Готлиб Введение в социологическое исследование. Удк 316 ббк 60. 5 Г73 содержание
Скачать 2.29 Mb.
|
5.2. Основные правила логики на практике 1. Конкретные способы получения знания всегда строятся так, чтобы обобщения или мини-теории не теряли связь с первичным текстом, с конкретным изучаемым эмпирическим опытом. По-английски эта потерянная связь обозначается как ideas off the ground. «Приземление» обобщений, их «укоренение» в первичных данных и отсюда — бережное отношение к полевым заметкам, текстам, внимание к эмпирическому опыту, в них представленному, — важнейшее правило производства знания в качественном исследовании.
С точки зрения прямолинейного движения (как в классической социологии) циклический путь кажется неэффектив- ным и сбивчивым. Однако неправомерно считать его хаотическим. Циклический путь весьма эффективен для схватывания целого, а также оттенков значения, для объединения разношерстной информации в единую непротиворечивую картину Здесь есть своя дисциплина и строгость. 4. Анализ качественных данных с целью создания теории предполагает кодирование как первый шаг, первую ступень индуктивного восхождения к обобщениям. В количественном исследовании кодировка — чисто рутинная техническая процедура. В качественном исследовании кодирование имеет принципиально другой смысл: это способ организации «сырых» данных, их уплотнение, «укрупнение», категоризации. Как замечают американские исследователи М. Майлс и А. Хьюбер-ман, «код представляет собой аббревиатуру или символ, прилагаемый к сегменту слов, чтобы классифицировать эти слова... Коды происходят из исследовательских вопросов, ключевых концепций или важных тем. Они являются организующими способами, позволяющими аналитику быстро замечать, выхватывать и размешать в кластеры все сегменты, относящиеся к определенным вопросам, гипотезам, концепциям или темам»1. 6. Проблема истины в качественном исследовании 6.1. Объективная истина и истина опыта В Теме 2 мы говорили, что классическая парадигма с ее нацеленностью на познание законов объективной, противостоящей человеку социальной реальности ориентирована на производство истинного знания, так называемой объективной истины. Не случайно потому и качество классического социологического исследования, его «хорошесть» измеряется достоверностью его выводов, т.е. мерой их соответствия истинному положению дел, тому, что «есть на самом деле». ' Подробнее об этом см.: Часть II. Тема 2. 1 Miles M.B., Huberman A.M. Qualitative Data Analysis. Beverly Hills (CA): Sage, 1984. R 108. 148 Часть! • Методологические основания В качественной парадигме — совсем другая картина. Вот как говорит об этом К.Риссмаи: «Когда люди рассказывают о своих жизнях, они иногда лгут, многое забывают, преувеличивают, путаются и неправильно понимают веши. Тем не менее они открывают истины. Данные истины не отражают прошлое таким, каким оно есть на самом деде, из-за стремления придерживаться стандартов объективности. Вместо этого они открывают нам истины нашего опыта. В отличие от истины в идеале научности истины личных нарративов и других документов, которые изучает социолог, не только закрыты для доказательства, но и не являются самоочевидными. Мы приходим к их пониманию только через интерпретацию, обращая пристальное внимание на контексты, которые люди придают своему творению, и на мировоззрения, которые питают их»1. Истина опыта — это прежде всего темпоральный конструкт, а не раз и навсегда данное знание, которое должно соответствовать действительности. Именно поэтому она не нуждается в математической доказательности, а значит, и в измерении. Качественная социология — принципиально не измеряющее знание. Методологи качественного исследования полагают, что измерение вообще, а числовые операции в частности, чужды социальному миру: «обыденное значение повседневной жизни, по существу, не обладает свойством измеримости. Их основное свойство — осмысленность»1. Отвергая измерение, а вместе с ним и весь математический аппарат доказательства истин «на все времена», качественная парадигма производит исследовательские версии. Они — всегда частичные, всегда альтернативные истины. Они не претендуют на «истину в последней инстанции, на единственно верное знание, выступающее нормой, — норма производится в тот момент, когда исследователь выступает от лица «всеобщего», в том числе «рациональности вообще»'. ' Riessman C.K. Narrative Analysis. P. 21. * Новые направления в социологической теории. М.: Прог ресс, 1978. С.176. , 3 Мы уже говорили ранее, что такое нормативное знание, по лучающее свое «подтверждение» с помощью Разума вооб ще, всеобщих универсальных законов рационального мышления, производит классическая социология. Тема 4 • Основные черты качественного подхода - 149 Здесь же, в качественном исследовании, знание производится конкретным исследователем со всеми его предпочтениями, пристрастиями, прошлым опытом, способностью к рефлексии и эмпатии одновременно. Более того, выработка множества интерпретаций и даже конфликт между ними «являются не недостатком или пороком, а достоинством понимания, образующего суть интерпретации»'. Как же соотносятся между собой возможные интерпретации одного и того же изучаемого явления? Следует ли искать «сухой остаток» в разнообразных исследовательских версиях в надежде найти объективное в изучаемом явлении или описание каждой из версий имеет самостоятельное значение и потребитель исследовательской продукции (читатель, заказчик, специалист) волен выбирать любую, ему понравившуюся? Должен ли исследователь быть озабочен доказательностью своих выводов или вполне приемлем свободный полет фантазии, воображения, не отягощенный бременем доказательств? Сегодня на все эти вопросы однозначного ответа нет. 6.2. Качество качественного исследования Наиболее распространенной является позиция, вводящая так называемый постулат адекватности как методологический принцип. Согласно ей «хорошее» качественное исследование должно адекватно воспроизводить смыслы изучаемых людей, их жизненные миры. Л.