоря словами В.Библера, «обнаружить в вещах то, что они есть... "сами по себе", "в себе", "от-лично" от меня и других вещей, очи­щенные от всех посторонних влияний и искажений»'.

    Так, например, социолог хочет объяснить разный уровень учебно-познавательной активности студентов первых курсов и выпускных или студентов технических и гуманитарных вузов. Для этого он должен определить тесноту связи между учебно-познавательной активностью и рядом других социальных явле­ний, выделенных в теоретическом анализе в качестве значимых факторов (причин): качеством преподавания, уровнем довузов­ской подготовки студентов, их направленностью на профессию, характером норм, сложившихся в учебной группе, и т.д.

    По конкретной величине этой тесноты связи (значению со­ответствующих коэффициентов) можно судить о вкладе этих факторов в учебно-познавательную активность, т.е. объяснить, что в действительности порождает обнаруженные и описанные социологом различия.

    1 Процедура выделения всей совокупности факторов, опре­деляющих изучаемое явление, называется комплексным анализом объекта исследования и осуществляется в рамках подготовки программы. Подробно см.: Ядов В.А. Социоло­гическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995.

    1 Библер В. От наукоучения к логике культуры. М.: Наука, 1991.С.294.




    164

    Часть I* Методологические основания

    Такой тип объяснения — с опорой на формально-логиче­ский аппарат — называется научным объяснением. Научное объяснение предполагает получение «истинного» знания, т.е. знания о причинах того или иного явления, существующих в реальности, на самом деле.

    Сегодня есть одна проблема, связанная с практикой социо­логических исследований. В массовых опросах, как правило, преимущественно изучаются мнения людей о причинах, порож­дающих то или иное явление. Понятно, что изучение восприя­тия людьми той или иной ситуации дает бесценную информа­цию для социолога. Вместе с тем классический подход предполагает, что личный опыт каждого человека достаточно ограничен, а его субъективное рационально-осмысленное восп­риятие, зафиксированное, например, в опросниках, может со­держать ошибки, заблуждения, не точно в принципе. Отсюда в этой парадигме, ориентированной на получение достоверного объективного знания, недопустимо подменять это самое объек­тивное знание о причинах изучаемого явления (доказатель­ством коего является, как мы говорили, математика) субъек­тивными оценками этих причин. Однако на практике это, к сожалению, нередко делается: мнения изучаемых людей о при­чинах того или иного явления выдаются социологом за «истин­ные» причины, имеющие место в объективной реальности. С точки зрения классической парадигмы социологического ис­следования такая информация недостоверна, не соответствует «истинному положению дел».

    Конечно, социолог прибегает к субъективным оценкам при­чин зачастую не «от хорошей жизни» — целый ряд явлений, выступающих причинами другого, изучаемого явления, трудно операционализировать, надежно измерить. Вместе с тем эта си­туация не дает оснований для замены математически доказан­ных связей их восприятием. Социолог, получивший такую субъ­ективную информацию, должен осознавать ее ограниченность, понимать, что она характеризует только восприятие людьми си­туации, их видение причин, не более того1.

    1 Далее мы увидим, что такое объяснение — с точки зрения действующего лица — называется семантическим объясне­нием. Этот тип объяснения не претендует на получение до­стоверного знания, у него совсем другие задачи.

    Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах 16$

    2. Описание и объяснение в качественной парадигме

    2.1. Описание: широкое и узкое значение

    Термин «описание» используется в качественной па­радигме в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле — это описание исследователем своего понимания, это — верба­лизация понимания. В этом смысле любой продукт качествен­ного исследования — всегда описание.

    В то же время в зависимости от установки качественного исследования на результат, от специфики образа результата мож­но выделить два его вида:

    • простое описание или «плотное», насыщенное;

    • аналитическое описание.

    Эти два вида описания отличаются друг от друга прежде всего задачами и, соответственно, языком. Мы уже говорили, что при простом описании задача состоит в том, чтобы макси­мально представить жизненный мир информанта, его интерп­ретацию событий. Фактически продукт такого исследования — «сырые» данные, «не обработанные» исследователем.

    Аналитическое описание нацелено на получение такого про­дукта исследования, в котором информанты и исследователь «участвуют» на равных. Как правило, продуктом аналитическо­го описания выступает мини-теория (концепция) или исследо­вательский комментарий.

