Главная страница

Леонтьев. Леонтьев Лекции по общей психологии. Лекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев


Скачать 3.35 Mb.
НазваниеЛекции по общей психологии под редакцией Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой москва смысл 2000 А. Н. Леонтьев
АнкорЛеонтьев
Дата25.01.2023
Размер3.35 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛеонтьев Лекции по общей психологии.pdf
ТипЛекции
#904878
страница1 из 51
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51

А.Н. Л
Е О Н Т Ь Е В
. Л
Е К Ц И И
П О
О Б Щ Е Й
П С И Х О Л О Г И И

ЛЕКЦИИ
ПО ОБЩЕЙ
ПСИХОЛОГИИ
Под редакцией Д.А.Леонтьева, Е.Е.Соколовой
МОСКВА
СМЫСЛ
2000
А.Н.ЛЕОНТЬЕВ
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования
Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология».
от редакторов
П
редлагаемая вниманию читателя книга содержит уникальный ма- териал — не публиковавшийся ранее текст устных лекций по общей психоло- гии, прочитанных крупнейшим отечественным психологом ХХ века Алексеем
Николаевичем Леонтьевым (1903—1979). Лекции читались на факультете пси- хологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в
1973—1975 гг. В них представлены все основные разделы традиционного курса общей психологии для студентов психологических факультетов и отделений:
«Введение в психологию» (лекции 1—14), «Психология познавательных про- цессов» (лекции 15—42), «Психология личности» (лекции 43—52).
При подготовке лекций к публикации мы столкнулись с рядом трудно- стей. Одни лекции сохранились только в машинописном варианте с некото- рыми пропусками, которые не всегда могли быть восполнены по контексту,
другие существовали только в виде магнитофонных записей, и не всегда ка- чество этих записей позволяло полностью идентифицировать текст. Если же текст лекций сохранился в двух вариантах — магнитофонном и машинопис- ном — эти варианты могли настолько отличаться друг от друга, что требова- лась специальная работа по согласованию обоих текстов. Мы стояли перед сложным выбором меры редактирования текстов, колеблясь между необходи- мостью, с одной стороны, максимально сохранить аутентичное авторское слово, и, с другой стороны, сделать текст лекций максимально четким и до- ступным для понимания. Учитывая, что данная книга ценна не только и не столько как исторический документ, сколько как учебное пособие для се- годняшних студентов (и не только студентов), мы прояснили содержание высказываний (там, где это содержание для нас очевидно), устранили пов- торы и некоторые отклонения в сторону, добавили ссылки на некоторые литературные источники. В остальном текст при публикации был подвергнут минимальной правке, и особенности устной речи А.Н.Леонтьева намеренно сохранены. Необходимые редакторские комментарии по тексту даны в угло- вых скобках (< >). Мы также дали краткое заглавие каждой лекции в соответ- ствии с ее основным содержанием, чтобы облегчить читателю ориентировку в книге.
В результате нам удалось собрать практически все лекции А.Н.Леонтьева по курсу общей психологии. Они, на наш взгляд, представляют интерес для чи-
тателей потому, что дают возможность ознакомиться с деятельностной трактов- кой проблем и закономерностей общей психологии, как говорится, «из первых рук». А своеобразное построение устной речи, диалоги с аудиторией и прочие
«шероховатости» придают тексту особую убедительность.
Основная техническая работа по расшифровке магнитофонных записей была выполнена Д.Г.Половневым и А.И.Чекалиной, которым редакторы вы- ражают свою благодарность. Отдельной благодарности заслуживает институт
«Открытое общество», без финансовой поддержки которого подготовка изда- ния растянулась бы на многие годы.
Д.А.Леонтьев,
Е.Е.Соколова
введение в психологию
лекция 1
психические явления и жизненные процессы
С
егодня мы начинаем, товарищи, курс по психологии. Это обширный курс,
который продолжится 5 семестров.
Все вы хорошо представляете себе, о чем идет речь, когда мы говорим о пси- хических явлениях и процессах. Мы называем психическими такие явления, как ощу- щение, восприятие, процессы памяти, запоминания или припоминания, процессы мышления, воображения, эмоциональные переживания удовольствия и неудоволь- ствия и другие чувства. Наконец, мы часто говорим об индивидуально-психологичес- ких особенностях личности человека (например, слабовольный человек, общитель- ный или человек сильной воли), мы учитываем эти особенности.
Конечно, научное знание не ограничивается и не может ограничиваться опи- санием тех или иных явлений. Например, мы наблюдаем такое великолепное явление как радуга. Можно радоваться, созерцая эту красоту, но от того, что мы наблюдаем множество раз одно и то же, наши научные знания не увеличиваются. Научное зна- ние заключается в том, чтобы проникнуть в самую природу тех или иных явлений и процессов, в порождающие их причины, управляющие ими законы, то есть, как обычно говорят, в их сущность.
Не иначе обстоит дело и с психологией. Задачи ее заключаются именно в том,
чтобы исследовать, познать природу, сущность тех явлений, которые описываются как явления психические или психологические. И вот здесь психология как наука встречается с очень серьезными затруднениями с точки зрения того, как подойти к решению задачи познания сущности тех явлений и процессов, которые называются психическими.
Этот вопрос далеко не прост. Пожалуй, он сложнее, чем аналогичный вопрос,
который, естественно, возникает и в других науках о живой природе, и знаменатель- но, что Альберт Эйнштейн, говоря о психологии, воскликнул: насколько же психо- логия как наука сложнее, труднее, чем физика!
Действительно, на протяжении веков сущность психических явлений, кото- рые, казалось, были схвачены, очерчены в первом приближении и предмет психоло- гии как науки оказались какими-то малоуловимыми. Как, например, синий цвет,
который при близком рассмотрении теряет свою синеву и оказывается серым, нео- пределенным.
И все же мы имеем очень серьезный прогресс в понимании сущности психи- ческих явлений. Для того, чтобы проникнуть в эту сущность, понадобилось исходить из каких-то первоначальных общих научных представлений. Чтобы иметь конкретное исследование природы и законов психических явлений, нужно было отправляться от общих теоретических положений, представлений и, могу даже сказать, философско-

