Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания –научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине.
Методами нравственного воспитания Коменский считал: личный пример родителей, учителей, товарищей; разъяснениея и наставления (знакомство с требованиями,единство требований школы и семьи) , беседы с детьми; поощрения похвалой, отметкой, подарком; наказания за богохульство, упрямство, ложь; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы.
Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее.
Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.
Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким.
Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.
В заглавии “Великой дидактики” Коменский указывает, что обучение нужно организовать таким образом, чтобы человек в молодые годы успешно, легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для жизни.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда уч-ся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно и основательно усваивают знания и навыки и используют их на практике.
Принцип наглядности предполагает усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений за предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Он первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.
Принцип постепенности и систематичности знаний. Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний считает обязательным принципом обучения. «Все занятия должны бать распределены так, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим». Обучение «должно идти от более легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному».
Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению и использованию в практической деятельности. Связывает упражнения с памятью: «Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно».
Принцип природосообразности. На основании принципа Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека от рождения до двадцати четырех лет. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы». В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является развитие природных сил и способностей растущего человека.
Таким образом, Коменский был великим деятелем культуры, педагогики, создателем оригинального педагогического учения, гуманистом, патриотом. В его системе человек – главная ценность. Он есть цель воспитания, критерий его успешности.
Вопрос 45.Современная система образования в мире. Ведущие тенденции развития современного образования в развитых странах.
В настоящее время процесс образования в России включает в себя следующие этапы: Первый этап это дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения. Второй этап это начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук. Третий этап это среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у учащихся есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении. Четвертый этап это высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью.
Кроме того существует также разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.
К настоящему времени в мире сложились следующие основные модели образовательных систем.
Американская модель включает младшую среднюю школу – среднюю школу – старшую среднюю школу – колледж двухгодичный – колледж четырехгодичный в структуре университета – магистратуру – аспирантуру.
Французская модель включает единый колледж – технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей – университет – магистратуру – аспирантуру.
Немецкая модель: общая школа – реальное училище, гимназия и основная школа – институт и университет – аспирантура.
Английская модель: объединенная школа – грамматическая и современная школа-колледж – университет – магистратура – аспирантура.
В мировой системе образования к настоящему времени сложились и отчетливо проявляются следующие глобальные тенденции:
1) демократизация системы образования, обеспечивающей доступность образования для всего населения страны, преемственность ступеней и уровней образования;
2) обеспечение права на образование всем желающим, независимо от национальной и расовой принадлежности, политических взглядов и вероисповедания;
3) увеличение общей длительности и повышение качества дошкольного обучения и воспитания детей, которые значительно облегчают успешную работу всех последующих уровней образования;
4) повышение эффективности работы начальной школы посредством пересмотра ее программы и содержания образования;
5) происходит перестройка основной (базовой) школы - обеспечение основы базовых знаний и умений + учебно-профессиональная ориентация. Сегодня ни одна развитая страна мира не обеспечивает успешного соединения общего образования детей и их профессиональной подготовки в стенах школы;
6) общей тенденцией для развитых стран является постепенное усложнение систем профессионального образования, создание новых его вариантов, для молодежи 18-23 лет, расширение системы профессионального образования взрослых людей, которым приходится менять профессию;
7) отход школы от ориентации на “среднего” ученика и повышенный ее интерес к одаренным детям;
8) поиск дополнительных ресурсов для получения образования детьми с особыми потребностями;
9) разрастание рынка образовательных услуг;
10) образование становится приоритетным объектом финансирования;
11) поиск компромисса между жесткой централизацией и стандартизацией образования, с одной стороны, и полной автономией учебных заведений, с другой;
12) расширение спектра учебно-организационных мероприятий;
13) развитие многоуровневой системы образования;
14 мощное обогащение современными информационными технологиями и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;
15) гуманитарная составляющая содержания подготовки специалистов в целом, а также за счет введения новых учебных дисциплин: философии, психологии, политологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики;
16) появление университетских комплексов, научно-образовательных мегаполисов государственного, континентального и межрегионального значения;
17) объединение университетов с промышленными комплексами для научных изысканий и адресной подготовки уникальных специалистов;
18) обновление цели, содержание и технологии высшего профессионального образования, корректировка учебных программ;
19) межгосударственное сотрудничество в области образования;
20) распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций. Рассмотренные мировые тенденции развития образования имеют достаточно общий характер. В то же время практически для развития каждого вида и уровня образования имеют место и свои специфические тенденции.