    В узком смысле описание противопоставляется объяснению. Ре­зультат качественного исследования, который не содержит отсы­лок к причинам, мотивам тех или иных действий, реализует задачу описания социального явления. Соответственно, если в продукте исследования причины и мотивы представлены, мы имеем дело с объяснением изучаемого явления. Различил, таким образом, между описанием и объяснением в узком смысле состоят в том, что имен­но содержится в готовом продукте качественного исследования.

    2.2. Объяснение: семантическое и научное

    Здесь в этой методологии мы сталкиваемся не толь­ко с научным объяснением, имеющим место в классической пара-



    166
    Часть I • Методологические основания

    дигме, но и с семантическим объяснением1. Этот вид объясне­ния фактически означает растолкование: подобное мы встреча­ем в лингвистике, когда для объяснения неизвестного слова толковый словарь дает слово со сходным значением. При таком объяснении события и поступки могут растолковываться дру­гому человеку с помощью уточнений, аналогий, указаний на предысторию и смысловой контекст происходящего — прибли­зительно так в повседневной жизни мы объясняем друг другу те или иные события. При этом мы стараемся перевести это собы­тие на понятный нашему собеседнику язык, исходя из его пред­полагаемого опыта, нормативных представлений. Семантичес­кое объяснение всегда преследует практическую цель — добиться понимания слушателем, оно всегда — процесс коммуни­кации, ориентированный на конкретного слушателя. Такое объ­яснение может быть успешным, если его принял тот, кому оно адресовано, вне зависимости от того, соответствовало ли оно критериям логичности, согласованности отдельных частей и т.д., с помощью которых оценивается научное объяснение.

    Семантическое объяснение — всегда понятное конкретному слушателю, в отличие от научного — «истинного», соответ­ствующего объективным стандартам логики.

    Семантическое объяснение в качественной парадигме — это объяснение смысла событий, своих поступков изучаемыми людьми, их интерпретация реальности.

    А теперь попробуем разобраться, как сочетаются научное и семантическое объяснение в качественном исследовании.

    Ранее мы уже говорили, что в качественной социологии су­ществует собственно гуманистическое направление, которое главной своей задачей считает предоставление «слова» тем «го­лосам из хора», которые раньше никогда не были слышны, а также тем ситуациям, которые не изучались или замалчива­лись. В исследованиях подобного рода, где «властвует» текст в первозданном своем виде, не «тронутый» исследователем, присутствует только семантическое объяснение реальности —■ объяснение с точки зрения «действующего субъекта»3.

    Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах 167

    В научно ориентированных качественных исследованиях, так сказать, исследованиях «объективистского» характера, присутствуют и семантическое объяснение ситуации изучае­мыми людьми, и научное объяснение социолога, которое, как мы говорили ранее, должно быть построено по всем логиче­ским канонам научного доказательства, а также происходить на языке специальных терминов. Результаты такого рода ис­следований — мини-теория — есть всегда сплав, «равновесное» сочетание этих двух видов объяснений социальной реальности.

    Применительно к исследованиям собственно постмодерни­стского (или арт-) направления, где в продукте исследования слы­шен преимущественно только голос социолога, его интерпрета-тивная версия, «потерявшая» связь с «сырыми» данными, вообще не приходится говорить ни о семантическом, ни о научном объ­яснении: исследования подобного рода сознательно делаются вопреки научным канонам, а их выводы, сделанные в стиле fantasy, не столько объясняют реальность, сколько репрезентируют преж­де всего самого исследователя, его взгляд на вещи.

    3. Использование социологической информации в прикладных целях

    3.1. Управленческая функция классического социологического исследования

    В Теме 1 мы говорили, что любое научное знание принципиально ориентировано на его применение в практи­ческих целях. Классическое социологическое исследование, производя такой тип знания, в полном соответствии с «закона­ми жанра» нацелено на его использование в управленческих целях: для изменения социальной ситуации и контроля за ней. Многие полагают, что именно этот практический пафос со­циологии оправдывает как возникновение, так и существование социологии и социологов1. Социолог здесь играет роль врача, ставящего «диагноз» социальной ситуации и выписывающего


    1 Термин этот принадлежит известному американскому спе­циалисту по логике и философии социальных наук А, Каплану.