8
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
1
го понимания того, что же такое эти явления по своей сути. Современная научная психология исходит из того, что психические явления, процессы представляют со- бой не что иное, как особое отражение того, что существует в мире, что существует в действительности независимо от самого факта отражения.
Обычно мы коротко выражаем это положение так: психические явления есть отражение независимо существующего в действительности, в реальности. Это общее теоретическое положение, которое бесспорно потому, что оно свидетельствует о всем опыте жизни отдельного человека и, особенно, об опыте всего человечества.
Действительно, если бы то, что отражается в нашей голове в форме ощуще- ний, восприятия, мышления не представляло бы собой именно отражения, своеоб- разной копии реального мира, как бы мы с вами могли жить в мире? Даже для того, чтобы осуществить самый простой жизненный процесс, жизненный акт, для того, чтобы повернуть бумажку, которая сейчас передо мною, нужно увидеть эту бумажку, нужно увидеть движение, которое я делаю сейчас перед вами, знать свой- ства, какие имеет эта бумажка, нужно измерить расстояние, свойство материала,
величину и т.д., и т. п. Но если говорить серьезно, посмотрите, как человечество в ходе своей истории научилось управлять внешним миром, переделывать природу,
создавать новые объекты, новые вещи и приспосабливаться к внешнему миру, и не только приспосабливаться, но и приспосабливать его, а для этого нужно иметь об- раз этого мира.
Конечно, этот образ мира в какой-то форме возникал — может быть, в са- мой простой форме слухового или другого образа, в какой-нибудь другой форме. Ко- нечно, это отражение может быть лишь приблизительным, вернее, более или менее правильным, иногда ложным, иллюзорным, как бы не существующим вовсе. Но раз- ве в этом главное? Главное заключается в том, что наши субъективные образы мира становятся более или менее правильными под влиянием опыта жизни, практической деятельности как в ходе истории, так и в ходе развития отдельного человека.
Речь идет не о каждом отдельном явлении, которое может быть иллюзорным.
Речь идет о развитии, о движении, которое направлено в сторону все более верного,
адекватного, то есть соответствующего, отражения. Отражение — важнейшая фило- софская категория, важнейшая категория человекознания. Но вместе с тем это поня- тие, эта категория стала действительно исходной и в современной психологии, ис- ходной еще и потому, что когда мы говорим об отражении, то мы имеем в виду не только познавательные процессы, восприятие или мышление. Эта категория должна быть распространена на весь круг психических явлений.
Я сошлюсь на такое простое явление, как, например, ощущение движения.
Это не отражение внешне происходящего перед нашими глазами процесса. Тем не менее, это отражение моего состояния — процесса, который связан с моим соб- ственным действием. Но разве и эмоциональные процессы не несут в себе отраже- ния чего-то, что существует независимо от наличия эмоциональных переживаний?
Конечно, да.
Допустим, что то или иное воздействие на человека положения вещей, ситу- ации, как мы говорим, может быть благоприятно для развития жизни, для дости- жения какого-то положительного результата, а может и противоречить субъекту. И
тогда мы получаем безошибочные сигналы, которые мы называем эмоциями, то есть ощущения, переживания этого неприятного явления.
Даже сами внутренние психические процессы могут быть предметом отраже- ния, потому что они представляют собой некоторую реальность. Например, отра- жаться может мысль того или другого человека, а также при некоторых условиях и