Ньюман даже вводит для этого критерий — глубина понимания2. Здесь глубина понимается как мера приближения результата исследования (т.е. исследовательской версии) к тем смыслам, которые присутствуют в анализируемых документах, т.е. к первичным интерпретациям изучаемых людей, к их определениям ситуации. Если исследовательскую версию представить как перевод текста первичного документа (дневника, транскрипта интервью и т.д.) на другой язык — теории или исследовательского комментария, то здесь речь идет о верности перевода, о ето соответствии оригиналу. Фактически речь идет не только о соответствии смыслов и исследовательской версии, ' Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичное™. Саратов: СГТУ, 1997. С.156. 1Newman L.W. Op. crt. P. 116. 150 Часть I ' Методологические основания Тема 4 • Основные черты качественюго подхода 151 но И о соответствии сомой реальности и ее исследовательской версии: в качественной парадигме значения событий и само это событие слиты воедино. По сути это означает, что качественное исследование в рамках такой позиции практически также ориентировано на достоверное «схватывание» реальности, как и классическое1. Эмпирически оценить глубину понимания в конкретном исследовании практически невозможно. В то же время сегодня уже есть ряд «рецептов», предлагаемых социоло-гами-качественниками, для повышения «хорошести» исследований. Сами эти рецепты во многом зависят от того, в какой форме исследователь собирается представить результаты, каким видится язык итогового документа. 6.3. Как повысить обоснованность результатов исследования В исследованиях, ориентированных на комментарий исследователя, где, как мы помним, чаше всего используется язык, близкий к повседневной речи, таким «полезным рецептом» выступает оценка результатов самими информантами: если исследовательская версия понятна им, принципиально ими «схватываема», переводима ими в действие, тогда определенное понимание достигнуто, а выводы исследования обоснованны. В сущности, при таком обращении к информантам как к главным экспертам речь идет о правдоподобии результатов исследования. «Правдоподобное может не соответствовать действительности, но оно всегда отвечает обыденным представлениям о социально возможном»1. 1 Эта «тоска по объективности» свойственна не всем направлениям внутри качественной социологии. Мы уже говорили 0 так называемом постмодернистском крыле, с позиции кото рого качественное исследование в принципе не может пред ставить социальный мир истинным образом: оно не может ни чего, кроме описания собственного опыта исследователя. 1 Качанов Ю. Начало социологии. СПб.: Алетейя, 2000. С. 136. Ориентация на правдоподобие в некоторых направлениях ка чественной социологии дала основание Ю.Качанову назвать ее «массовой социологией», нацеленной на «массовую ауди торию» вслод за журналистикой или астрологией. Представители научного nothcoda, ориентированные на результат в форме мини-meopuu, предлагают и другие способы повышения качества исследования. Прежде всего — это соблюдение тех норм и правил, которые характерны для научного исследования вообще. З.Бауман назвал их правилами ответственных высказываний. Эти правила требуют, чтобы «кухня» исследователя, т.е. вся совокупность процедур, приведших к завершающим выводам и выступающих гарантом их достоверности, была широко открыта для неограниченного общественного обозрения; приглашение повторить испытание, может быть, опровергнуть выводы должно быть обращено к каждому желающему. Ответственные высказывания должны соотноситься с другими суждениями по данной теме: они не могут просто отвергнуть другие, уже высказанные точки зрения или умолчать о них, как бы эти точки зрения ни противоречили им, сколь бы неудобными они ни были. Еще одним способом, «работающим» на адекватность «схватывания» реальности, на повышение обоснованности исследовательской версии, является триангуляция (от англ. triangle — треугольник). В самом этом термине, введенном в 1970 г. в научный оборот английским социологом Н.Дензином1, на наш взгляд, «умерла» (воплотилась) метафора треугольника как геометрической фигуры, в которой все углы и стороны всегда соотносятся друг с другом. В самом общем виде триангуляция означает исследовательскую процедуру соотнесения данных исследования с результатами других исследований. В сущности, триангуляция является примером переопределения, приспособления известного в науке критерия «хорошего» исследования — «воспроизводимость данных» к реальности качественного исследования. Н.Дензин выделяет следующие ее виды. Первый — триангуляция данных. Этот вид подразделяется на:
Denzin N. The Research Act: a Theoretical Introduction to Sociological Methods. Chicago: Adline, 1970. P. 39. 152 Часть I • Методологические основания Тема 4 • Основные черты качественного подхода 153 Второй — исследовательская триангуляция, при которой сходные ситуации или одна и та же ситуация рассматриваются несколькими специалистами. Третий — методологическая триангуляция, в которой выделяются две составляющие:
Использование триангуляции, особенно в той ее разновидности, когда согласовываются данные, полученные разными участниками исследования, — например, понятые ими смыслы одного и того же действия, — неизбежно придает полученному знанию конвенциональный (согласительный) характер: «побеждает* та исследовательская версия, которая имеет большее количество сторонников, убедительна для большинства исследователей. В целом социологи-качественники, ориентированные на научный подход, полагают, что производство качественного исследования не должно быть защищено от строгости научных стандартов и норм: полученное знание должно соответствовать законам формальной логики (А.Шюц называл это требование постулатом логической последовательности)'. Хотя обыденное мышление, из которого берут свое начало теоретические конструкции качественной социологии, не всегда отвечает этому условию, логическая непротиворечивость знания является здесь обязательным требованием. Д.Силвермен, продолжая эту линию, полагает, что для того чтобы оценить, хорошо ли сделано качественное исследование или^нет, надо поставить ряд вопросов: 1 — Являются ли методы исследования соответствующими природе исследовательских задач? 1 Шюц А. Формирование понятий и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. С. 495. 2 — Понятна ли связь между понятиями внутри полученного знания (теории)? 3 — Ясны ли критерии, используемые для отбора случаев, для сбора данных и их анализа?
процедурами их анализа?
тегории извлекались из первичных данных? 8 — Было ли соответствующее обсуждение «за» или «против» аргументов исследования? 9 — Существует ли ясное различие между первичными данны- ми и их интерпретацией? Утвердительные ответы на эти вопросы, по мнению английского социолога, являются гарантом обоснованности результатов исследования, их адекватности изучаемой реальности'. 1. Позиция исследователя В Теме 2 мы уже говорили, что в классическом социологическом исследовании исследователь-наблюдатель находится вне изучаемого процесса, производя знание, максимально очи-щенное от его субъективности, так называемое объективное знание. В этой методологии, выступая от лица разума вообще, он производит знание-норму, знание-истину, непреложную для всех. В этом смысле позиция исследователя здесь — всегда над массовым сознанием. Это позиция вещателя единственно верной истины, которая производится для непросвещенных масс и, естественно, без них. Именно поэтому Бахтин называл такое знание монологичным2, а М.Фуко — знанием-властью': социолог здесь теоретически определяет социальную реальность, скрытно участвуя тем самым в производстве власти. 1 Silverman D. Op. cit. P.177. 1 Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. С. 86. J Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ключ, 1999. С. 41. 154 Часть! • Методологические основания Тема 4 * Основные черты качественного подхода 155 В методологии качественного исследования — принципиально другая ситуация. Занимая позицию вне эмпирического опыта (а это обязательная позиция исследователя в любой парадигме), качественный исследователь одновременно и погружается в этот опыт, находится внутри него, будь то наблюдение ситуации изнутри (включенное наблюдение) или чтение «документов жизни»: личных дневников, мемуаров. Погружение в жизненные миры изучаемых людей, производство знания как исследовательской интерпретации их повседневных интерпретаций принципиально меняет облик этого знания: оно становится диалогичным. «Простой» человек, в чей опыт переживания, проживания жизни погружается исследователь, становится вровень с ним, на равных участвуя в исследовании. В этой ситуации взаимного общения, актуального или виртуального (если исследователь общается не «лицом к лицу» с информантом), невозможно a priori решить, как остроумно замечает Юрген Хабермас, «кому у кого следует поучиться»1. Голос социолога оказывается не единственным и не главным. «Открывая двери» здравому смыслу, повседневному донаучному практическому знанию, этому голосу масс, ориентируясь на него, качественный исследователь «сходит с пьедестала», теряет свою позицию «всезнающего рассказчика», говорящего от имени Разума. Он один из масс, такой же, как те, кого он изучает. «Мы не говорим за других или от их имени. Мы — это они» — очень точно эту позицию выразила Н.Козлова3. Выводы, сделанные качественным исследователем, хотя и «схватывают» реальность, тем не менее не претендуют на всеобщность. Они частны и локальны и потому не могут быть нормой, непреложной истиной, «обязательным блюдом» для всех. Именно в этом смысле такая позиция — это позиция принципиального неучастия во власти, в однозначном и тотальном определении социальной реальности. 'Хабермас Ю. Указ. соч. С. 43. 2 Козлова Н. Как работать с советским архивом // Методологический потенциал качественной социологии. Самара: Самарский университет, 2000. С. 91. Возможны ли отклонения от этого принципа? Возможны, если соииолог-качественник сознательно выбирает позицию определения социальной реальности, выступая как эксперт: в большей степени это, видимо, может происходить в постмодернистки ориентированных качественных исследованиях, где «властвует» практически только исследовательское видение явления. |