    * Понятно, что этот текст, чтобы быть объяснением, должен со­держать мотивы, причины, обоснования тех или иных событий.

    ' Такая позиция социолога предъявляет высокие требования к его ответственности за предлагаемые решения, за участие в конечном итоге в изменении социальной реальности.



    168
    Часть I • Методологические основания

    определенные «рецепты» для ее «оздоровления» — изменения к лучшему. «Рецепты» — это определенные направления или конкретные управленческие решения, пригодные для использо­вания «здесь и сейчас», в конкретной социальной ситуации.

    Понятно, что исследования на уровне описания, когда «схва­тываются» лишь внешние, «случайные черты», мало что дает управлению. На управление лучше всего «работают» аналити­ческие (прежде всего фундаментальные) исследования, основная задача которых — объяснить социальное явление, т.е. показать его в реальной взаимосвязи с другими, обусловливающими его социальными явлениями (факторами).

    Чем достовернее в социологическом знании представлена эта сложная картина взаимосвязи, тем оно полезнее управлению. При этом наблюдается довольно парадоксальный, на первый взгляд, факт: чем фундаментальнее социологическое знание, т.е. чем менее оно «привязано» к конкретной социальной ситуации, тем эффективнее может быть его использование, в том числе и для решения конкретных прикладных управленческих задач.

    Парадоксальность эта мнимая. Объясняя изучаемое явле­ние, социолог выявляет типичные причины, его порождаю­щие, действующие «повсюду и всегда» (в отличие от «здесь и сейчас»). Знание причин позволяет определить наиболее су­щественные направления изменения социальной ситуации, а конкретные «рецепты» — управленческие решения — могут разрабатываться в рамках выделенных направлений.

    Ярким примером такого «управленческого» использования серьезного аналитического исследования в отечественной со­циологии были разработка и внедрение на ВАЗе системы про­фессионального продвижения рабочих в 1970-хгодах. Эта уни­кальная социальная технология была создана социологами ВАЗа совместно с социологами Самарского государственного университета как способ повышения удовлетворенности рабо­чих своей деятельностью. Разработка этой системы основыва­лась на выводах социологического исследования, ставшего классическим, — «Человек и его работа», проведенного ленин­градскими социологами под руководством В.А.Ядова, АГ.Здравомыслова и В.П.Рожина в 60-х годах1.

    1 Человек и его работа. М.: Мысль, 1967.

    Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах 169

    Изучая влияние широкого спектра факторов производственной ситуации на удовлетворенность — неудовлетворенность рабочих своей работой, исследователи выявили три из них, наиболее значи­мые, так называемое мотивационное ядро. Это — содержан ие труда, возможность повышения квалификации и заработная плата.

    Не имея возможности существенно повысить содержание труда работников главного конвейера ВАЗа (а любое конвейер­ное производство, расчленяя технологический процесс на прос­тейшие операции и закрепляя за ними людей, с необходи­мостью обедняет содержание их труда, делая его монотонным и малоквалифицированным), социологи пошли другим путем. Система профессионального продвижения, ориентированная на значимость выявленного в исследовании «неба над голо­вой» — перспектив повышения квалификации, — гарантирова­ла продвижение каждому желающему этого рабочему. Правда, при этом требовалось соблюдение определенных условий: доб­росовестный труд на конвейере в течение трех лет, отсутствие нарушений трудовой дисциплины, рекомендация бригады и т.д.

    Внедрение этой системы в сборочных цехах завода помогло существенно снизить потенциальную (готовящуюся) и реаль­ную текучесть рабочих с главного конвейера ВАЗа (а в 1970-х годах эта проблема была очень серьезной для завода), повысить их удовлетворенность работой.