ПСИХИ
Ч
ЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ
И
ЖИЗНЕННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
9
наша собственная мысль. Мы можем иметь мысль о мысли. Это отражение процессов,
но процессов, протекающих главным образом во внутренней форме.
А разве мы не составляем себе известный образ, представление о личности че- ловека, другого человека? А вместе с этим, вернее, вслед за этим (если иметь в виду развитие) и представление о своей собственной жизни, об известном этапе развития человека, о развитии человеческой личности? Человеческий индивидуум постепенно формирует представление о самом себе среди других людей. Начинается дело с про- стых вещей, с отображения телесного Я; когда мы совершаем какое-то простое дей- ствие, мы руководствуемся не только отражением предметной среды и вещей, но и представлением о своем собственном теле. Сопоставляем поверхность своего тела и по- верхность предмета, а коль скоро это представление поверхности предмета у меня су- ществует, то складывается и образ телесного Я. Я мог бы продолжать бесконечно пере- числения этих примеров, но это и так ясно.
Психологи имеют дело с явлениями и процессами, которые относятся к кате- гориям явлений и процессов отражения. Но само словосочетание «явление отраже- ния» имеет очень широкое значение, это понятие охватывает массу процессов, кото- рые мы наблюдаем и в неживой, неорганической, и в органической природе. А когда мы, психологи, говорим об этом, мы уточняем это понятие. Можно говорить об от- ражении в неживой природе, например об отражении лучей света в зеркале, и мы так и говорим: «зеркальное отражение».
Мы употребляем эти слова и для обозначения многих процессов в живой при- роде, причем, иногда, для характеристики процесса, который относится к живой природе, но не относится к процессам отражения в вышеупомянутом значении этого слова. Например, мы можем сказать, что усиленная теплоизоляция тела «отражает»
понижение температуры внешней среды. Так можно сказать: «отражает». Но это не то отражение, о котором идет речь, когда мы употребляем это понятие как категорию психологии познания. В этом последнем случае мы говорим о другой форме отраже- ния, о «психическом отражении».
Чем отличается данная форма отражения от других форм процессов и явлений,
которые в широком смысле называются процессами отражения? В чем заключаются особенности именно психического отражения? Прежде всего, это явления и процес- сы, которые представляют собой субъективный образ действительности. Это значит,
что они принадлежат живому субъекту. Значит, психическое отражение, о котором идет речь, свойственно только живым существам — животным и человеку. Оно воз- никает, формируется лишь в ходе развития жизни, в ходе эволюции живых существ,
живых организмов, и оно является продуктом процесса развития жизни.
Следовательно, это явление отражения, с которым мы имеем дело, психичес- кое явление, — это процесс жизненный. Я бы хотел, чтобы вы обратили внимание на это положение. Явления и процессы, которые изучаются психологами, принадлежат к числу явлений и процессов жизненных, порождаемых жизнью, существующих только в жизни, принадлежащих живым существам, которые суть субъекты отражения.
Вот видите, оказывается, что психология принадлежит к тому обширнейшему кругу наук, которые занимаются жизненными процессами, которые изучают жизнь,
ее формы на разных ступенях ее развития, в разных ее характеристиках, но все это — жизнь. Это всегда активная сторона процесса. Поэтому и психические явле- ния и процессы, то, что мы называем психикой, психическими отражениями, —
тоже активные.
Психические отражения активны в двояком отношении: и по своему проис- хождению, и по функции. По своему происхождению потому, что никакое психичес-

10
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
1
кое отражение, никакие психические явления и процессы не могут возникнуть и раз- виваться иначе, как в жизненных, всегда активных процессах, в процессах жизни субъекта. Эти психические явления существуют только в процессах жизни.
Когда на живое существо, живой организм воздействует какой-то внешний раздражитель, то необходима активность организма для того, чтобы эти воздействия породили свое отражение, а попросту: для того, чтобы увидеть, надо смотреть, а чтобы услышать, нужно слушать.
Иногда эта активность имеет скрытую, внешне плохо наблюдаемую форму.
Например, чтобы получить образ предмета, чтобы увидеть эту аудиторию, доста- точно ли, как говорит старинный автор, «открыть глаза»? Нет — надо еще и по- смотреть. Надо проделать внутреннюю работу. Должны быть активные жизненные процессы и для того, чтобы возник образ данной аудитории, образ любого другого объекта вообще.
Иногда эти процессы активности, напротив, очень открыты. Если, например,
я в темноте должен найти и взять со стола вот этот предмет и отличить его от других предметов, что я должен сделать? Я должен провести рукой по контуру этого пред- мета, обнаружить его, как бы «снять слепок» с этого предмета. Когда я делаю это движение рукой, я снимаю слепок, чтобы понять, о чем идет речь.
Иногда нужно припомнить, найти у себя в памяти что-то, и здесь тоже нужна какая-то особая форма активности, нужны какие-то жизненные процессы, чтобы данное отражение произошло скрыто или открыто. Но эта активность не может по- рождаться самими явлениями психического отражения. Это первое.
Второе. Психическое отражение активно также в том отношении, что оно не только порождается жизнью, но и выполняет свою особую роль в тех самых порож- дающих его жизненных процессах. Оно выполняет особую функцию. Психическое от- ражение — это вовсе не побочный продукт или просто тень, отбрасываемая иду- щим человеком, которая никак не влияет на его шаги. Дело обстоит совсем иначе.
Психическое отражение играет свою роль, выполняет свою функцию в жизненных процессах. Для характеристики этой функции я должен ввести один термин. Я его приведу, а потом мы с вами увидим, какие богатства кроются за этим термином,
какое это богатое понятие. Нужно сказать так: психическое отражение «опосредству- ет» жизненные процессы.
Опосредствованность — это значит оно «служит средством», то есть процесс происходит через ощущения, «посредством» восприятия. Приспособление к внеш- нему предмету оказывается опосредствованным. И это происходит на всех уровнях развития сложных форм жизни: у животных и у человека. Вы присмотритесь к поле- ту ласточки вечером, когда поднимается рой насекомых, или утром; очень хорошо видно, как ласточка в своем полете строго управляется, как точно оценивает ско- рость движения летящего насекомого и расстояние, как безошибочны, как необык- новенно точны ее действия!
Я спрашиваю: чем управляются эти сложнейшие движения? Каким механизмом своего полета пользуется это прекрасно работающее автоматическое устройство пти- цы? Этот автомат лишь осуществляет полет, а что управляет им? Восприятия очень сложные притом, с оценкой расстояний и даже величины пути движения насекомого.
Но поднимемся дальше. Прицелен, точен, соразмерен прыжок, скажем, хищ- ного животного, точен расчет всех его бросков. Как может быть это управляемо?
Нужно иметь перед глазами жертву и нужно прогнозировать, предсказывать, уметь предсказывать движения этой жертвы. Зачеркните мысленно вот эти образы, которые управляют поведением хищного животного или ласточки в полете, и вы получите