Ведущие тенденции современного образования: глобализация, фундаментализация, гуманизация, технологизация, компьютеризация, стандартизация.
Глобализация образования определяется, прежде всего, тем, что образование и общество неотделимы друг от друга. Глобализация становится общей судьбой для народов и культур, которые, чтобы сохранить себя, должны прийти к пониманию возросшей ответственности человека и человечества за жизнь и ее качество.
Образование должно быть фундаментальным, т.е. глубоким и основательным. Признание фундаментализации вызвано ростом объема информации, ее обновлением в течение двух-трех лет.
Гуманизация образования касается вопросов его организации, функционирования и управления, а также вопросов обучения, воспитания и развития личности обучаемых. Гуманитаризировать образование – значит осознать его значимость с позиции каждой личности.
Технологизация предполагает внедрение в образование современного эффективного и продуктивного инструментария, высокоэффективных информационных технологий, повсеместную компьютеризацию.
В содержании образования происходят крупные изменения в связи с его стандартизацией, которая выполняет двойную функцию: с одной стороны, стандартизация означает придание некоторого однообразия, а, с другой, –разработку такого содержания образования, которое удовлетворяло бы соответствующему стандарту. Образовательный стандарт определяет требования к образованности человека.
Вопрос 46.Педагогическая концепция В.А.Сухомлинского: учение о гармоничном развитии личности, идеи в области воспитания и развития личности, дидактические идеи. Сухомлинский о школьном коллективе. Деятельность педагога в Павлышской средней школе. Соц-пед. значение трудов и деят-ти.
В. А. Сухомлинский родился в 1918 году в селе Васильевка Кировоградской области в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и окончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе. В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. Как только родные места были освобождены, Сухомлинский вернулся на родину. В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.
Сухомлинский — автор 45 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.
В центре воспитательной системы, созданной Сухомлинским, находится ребенок с его интересами, активностью, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогов — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего.
Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основыванную на признании
Личности ребёнка высшей ценностью процесса обучения и воспитания;
Разрабатывал пути соединения физического и умственного труда школьников;
Утверждал, что воспитание независимо от государственных установок, что воспитывать надо только добром и без жёстких наказаний, что коллектив не должен доминировать над личностью;
В основе воспитания лежит удовлетворение потребностей и интересов ребёнка в ситуации «здесь и теперь»
Рассматривал общие гуманистические ценности как доминанты воспитания.
Принципы, на которых была основана педагогическая система В. А.Сухомлинского:
доверие к детям,
учение без принуждения,
воспитание без наказаний,
сотрудничество детей и взрослых,
творческий труд и нравственная свобода,
возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни,
принятие ответственности за свой выбор.
Причем, это далеко не полный перечень гуманистических принципов, которые свидетельствует о безусловной гуманистической направленности его педагогической системы.
В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота.
Среди средств воспитания воспитание красотой - на 1 месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым. От красоты природы - к красоте слова, музыки и живописи.
Главная цель воспит-я – гражданско-патриотическое формирование личности. Другая важнейшая воспитательная задача - чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деят-ти: важнейшие задачи учителя: дать уч-ся определенный запас знаний и научить постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания. Сферой развития духа является нравственное воспитание, которое должно базироваться на чувстве справедливости. Особая проблема – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей.
Дидактическая система В.А. Сухомлинского представлена следующими методами обучения:
– приложение ранее приобретенных знаний и умений для «добывания» новых знаний;
– самостоятельная выработка умения применять знания, полученные на уроке (выполнение упражнений, расчетов, задач);
– исследование явлений, процессов (организация наблюдений, экспериментов, как в естественной обстановке, так и в лаборатории);
– наблюдения за естественными источниками (природные явления, предметы окружающего мира, трудовые процессы); наблюдение, предшествующее изучению нового материала.
Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе.
Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на каждого индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий коллетив, и так до бесконечности.
Сухомлинский вводит новое понятие "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса". Разнообразные интересы и увлечения, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает "интеллектуальный фон", повышает общий уровень развития детей, помогает в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе.
В.А. Сухомлинский стремился к созданию высоконравственного школьного коллектива, в котором согласованно действуют коллектив педагогов – энтузиастов-единомышленников и сплоченный ученический коллектив. В таком коллективе не возникает вопроса о наказаниях, воспитательные воздействия определяются атмосферой взаимопонимания, регуляторами поведения становятся нравственные нормы, добрые традиции.
Особое место в процессе формирования школьного коллектива занимала разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учащихся, основой которой было переживание ими красоты природы. Сухомлинский разработал комплексную программу «воспитания красотой», высоко подняв роль эстетического воспитания школьников.
В 1948 г. Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы. Начинать было трудно, т.к. прихолдилось всё восстанавливать, помогали и дети и родители. В школе училось примерно 500 детей. В ней был создан неповторимый уклад, который сделал её непохожей на другие ОУ. ВС Сухомлинского имела следующую структуру: структурообразующие мероприятяия, коллективные дела, традициооные праздники. Они определяли разнообразные формы воспитательной работы. Уклад также определяли и ежедневное общение и сотрудничество детей и взрослых. Напрмер, он складываляс в процессе ухода за садом,как собирали библиотеку вечности, что выставляли в своём уголке красоты и т.д. дети воволекалисьв совместную деятельность живым примером старших и своим желанием самореализации. Этот школьный мир создавался неформально, как единство интересов взрослых и детей.
Включение детей в труд происходило незаметно, исподволь. Сухомлинский стремился к тому, чтобы в школе были не «уроки труда», не игра в труд, а труд - деятельность, направленнаю на создание общественного богатства.
В Павлышской школе Сухомлинским была поставлена практическая задача – добиться того, чтобы в умственном развитии учеников надлежащее место заняли науки о природе и труде, о человеческом организме и мышлении, об обществе и духовной жизни человека, об искусстве. Сухомлинский отмечает, что без ознакомления учащихся с основами геологии, минерологии, биохимии, космогонии, психологии, стилистики, этнографии немыслимо полноценное умственное воспитание.
Большое значение придавалось математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, практичности.
Педагоги Павлышской школы имели как бы две программы: одну – с обязательным
материалом, другую – рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники.
Школа Сухомлинского складывалсь из нескольких взаимосвязанных направлений совместной деятельности:
Школы мышления
радости
книги
любознательности.
Все эти школы не имели чётких границ, скорее они были неформальным пространством общения с детьми.
С первых дней работы директором Павлышской школы он организовал родительский университет, школу молодых родителей. Слушатели были разделены на несколько групп соответственно возрасту детей. Отдельно собирались на занятия родители, чьи дети ходили в «Школу радости» - подготовительную группу, организованную В. А. Сухомлинским для шестилеток, не посещающих детский сад. Была своя группа и для
«начинающих» родителей, тех, у кого были дети от 2 до 5 лет. Особые надежды В. А. Сухомлинский возлагал именно на эту группу. Здесь была возможность научить родителей понимать ребенка с первых же шагов его жизни, не допускать ошибок в воспитании, ибо легче их не допускать, чем потом исправлять.
Т.е. в Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания.
Одновременно с родительским университетом в школе работал и семинар для учителей. Содержание семинара распространялось и на родительский университет. Так возникает первичная ячейка – педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.
В Павлышской школе проводились «дни открытых дверей», а представители родительской общественности принимали непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.
Т.о, вся образовательно-воспитательная система, руководимой В. А. Сухомлинским Павлышской школы, была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в него самого ребенка.
Плодоносный сад, в прямом и переносном смысле, - сердцевина педагогики Сухомлинского, т.е. в основе лежит философия сада – сочетание первозданной красоты природы с красотой, созданной руками.
|