    Сегодня главная проблема в реализации управленческой функции социологической наукой состоит в достаточно низкой востребованности социологического знания управленцами. Со­циология не раз доказывала, что она может помочь управлен­цам принимать не интуитивные, но обоснованные решения. Вместе с тем управленцы разных уровней в значительном сво­ем большинстве и сегодня не готовы использовать социологи­ческие «рецепты», не видят пользы в социологических выводах, не доверяют социологическим исследованиям1. Конечно, это

    1 Проблема низкой востребованности социологического знания на всех уровнях управления «в полный рост» стояла и в СССР Од­нако тогда были и другие причины этого явления: с одной сторо­ны, тоталитарная власть, принципиально «разговаривающая мо­нологом», не нуждалась в достоверной информации снизу; с другой стороны, в рамках централизованной плановой экономи­ки руководители предприятий реально не были заинтересованы в повышении эффективности производства, а значит, и в социо­логических рекомендациях, направленных на ее повышение.



    170
    Часть I • Методологические основания

    не означает, что сегодня в России — тотальная невосприимчи­вость социологического знания. При этом эффективное ис­пользование результатов социологических исследований в от­дельных сферах общественной жизни (например, в политике, в маркетинге) не отменяют этой тенденции в целом. Только по­вышение управленческой культуры руководителей, появление на «российской сцене» управленцев-профессионалов способ­но, видимо, изменить эту ситуацию.

    3.2. Классическое социологическое исследование для нужд прогнозирования

    Функция прогноза предполагает использование социоло­гического знания в прогнозных целях, т.е. для научного предви­дения характера изменения той или иной социальной ситуа­ции в будущем.

    Область социального прогнозирования довольно широка: от глобальных прогнозов, касающихся перспектив развития человечества в целом, до конкретных прогнозов ожидаемых состояний крупных и малых социальных объектов: российско­го общества, российской экономики, политической жизни оп­ределенного города, конкретной организации и т.д.

    Социальное прогнозирование включает целый ряд направ­лений. Это и оценка социальных последствий научно-техничес­кого прогресса: как скажется внедрение технических новшеств на социальной структуре общества в целом и той организации, где они внедряются; как изменятся в связи с этим содержание и характер труда работников, условия их работы, требования к образованию и т.д. Это и оценка возможных социальных послед­ствий принимаемых управленческих решений: как, например, скажется модернизация системы среднего образования на ка­честве образования, как изменится социальное самочувствие работников конкретной организации, если будет изменена система заработной платы или принимается решение о рекон­струировании организации, и т.д.

    Социальное прогнозирование включает и предвидение соци­ального поведения людей. Чаще всего это поведение в экономичес­кой области: какие профессии будут востребованы на рынке тру­да в ближайшем будущем? как будет развиваться малый бизнес в

    Тема 5 * Функции в классической и качественной парадигмах 171

    России? каковы будут конкретные формы сотрудничества рабо­тодателей и наемных работников? и т.д. Велика роль прогнози­рования и в политической сфере: кому отдадут свои голоса изби­ратели в различного рода выборных кампаниях? как будет развиваться социальная напряженность в городе, поселке? какие качества политических лидеров будут востребованы?

    Основным методом получения информации о будущих состоя­ниях изучаемого социального объекта является экстраполяция, представляющая собой перенесение основных выявленных се­годня тенденций на ситуацию в будущем1.

    Понятно, что качество прогноза, осуществляемого таким об­разом, самым тесным образом связано с достоверностью социо­логической информации о сегодняшнем состоянии изучаемого социального объекта: чем в большей степени в социологическом знании представлено «истинное положение дел», тем точнее прогноз. Можно с уверенностью сказать, что чем лучше мы зна­ем наше сегодня, тем точнее мы будем знать наше завтра.

    Сегодня в России в области использования социологиче­ского знания для прогнозирования существует ряд проблем. Некоторые из них носят ситуативный характер и могут исчез­нуть вместе с изменением ситуации, их порождающей. Дру­гие имеют устойчивый или принципиальный характер и, видимо, не решаемы вообще.

    Ситуативна сегодня проблема построения ненадежных прог­нозов на основе некачественной информацииьвызванной нехват­кой специалистов. Причина здесь в некотором дисбалансе между потребностью в социологической информации, которая в определенные периоды особенно возрастает (например, во время тех или иных избирательных кампаний), и количеством специалистов-социологов на рынке труда. Явная чехватка со­циологов-профессионалов сегодня зачастую восполняется слу­чайными людьми, готовыми проводить социологические ис­следования, не владея в должной мере искусством и ремеслом производства социологической информации.