ПСИХИ
Ч
ЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ
И
ЖИЗНЕННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
11
полную невозможность приспособления этих животных к условиям, в которых им приходится существовать, жить, утверждать свою жизнь и вместе с этим, через это,
также утверждать жизнь, существование вида.
Таким образом, эти процессы, эти явления отражения, эти субъективные об- разы опосредствуют деятельность живых существ, управляют ею, давая ориентиров- ку субъекту — животному или человеку — в условиях, в которых они существуют в окружающем их предметном мире. Поэтому мы и говорим: активная функция, актив- ная роль психики. Так же управляют жизненным уровнем человека в мире, в котором он живет, и эмоции.
Итак, основная мысль состоит в том, что психическое отражение характеризу- ется не только тем, что оно всегда принадлежит некоему субъекту, живому существу,
но также и тем, что это есть всегда активный процесс, активный и в том отношении,
что он порождается жизнью, и в том, что эти явления участвуют в осуществлении жизни, регулируют ее, ориентируя субъекта — животного или человека — в том мире, в котором он живет, в той действительности, в которой он существует.
Наконец, третье положение, на которое хотелось бы обратить внимание и которое также имеет отношение к нашему общему представлению о том, как сле- дует подходить к конкретному исследованию психических явлений и процессов. Это положение состоит в том, что в ходе эволюции развиваются и усложняются органы психического отражения, меняются его формы, то есть меняются формы психики.
Отражение меняется не только в смысле увеличения количества чувств, обогащаю- щих сферу ощущения, восприятия, но и в смысле качества его формы. Если, ска- жем, говорить о низкой степени эволюции, то мы можем объективно констатиро- вать наличие зачаточных ощущений в восприятии окружающей среды. С переходом к человеческому обществу происходит огромный скачок в развитии, появление очень больших качественных изменений. Рождается новая форма психического от- ражения, и мы называем эту форму сознанием.
Здесь следует сделать одно уточнение. Дело в том, что когда мы говорим «пси- хика», то имеем в виду лишь психическое отражение на разных ступенях развития. Го- ворим о психике животного, человека, младенца всякий раз, когда имеем дело с соб- ственной ориентировочной деятельностью живого существа и т.д. Но когда мы говорим
«сознание» применительно к человеку, мы имеем в виду не всякое человеческое пси- хическое отражение, а только такое, которое присуще исключительно человеку и ко- торое является продуктом развития не жизни природного существа в природной сре- де, а продуктом развития, порождения человеческой жизни в человеческом обществе.
И если мы говорим, что специальная человеческая психика должна быть выделена,
обозначена новым понятием, новым термином, и говорим «сознание», то это вовсе не означает, что эта высшая форма психики является единой формой психического отражения человека. Научное исследование приводит к необходимости констатиро- вать, что, наряду с этой высшей формой, существуют и другие, более элементарные формы психического отражения у человека и они уже не те, с какими мы встречаемся даже у наиболее высоко развитых животных. Эти элементарные формы отражения про- должают существовать в измененном, трансформированном виде, несмотря на появ- ление новых, специфических форм отражения.
Когда я спрашиваю себя, сознаю ли я окружающий мир, в действие вступает особая форма психического отражения. Я могу дать отчет о том, что я вижу, что я слышу, что я переживаю или переживаю ли вообще что-нибудь. Мы знаем это по собственному опыту. Например, когда я прохожу по улице и навстречу мне движут- ся люди, я иду мимо витрин магазинов, на этих витринах выставлены те или дру-

12
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
1
гие товары, передо мной возникает на пути светофор, а я в это время занят ожив- ленной беседой с моим спутником, предметом моего сознания является то, о чем идет речь в оживленной беседе, я отдаю в этом себе отчет, я это контролирую. И
это сознательный процесс. Я действую, имея в виду этот предмет, о котором идет речь. Но вместе с тем, я никогда не отступлю и за кромку тротуара. Я придержива- юсь сигналов, я не столкнусь со встречными людьми, я обхожу их. Если что-то появляется неожиданное в витрине, я это вижу. У меня может прерываться процесс.
Я могу отвлечься от самой интересной беседы, пусть на несколько секунд. Как го- ворится, мое внимание будет отвлечено этой неожиданной встречей. В каком соот- ношении находятся те процессы, которые протекают как бы незаметно для меня, о которых я не думаю, и те, в которых я отдаю себе отчет и которые я знаю? Сейчас я вижу, сейчас я думаю, сейчас я решаю задачу. Что я должен сказать? Они соот- носятся как низшая и высшая формы психического отражения, причем высшая принадлежит только человеку.
Я начал свою лекцию с того, что мы знаем о психических явлениях по собст- венному опыту. Но только то, что нам дает этот опыт, честно говоря, обманчиво, и объективное знание этих явлений открывает нам гораздо больше, чем то малое, что мы охватываем в нашей повседневной жизни, наблюдая за самим собой и, с другой стороны, за выражением этих же процессов у других людей, потому что мы знаем об этом мире восприятия, мышления, чувств по самим себе и наблюдая людей, с кото- рыми сталкиваемся. Этот круг наблюдений необходим. Но это то, что подлежит раск- рытию. То, что раскрывается, — это неизмеримо больший круг явлений и среди них —
огромное число таких явлений и таких процессов, о существовании которых нам не дает никакого представления наш повседневный, внутренний опыт.
Позвольте перевести то, что я сказал, на наш обычный язык, которым мы пользуемся в научной среде. Я сейчас говорил о том, что мы имеем опыт наблюде- ния явлений, и я ввел ограничение, я сказал: «внутренний опыт». Значит, не опыт вообще, а опыт воспоминания, внутренний опыт, процесс, проверяющий «внутри нас». Эта форма познания, этот метод и этот путь в психологии стал обозначаться как субъективный, как опыт самонаблюдения. Есть еще одно слово, которое значит то же самое: это опыт интроспективный. Точный перевод этого латинского слова: «смотре- ние внутрь». Отсюда и название метода.
Сейчас может возникнуть вопрос: что мы наблюдаем у себя и у других лю- дей? По своему собственному субъективному опыту я, например, знаю, что такое чувство недовольства и какими внешними выражениями оно сопровождается. Затем я вижу некую позу, поведение, какие-то внешние реакции другого человека, и до- гадываюсь по аналогии со своим опытом самонаблюдения, что у этого человека также имеются отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому такие сужде- ния и такие внешние наблюдения имеют своим источником внутренний опыт. Пси- хология и отличается тем, что другие науки пользуются объективными методами, а психология пользуется самонаблюдением.
Но этот прекрасный метод ставит перед нами загадки, которые мы должны разгадать. Он оставляет за человеком свободу представлять себе природные процессы как угодно. Но для психологической науки важно иметь не какие-то неопределенные представления, а — точные, научные, объективные. Значит, самонаблюдение — это великое дело, оно дает ровно столько, сколько необходимо для решения той или иной жизненной задачи — и ничего больше.
Я мог бы высказать очень много простых положений. Так или иначе, психо- логия исходит из того, что психические явления есть явления субъективного отра-

ПСИХИ
Ч
ЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ
И
ЖИЗНЕННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
13
жения реальности, существующей независимо от них. Она исходит из того, что эти психические явления, процессы порождаются ходом развития самой жизни, жизни организмов, что они играют в ней активную роль. И, наконец, последнее положе- ние: психические явления развиваются в ходе эволюции, в ходе человеческой исто- рии, качественно изменяются.
Так можно было бы подытожить сказанное выше относительно общенаучных,
философских представлений о психике, имеющих отношение и к психологии.
Я хочу сделать еще один шаг, очерчивая сходные положения в психологичес- кой науке, и этот шаг, необходимость его, возникает из того, что я уже сказал и сейчас кратко подытожил: я говорил о том, что психические явления — это явления жизненные, продукты развития жизни. Следовательно, они существуют только у жи- вых организмов, у живых существ. Действительно, когда мы говорим о психических явлениях, то всегда имеем в виду, что эти психические явления присущи только тому или иному субъекту, тому или иному живому организму. А это значит, что для того,
чтобы возникло то или другое психическое явление, необходимо наличие живого,
телесного субъекта, обладающего необходимыми органами: ощущения, движения,
действия и, конечно (и это прежде всего), специальными органами, или системой органов, которые обеспечивают связь, взаимосвязь этих воздействий и взаимосвязь их воздействия и реакций на эти воздействия. То есть обеспечивают и активную роль психических явлений, и их порождение.
Надо, следовательно, признать необходимость существования телесных субъек- тов, имеющих определенные органы, имеющих обязательно центральную нервную систему, на известных ступенях развития жизни — мозг. Без телесного субъекта со свойственной ему морфофизиологической организацией, без наличия работающих органов и, как я уже сказал, центральной нервной системы — мозга, в широком значении этого термина, — никакого психического отражения, существования пси- хики невозможно!
Поэтому всяческие психические явления и психические процессы можно счи- тать необходимым результатом работы, функционирования этой системы органов,
формирующихся в ходе развития жизни субъекта. Если говорить коротко, то психи- ка является результатом, функцией мозга. Я еще раз подчеркиваю, что, когда я го- ворю «мозг», я имею в виду и другие системы человека, или, если не все системы,
то ряд систем. Поэтому, если говорить об отражении мира как продукте жизненно- го анализа, то нужно сказать, что психика является функцией мозга. В зависимости от структуры мозга и его функций действуют и психические процессы. Но в этом также принимают участие и другие органы.
При нарушении мозговой деятельности расстраивается и нормальное течение психических процессов, иногда даже самых простых, иногда сложных и очень слож- ных. Это зависит от характера поражений и изменений функций работающего мозга.
Но если нарушаются мозговые процессы, это вызывает изменения в отражении ре- альности и накладывает на него ограничения. Здесь речь идет не о любом наруше- нии, а о некоторых нарушениях. Но эти связи налицо и они легко доказуемы.
Итак, психика есть функция мозга, телесных органов животных и человека. Это ставит перед нами, надо сказать, очень сложную проблему, над решением которой человечество билось на протяжении многих веков и вокруг которой высказываются различные взгляды, ведутся оживленные дискуссии.
Проблема эта рождается из того обстоятельства, о котором я только что гово- рил. Давайте вернемся к нему на одну минуту. Я говорил о том, что психические яв- ления и процессы не могут быть ничем иным, как функцией телесного субъекта, его