    Ранее мы уже говорили, что в классической парадигме каче­ство социологической информации практически невозможно

    ' Спектр методов социального прогнозирования достаточно широк, здесь же мы говорим о самом распространенном из них.



    172
    Часть I ' Методологические основания

    оценить по результату: отсутствуют нормативы для сравнения. Именно поэтому и возможно производство сомнительных прогнозов на основе не вполне качественной социологической информации. По всей видимости, у этой проблемы недолгий век, каких-нибудь 3-5 лет. По мере насыщения российского рынка труда квалифицированными специалистами, а также по мере становления пользующихся репутацией социологических фирм, занимающихся маркетинговыми и социологическими исследованиями, эта проблема исчезнет.

    Вторая проблема более основательна, устойчива и вряд ли может быстро исчезнуть с российского «горизонта». Речь идет о возможности получения некачественной социологической информации, а значит, и некачественного прогноза вследствие «политической ангажированности» социолога или его «серви­лизма» — работы по принципу «чего изволите». Требуемая классической социологией в качестве ее важнейшего постула­та позиция независимого исследователя, производящего объек­тивное знание, здесь сознательно нарушается или «во имя идеи», или в обмен на разнообразные блага. Фактически это проблема нравственного выбора исследователя, во многом обусловленного его системой ценностных предпочтений.

    Другие проблемы принципиального характера связаны с воз­можностями самой классической социологии, не очень-то «пригодной» для прогнозирования, а также с практикой орга­низации социологических исследований.

    Во-первых, это известный каждому человеку из жизни, а так­же зафиксированный в науке факт разрыва, несоответствия меж­ду вербальным (словесным) и реальным поведением. При этом вербальное поведение понимается как словесно выраженная го­товность поступить определенным образом в конкретной ситуа­ции. Ответ респондента в анкете «Если бы завтра состоялись пре­зидентские выборы, я бы проголосовал за N» и есть пример такой социальной установки (готовности). На языке диспозици-онной структуры личности — одной из самых интересных тео­рий, объясняющих механизм социального поведения личности', эта готовность называется базовой социальной установкой.

    ' Подробнее см.: Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности.

    Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах 173

    Происхождение этого разрыва между «словом» и «делом» объясняется тем, что реальное поведение человека, как прави­ло, обусловливается целостной структурой личности, представ­ляющей собой трехуровневое иерархически организованное образование. В этом «здании» есть не только «верхний этаж» фиксированных социальных установок, но И «средний этаж» ба­зовых социальных установок, а также «нижний» — наиболее ус­тойчивых, глубинных установок, называемых ценностными ориентациями личности.

    Именноони, ценностные ориентации личности, взначитель-ной степени «ответственны», как показывают социологические исследования, за поведение человека «по жизни», за тот или иной выбор конкретных жизненных стратегий. Вместе с тем опреде­ленная структура ценностных ориентации личности во многом влияет и на поведение в конкретной ситуации, пронизывая и обусловливая все другие «этажи» личностной структуры.

    Практика показывает, что в социологических исследовани­ях, в особенности в массовых опросах, чаще всего изучаются лишь базовые социальные установки, как наиболее «легкие» с точки зрения техники их выявления. Понятно, что прогнозы, построенные на такой информации, могут быть весьма и весь­ма неточными.

    Во-вторых, социологическая наука, как правило, работает в сфере рационального, осознаваемого. Она изучает мнения, оценки, суждения людей каг. результат восприятия и осмысле­ния ими той или иной социальной ситуации. В то же время из­вестно, что поведение человека (а прогнозируется обычно по­ведение) детерминируется во многом И иррациональными моментами, т.е. неосознаваемыми или лишь частично осозна­ваемыми. Отсюда понятно, что прогноз, основанный на учете части факторов (пусть даже и большей), заведомо в определен­ной степени обречен на неточность.

    Кроме того, возможность получения в ходе массовых опро­сов информации, не соответствующей «истинному положению дел», существует и за счет «непредвиденных» причин, неожи­данно проявляющих себя в исследовании. Вспомним хотя бы казус, связанный с ситуацией выборов в Государственную думу в 1993 г. Тогда массовые опросы, проводившиеся в разгаре предвыборной кампании, показывали, что только около 3%



    174
    Часть I • Методологические основания

    людей, собирающихся голосовать, готовы отдать свои голоса за ЛДПР, возглавляемую В. Жириновским1. Победу прочили сов­сем другим партиям: «Выбору России» и «Яблоку», за которых собирались голосовать в 7-10 раз больше людей, чем за ЛДПР.