14
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
1
морфофизиологической организации. Но что такое эта морфофизиологическая орга- низация? Ведь исследование процессов, происходящих в органах человеческого тела и в его мозге, составляет предмет особой науки — физиологии. Если речь идет о структуре, то это также предмет изучения морфологии микроскопической и макро- скопической; в частности, физиология и морфофизиология изучают также и те ме- ханизмы, которые реализуют, осуществляют, иначе говоря, эти психические процес- сы, процессы поведения, процессы отражения мира, и явления управления этими образами, действиями, поведением животного и человека. Какой богатый и много- образный материал!
Следовательно, существует такой раздел физиологии, который занимается этими специальными процессами. Не перистальтикой кишечника или основным обменом, а множеством других явлений в организме, которые мы наблюдаем. Не всеми этими системами органов, которые представлены в организме, а главным об- разом теми процессами физиологическими, которые реализуют, выполняют, по- рождают явления, составляющие предмет изучения психологии, природу которых мы не знаем до конца, в которую мы еще не проникли. Это наше ближайшее буду- щее, и, наверное, в курсе общей психологии нам удастся проникнуть в природу этих явлений.
Я поставил перед вами сложную методологическую проблему, к которой мы должны еще вернуться. Чтобы рассмотреть эту проблему более подробно, нужно сде- лать некоторые шаги в ее исследовании. А пока в заключение я ограничусь лишь простой иллюстрацией, не для того, чтобы вы записали, а для того, чтобы заста- вить вас подумать над более подробным рассмотрением этой психофизиологичес- кой проблемы.
Представьте себе, что у архитектора возник замысел: он создает архитектур- ное произведение. Что значит «создать это произведение»? Это значит построить здание. По каким законам будет реализоваться этот замысел? Я думаю, все одина- ково ответят на этот вопрос: здание нужно строить, подчиняясь законам механики.
Только эти законы могут объяснить, как построить это здание и какие возможнос- ти открываются для дальнейшего творчества в области создания архитектурных со- оружений подобного рода. Но вы не можете законами механики описать это архи- тектурное сооружение. Для характеристики этого сооружения вы обратитесь к такому понятию, как архитектурный стиль, к эстетическим категориям, иногда к катего- риям экономическим.
И теперь некоторое обобщение, ибо иллюстрации недостаточно. Наивные пред- ставления о предмете человеческого познания, предмете какой-либо науки заключа- ются в том, что каждая наука изучает определенный круг вещей и их свойства. Но на самом деле это не так. Предмет науки — это вещь, взятая в известной системе отно- шений, в известном взаимодействии. Еще лучше сказать — в каком-то движении. И
каждая наука изучает то, как вещь проявляется в этих особых отношениях и связях,
этих взаимодействиях, в этом движении, движении материи. Значит, не с вещами имеет дело наука, а с вещами, взятыми в тех или иных отношениях, в той или другой логике: в логике истории, развития культуры они получают одну характеристику, а в логике, например, технологического анализа — иную характеристику. Значит, вещь может быть исчерпана только многими науками.
Да, психология и физиология имеют дело с одними функциями, но только в разных взаимосвязях. Для физиологии и психологии эти отношения различны. Здесь имеются разные взаимодействия и законы, которые открывают вещи в разных фор- мах движения материи.

ПСИХИ
Ч
ЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ
И
ЖИЗНЕННЫЕ
ПРОЦЕССЫ
15
Конечно, эти общие процессы, например процесс мышления, могут быть све- дены к каким-то физиологическим, молекулярным и межмолекулярным процессам,
но здесь придется повторить старинную мысль: мышление подчиняется законам ло- гики. Подчиняется? Да, по-видимому. А эти законы подчинены мозгу? Нет, законы логики порождены не мозгом, они порождены опытом человеческих действий, опы- том человеческого познания, накопленным опытом повседневной практики челове- чества. Они порождены миром, то есть всеми теми отношениями, в которые вступает человек. Мозг лишь реализует эти законы логики по своим собственным физиоло- гическим законам.
На этом я сегодня закончу. Последняя проблема, которая была поставлена,
очень сложна, потому что затрагивает коренные вопросы психологии. Но о ее не- медленном решении сейчас не может быть и речи, потому что это решение можно сделать лишь на основании серьезных научных рассмотрений той реальности, кото- рая является предметом психологической науки. Это решение может быть представ- лено в виде формулы, которую я могу привести. Но я не буду этого делать, потому что мы должны вместе прийти к правильному решению этой и других проблем, с которыми вы будете сталкиваться. А что касается приведенного примера об архи- тектуре и законах механики, предлагаю вам подумать над ним на досуге.
лекция 2
история развития взглядов на психические явления
П
ервая лекция нашего курса была посвящена выявлению специфических особенностей психических явлений. Ответ на этот сложный вопрос, разумеется, мог быть дан лишь в самой общей форме. Я подчеркнул, что наиболее характерной фун- кцией психических процессов является отражение, что под отражением понимается особая, субъективная форма отражения реальности, возникающая на определенном этапе биологической эволюции
1
. Тем самым мы отнесли психические явления к ши- рочайшему кругу жизненных явлений. Психические явления и процессы порождаются в ходе развития жизни и необходимы для жизни. И именно потому, что их порожде- ние и развитие неотделимо от эволюции живых организмов, они представляют собой функцию организма или, более специально, функцию мозга.
Из этих положений вытекает предварительное определение предмета психоло- гической науки:
Психология представляется наукой о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, в деятельности живых индивидов.
В качестве предварительного это определение существенно во всех своих эле- ментах, хотя, как и всякое определение, оно отнюдь не является исчерпывающим и нуждается в гораздо более подробном развитии того, что за ним скрывается. Тем не менее, оно представляется мне резюмирующим итоги развития научной мысли,
касающейся природы столь близких нам и вместе с тем столь загадочных психичес- ких явлений.
Существуют разные пути, по которым может идти их исследование. Прежде всего, это путь изучения истории развития представлений о психике. История разви- тия представлений о природе душевных явлений очень поучительна именно для по- нимания их сущности. Открывается и другой путь исследования. Идущие по этому пути также изучают развитие, но не истории воззрений на природу психического, а самого психического отражения, то есть занимаются изучением истории самих пси- хических явлений. Третий путь — это путь систематического исследования фактов, ха- рактеризующих психические явления и процессы.
По какому же пути нам лучше всего пойти? Я думаю, что решение вопроса вовсе не сводится к выбору какого-то одного пути. По-моему, следует идти и по од- ному, и по другому, и по третьему.
Сегодня речь пойдет об истории развития взглядов на психические явления.
Но я сразу же отмечу, что вовсе не собираюсь давать подробное изложение разви-
1
Термин «субъективная форма отражения» имеет такие аналоги, как «субъективный образ»
или «психический образ». — Авт.

ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ
ВЗГЛЯДОВ
НА
ПСИХИ
Ч
ЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ
17
тия психологии как науки. Это задача специального курса истории психологии. Я
ограничусь лишь упоминанием о том, как впервые возникли представления о ду- шевных явлениях и как ставились основные проблемы, с которыми сталкивалось человеческое познание, направленное на решение вопроса о природе этих явлений.
Психология как наука имеет очень длинную предысторию и очень короткую историю своего развития в качестве самостоятельной области научного знания. Если проблема психического более двух тысячелетий приковывала к себе внимание фи- лософов, то история психологии как позитивной науки не насчитывает и полтора- ста лет. Наша наука и старая, и молодая. Старая, если мы будем рассматривать как историю психологии всю историю развития воззрений на природу психических яв- лений, и молодая, если говорить об их конкретном исследовании. Еще на заре че- ловеческого познания люди настойчиво искали ответа на вопрос: «Что же представ- ляют собой эти странные явления?»
В прошлом, как и сейчас, люди были в состоянии интуитивно отделить эти явления от объективных, то есть тех, которые мы наблюдаем вне себя. И этот воп- рос, который в той или иной форме может встать перед каждым мыслящим чело- веком, занял видное место в системе философских воззрений прошлого. Довольно рано философская мысль сформулировала несколько важнейших проблем, относя- щихся к природе душевных явлений. Эти проблемы не являются достоянием прош- лого. Они живут и оказывают влияние на развитие психологии как области конк- ретного знания. Так, в античной философии зарождаются два противоположных подхода к пониманию природы психического, борьба между которыми продолжает- ся и по сей день. Философы, придерживающиеся одной линии, исходили из пред- положения о существовании объективного мира. С их точки зрения, психические яв- ления зависят от материальных явлений. Иными словами, материя первична, а психика вторична. Эта линия известна в истории философии как линия материа- лизма. В античной философии она была наиболее ярко представлена Демокритом, и мы обычно говорим о ней как о линии Демокрита, линии материалистического подхода к душевным явлениям.
Представители другой линии провозглашали первичность духовного мира,
рассматривая материальные явления как порождения этого особого мира, то есть они утверждали, что психика (или — более широко — особое духовное начало) пер- вична, а материя вторична. Эту линию идеалистического подхода к психическим яв- лениям часто называют линией Платона.
Борьба этих двух линий и составляла важнейшее содержание развития фило- софской мысли в последующие два тысячелетия. Однако было бы грубой ошибкой понимать эту борьбу упрощенно, то есть, разделив философов на два лагеря, пы- таться все богатейшие направления философской мысли уместить в эту жесткую внешнюю схему. Бесспорно, что философы разделились на два лагеря: лагерь мате- риализма и лагерь идеализма. Но из этого бесспорного положения вовсе не вытека- ет, что борьба этих двух линий, этих двух основных тенденций просто делила фило- софские системы на две части. Все было гораздо сложнее. И если мы ретроспективно прослеживаем воззрения великих философов, то часто находим в одних и тех же теоретических представлениях противоречивые элементы. Таким образом, борьба двух тенденций выступает в истории не как внешнее столкновение двух различных систем, а как внутренняя противоречивость философских воззрений.
Свое классическое выражение это явление нашло в системе одного из вид- нейших представителей античной философии — Аристотеля. Аристотель, в извест- ном смысле, развивал линию Демокрита. Именно ему принадлежит тезис: «Если бы