    В то же время реальные выборы показали совсем другой «расклад»: по удельному весу людей, отдавших свои голоса, ЛДПР оказалась на первом месте (за нее проголосовало 23,9% избирателей). Разрыв между прогнозируемыми результатами выборов и реальным голосованием был столь высок, что обще­ственность страны начала всерьез обсуждать проблему полез­ности социологической науки, ее эффективности. «Москов­ские новости» писали тогда: «Результаты декабрьских выборов подорвали доверие общества к прогнозам социологов. Конеч­но, даже такой авторитетный центр.как служба Гэллапа, делает ошибки. Но как стало возможным, что все опросные центры сделали одни и те же ошибки?»2

    Социологи, сами заинтригованные такой ситуацией, как бы в ответ на критику post factum решили изучить это явле­ние, назвав его «эффектом Жириновского». В итоге был обна­ружен довольно редкий феномен, от которого ни одна наука, имеющая дело с человеком как объектом исследования, не застрахована. В частности, было выявлено расхождение меж­ду тем, что опрошенные говорили интервьюеру, и тем, что они думали на самом деле. Говорили они то, что было, как они по­лагали, наиболее распространенным, общепризнанным, не желая быть «белой вороной», отличаться от всех, даже в ско­ротечной процедуре интервью. А общепризнанным, довлею­щей нормой общественного сознания, как они полагали, бы­ло скорее отрицательное отношение к ЛДПР и ее лидеру. В то же время их действительное отношение к этой партии было другим, что потом и получило доказательство на избиратель­ных участках.

    Критически анализируя эту ситуацию, известный совет­ский, а ныне американский социолог В.Шляпентох объяснил этот феномен массовой неискренности респондентов фактором

    ' Шляпентох В.Э. Предвыборные опросы 1993 года в России: Критический анализ//Социс. 1995. С. 15.

    Тема 5 * Функции в классической и качественной парадигмах 175

    стыда1. По его мнению, огромное число россиян, ранее под­державших демократов, к 1993 г. стали поддерживать оппози­цию, но при этом стыдились признать радикальное изменение своих взглядов, «прячась» за общепризнанные, социально-же­лательные нормы.

    Все это говорит, видимо, о том, что прогнозирование соци­альных процессов и явлений — достаточно тяжелая ноша для социологической науки.

    Мы говорили о функциях управления и прогнозирования применительно к классической парадигме социологического исследования, что для научного знания в его нововременной форме, каким является классическая социология, вполне «за­конно». Правомерно ли говорить о «работе» на управление и прогнозирование в качественной парадигме с ее премущест-венно антинаучным, а значит, и антивластным пафосом, с ее гуманистической идеологией, принципиально отвергающей участие социологии в контроле над людьми? Однозначного отве­та на этот вопрос сегодня нет.

    3.3. Качественное исследование и управление

    Принципиально качественная социология, провоз­глашая индетерминизм, рассматривая социальную реальность как гибкую, ситуативно определяемую ее участниками, как не­кий «кубик Рубика», каждый раз новый, противостоит жест­кости социального порядка, а значит, и управлению, направ­ленному на его поддержание. В то же время практика показывает, что результаты качественных исследований, преж­де всего научно ориентированных, претендующих на обоснован­ное научное понимание социальных явлений и процессов, мо­гут использоваться в практических целях — для изменения социальной ситуации в соответствии с нашими потребностями и намерениями. Это блестяще доказала знаменитая Чикагская социологическая школа, с первых своих исследований направ­ленная на практическую полезность, на помощь в управлении со­циальными процессами. Исследования Р.Парка, Э.Берджесса, У.Томаса, НАндерсена, Е.Фрайзера и др. были принципиально


    'Московские новости. 1993. 19декабря.

    ' Шляпентох В.Э. Указ. соч. С. 16.




    176

    Часть I ' Методологические основания

    прикладными, ориентированными на решение многочислен­ных социальных проблем Чикаго, этого «безумного города», где концентрация их была особенно высока. Показательно название крупнейшего исследовательского проекта, осущест­вленного в Чикагском университете в 1930-х годах: «Город как социальная лаборатория», где город рассматривался как соот­ветствующий полигон для изучения и социальных экспери­ментов, для реформирования социальной среды в целом1. Чи­кагские социологи, тесно контактируя с муниципальными властями, политическими партиями, общественными органи­зациями города, пытались найти средства этого реформирова­ния с целью повысить интеграцию, солидарность жителей го­рода, «разорванных» этническими, религиозными, в целом социокультурными конфликтами, укрепить социальный поря­док в городе. Качественная социология, таким образом, помо­гая власти принимать обоснованные управленческие решения, способствовала укреплению социального порядка, социальной интеграции.

    Сегодня в современном обществе (по крайней мере в запад­ном), по мнению современного французского социолога Д.Берто, появляется и новый социальный актор, который может превратить социологическое знание в силу, преобразующую об­щество. «Любопытный актор, не имеющий устойчивого соци­ального статуса, как будто бы даже иногда исчезающий надол­го»2. Это — гражданское общество. По мнению французского социолога, государственная власть, правящий класс сегодня больше делают ставку на экономику и политологию, ибо «пара­дигма современного мира — это парадигма Рынка и Государ­ства». В то время как власть окружает себя многими слоями сек­ретности и лжи, по его мнению, именно гражданское общество

    1 Баньковская СП. Чикагская школа в американской социо­логической теории: от кризисного сознания к стабилизаци­онному // История теоретической социологии: В 4 т. М.: Ка­нон, 1998. Т. 3. С. 105.

    »Берто Д. Полезность рассказов о жизни для реалистичной и значимой социологии // Биографический метод в изуче­нии постсоциалистических обществ: Матер, междунар. се­минара. СПб., 1997.

    Тема 5 • Функции в классической и качественной парадигмах 177

    нуждается и стремится к полной прозрачности социальных от­ношений. Качественная социология, пытаясь проникнуть за со­циальную завесу, изучая микромиры социального целого, могла бы «работать» на гражданское общество: помочь социальным общностям (например, экологическим, гендерным и др.) в их борьбе за реформы в той или иной сфере общественной жизни, за признание прав определенных категорий людей. Таким обра­зом, социология участвовала бы в преобразовании общества, одновременно повышая и свой статус в нем.

    3.4. Качественное социологическое исследование в помощь конкретному человеку

    Известно, что изменение социальной ситуации «сверху» всегда оборачивается усилением социального контроля за участниками ситуации, уменьшением их реальной свободы. В то же время гуманистический пафос качественной социологии направлен на помощь каждому отдельному человеку, который, обретя социологическое понимание, сможет заглянуть за гори­зонты собственного опыта, по-новому интерпретировать, каза­лось бы, знакомые стороны жизни, увидеть их в новом свете. Социология может подтолкнуть обычного человека к критиче­скому осмыслению тех верований, которые до сих пор были вне всякой критики, привить вкус к самоанализу, подтолкнуть к пе­реоценке своего опыта, обнаружив еще много способов его ин­терпретации. В частности, рассказывание интервьюеру своей истории Жизни (а это распространенная исследовательская практика), ее «проговаривание» здесь и сейчас в коммуникации со слушателем может быть и поиском себя, решением своих эк­зистенциальных (смысложизненных) трудностей.

    В конечном счете социологическое понимание «ведет к уве­личению объема и практической эффективности нашей с вами свободы: индивидом, освоившим социологическое понимание, уже нельзя просто манипулировать, он сопротивляется насилию и регулированию извне тем силам, с которыми, как считалось, бесполезно бороться»1. На этом увеличении индивидуальной сво-

    ' Бауман 3. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 224.



    178
    Часть I • Методологические основания

    боды делают акцент и социологи феминистского направления, помогая женщинам, с их точки зрения угнетенным, осознать свое положение в «мужском» мире. В конце концов, «если со­циологи не помогут своим современникам лучше понять мир, в котором они живут и который они конструируют каждый день, то кто это будет делать вместо них? Будет ли это задачей кабинетных интеллектуалов или, еще хуже, журналистов и по-литиков?»'.

    В этом странном сплаве ориентации на власть, на усиление социального контроля за людьми и гуманистической ориента­ции на увеличение, в конечном итоге, индивидуальной свобо­ды «человека с улицы» видится внутренняя противоречивость качественной социологии. Эта двойственность, по мнению З.Баумана, есть отражение двойственной природы рациональ­ности вообще, «равнение» на которую есть неотъемлемая чер­та современного общества2.

    С одной стороны, рациональность, рациональный расчет (а это прежде всего знание способов достижения цели, пони­мание социального явления, — А.Г.) может сделать любое действие индивида более эффективным, т.е. увеличить степень его свободы.

    С другой стороны, рациональность, обращенная к органи­зации общества в целом, к его структурам, ограничивает инди­видуальный выбор, тем сзмым урезая индивидуальную свобо­ду. С этой двойственностью социологии «придется жить», видимо, всегда.

    4. Мотивы обращения социолога к качественному исследованию

    Следует обратить внимание еще на одну грань нашего раз­говора об экзистенциальных (смысложизненных) мотивах об­ращения социолога к качественному исследованию. Сама поста­новка вопроса таким образом свойственна только этой парадигме социологического исследования: в рамках классичес­кого подхода социолог, не включенный как личность в иссле-

    ' БертоД. Указ. соч. С. 15. г Бауман 3. Указ. соч. С. 236.

    Тема 5 Функции в классической и качественной парадигмах 179

    довательский процесс, движим только собственно познава­тельным или прикладным интересом.

    В качественном исследовании, особенно в рамках ка­чественного интервью, конструируя совместно с информантом социальную реальность «здесь и сейчас», вглядываясь в себя глазами Другого, социолог формирует и свою идентичность, начинает осознавать себя. В ряде случаев, когда исследова­тельская версия есть прежде всего выражение себя, а не социума, как мы уже говорили (а это характерно для собственно постмо­дернистского направления), исследование может стать событи­ем его экзистенции, способом его бытия в мире1.

    В целом качественная социология может многое дать со­циологу, как, впрочем, и обычному человеку — большее пони­мание людей, их пристрастий, мечтаний, опасений; уважение их права делать то, что они считают нужным и важным, — права на собственный образ жизни, В самом общем виде каче­ственная социология может помочь понять социологу другие формы жизни, проникнуть в их логику и смысл, понять всю относительность границ между «нами» и «ними», привить «терпимость» и в конечном итоге увеличить степень свободы каждого.

    Вопросы аля самоконтроля

    1. Каковы познавательные функции классического со­циологического исследования?

    2. Назовите его прикладные функции.

    3. Опишите проблемы, связанные с реализацией прог­нозной функции классического исследования.

    4. Что такое описание в качественной парадигме?

    5. Объясните разницу между терминами научное объ­яснение и семантическое объяснение.

    6. Может ли качественное исследование «работать» на управление социальными процессами?

    7. Опишите и объясните внутреннюю противоречивость целей качественного исследования.

    1 Лехциер В.Л. Путь к опыту. С- 31.



    160
    Часть! • Методологические основания

    1. Какие кардинально новые цели могут преследовать качественные исследования?

    2. Что может дать качественная социология самому ис­следователю?

    Литература:

    1. Aymeeum Ч. Законы и объяснения в социологии // Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.

    2. Бестужев-Jlada И.В. Прогнозное обоснование социологических нововведений. М.: Наука, 1993.

    3. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование // Социоло­гия в России. М.: ИСАН, 1996.

    4. Девятко И. Модели объяснения и логика социологического ис­следования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.

    5. Козловский ВВ. Утраты и обретения социологии // Журнал социо­логии и социальной антропологии. 1998. № 1.

    6. Лехциер В.Л. Путь к опыту // Методологический потенциал каче­ственной социологии и способы его реализации в социологиче­ских исследованиях. Самара: Самарский университет, 2000.

    7. Рорти Р. Метод, общественные науки и общественные надеж­ды //Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.

    8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения лич­ности. Л.: Наука, 1979.

    9. Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в струк­туре и человеческое действие: объяснение в социологической на­уке // Теория общества. М.: Канон -Пресс- Ц, 1999.

    10. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование // Теория общества. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   25


    написать администратору сайта