18
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
2
не было ощущаемого, то не было бы и ощущений». Следовательно, в системе воз- зрений Аристотеля признавалось существование объективного мира как источника ощущений. Тезис о том, что ощущение не может возникнуть без наличия ощущае- мого, является безусловно материалистическим тезисом. Но в системе Аристотеля присутствует и линия Платона. Решая вопрос о том, в каких формах существует материя, в каких формах она выступает перед воспринимающим субъектом, Арис- тотель пришел к выводу, что эти формы имеют внеземное, то есть духовное, про- исхождение. Трудно переоценить влияние теоретических воззрений Аристотеля на развитие проблемы психического. Некоторые понятия, введенные Аристотелем,
сохранили свою актуальность до нашего времени. К таким понятиям относится понятие ассоциации. Мы до сих пор говорим об ассоциациях и воспроизводим наб- людения, подытоженные в аристотелевской системе. Нам известны те явления, ко- торые послужили основанием для выделения понятия «ассоциации» (связи). Ассо- циации впечатлений или ощущений возникают, если события, вызывающие эти ощущения, были либо близки во времени, либо схожи друг с другом, либо, наобо- рот, одно событие резко противоречило другому (ассоциация по контрасту). Все эти представления в той или иной форме живы, живы до наших дней. И термин «ассо- циация», изменив свое первоначальное значение, относится к числу капитальных психологических понятий.
Я подчеркиваю этот момент, говоря о значимости введенного Аристотелем понятия, чтобы еще раз подкрепить ранее высказанный тезис: «История фило- софских воззрений поучительна, и ее нельзя перечеркивать». Было бы в высшей степени неразумно занимать позицию не знающего родства, потому что многие из проблем, поставленных мыслителями прошлого, превратились в собственно психо- логические проблемы.
Я позволю себе совершить скачок во времени, так как мы занимаемся не пос- ледовательным изложением истории, а лишь расставляем вехи по пути развития фи- лософской мысли. Наше понимание предыстории психологии как конкретной науки,
да и современной психологии, неразрывно связано с именем крупнейшего филосо- фа нового времени Рене Декарта. Когда вспоминают Декарта, то в памяти очень час- то всплывает латинское слово «cogito», так как именно Декарту принадлежит знаме- нитый тезис: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»). За этим тезисом лежит целое мировоззрение. Декарт провел отчетливую границу между двумя мирами: миром психических явлений и миром материальных явлений. Один мир —
это тот мир, который мы находим в себе. Декарт называет этот мир миром мышле- ния, понимая под мышлением всю совокупность психических явлений. Он неоднок- ратно пояснял свой тезис, подчеркивая, что под мышлением понимаются также про- цессы восприятия, запоминания, чувствования, — словом, вся психическая жизнь.
Декарт поместил мир психических явлений внутрь субъекта. Мы обнаруживаем этот мир тогда, когда ставим перед собой определенную задачу. Мы не просто мыслим, а находим себя мыслящими, находим себя воспринимающими, «находим себя ...», то есть открываем для себя мир психических явлений. В этом «находим себя ...», по-ви- димому, кроется ключ к пониманию расширительного толкования термина «мышле- ние» как рефлексии (отражения) своей внутренней жизни.
Кроме мира психических явлений, существует мир вне нас, мир протяжения.
Можно ли измерить мысль или чувство? Обладают ли они теми признаками протя- жения, которые присущи объективным телесным явлениям? Декарт отвечает на этот вопрос отрицательно и использует критерий протяжения как основу для разделе- ния двух миров.

ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ
ВЗГЛЯДОВ
НА
ПСИХИ
Ч
ЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ
19
К этому разделению мы испытываем двоякое отношение. Оно ценно, так как вначале привело к подчеркиванию своеобразия психических явлений и отразилось на последующем развитии психологии, способствуя отъединению или, точнее сказать,
обособлению внутреннего субъективного мира от внешнего объективного. Декартовс- кое разграничение двух миров заслуживает самого пристального внимания. И внешний мир, и собственное тело человека, и действия человека, разумеется, принадлежат к миру протяжения. Но что тогда остается на долю внутреннего мира, который дейст- вительно не имеет никакой метрики, никакой протяженности? Куда же нам тогда от- нести эту тончайшую плоскость, эту сцену, на который разыгрывается спектакль непрерывно сменяющих друг друга психических явлений? В рамках концепции Декар- та сознание оказывается обособленным, превращается в замкнутый, изолированный от жизни мир. Изолированный от жизни, потому что жизнь — это жизнь тела, потому что жизнь — это жизнь в среде, потому что жизнь — это … действие! Жизнь — это актив- ный процесс, который выступает как утверждение существования со стороны всякого субъекта поведения, и в особенности человека. Жизнь как утверждение представляет собой практический, а следовательно, материальный процесс. Если мы отрываем от этого практического процесса сознание, то оно неизбежно оказывается замкнутым в свой собственный круг. Таким образом, положение об обособленности психического мира вступает в противоречие с нашим основным положением, согласно которому психические процессы суть жизненные процессы, порожденные в ходе эволюции и отражательные по своей природе. Идея Декарта о мире сознания, как обособленном от мира протяжения, получила свое развитие применительно прямо к психологии и в интересах психологии. Рядом с Декартом мне хочется поставить еще одно имя, значи- мое не только для истории философии, но и для всей истории развития человеческого позитивного знания. Я имею в виду... И.Ньютона. Ньютон, главным образом, вошел в историю человеческой мысли как один из представителей точного знания, основатель ньютоновского мировоззрения в физике. Из поля зрения историков, по-видимому,
выпала одна сторона его деятельности. Дело в том, что Ньютон тоже не был рав- нодушен к проблеме психического. Он задумывался над природой странных психичес- ких явлений. Эти странные явления, одновременно и самые близкие к нам, и самые трудные для познания, мало достижимы для научного анализа. Ньютон мечтал о точ- ной психологической науке, обладающей столь же могучей силой предвидения, как физика, и задавался вопросом: «Как проникнуть в мир странных психических явле- ний, которые причудливо мерцают в нашем сознании?» Они то ярко вспыхивают, то исчезают, словно покрытые облаками. Ньютон отлично сознавал, что задача анализа психических явлений равна по трудности, если не труднее, задачи проникновения в мир вселенной. Во Вселенной мы также наблюдаем мерцающие светила, которые вре- мя от времени скрываются за тучами. Несмотря на всю сложность и отдаленность мира
Вселенной, мы ухитряемся не только проникнуть в него с помощью непосредствен- ного наблюдения, но и обработать разумом добытые эмпирические факты, придавая им математическую форму. А не сможем ли мы приложить тот же метод к анализу мира психических явлений, то есть воспользоваться методом наблюдения для изучения за- конов внутреннего мира? Такова была мечта Ньютона.
В самом начале XIX века мечта Ньютона неожиданно нашла живой отклик в работах знаменитого германского педагога и психолога Гербарта. С точки зрения Гер- барта, реальность, которую мы наблюдаем в себе, есть представления и их движе- ния. Течение представлений обусловлено силовыми отношениями между представ- лениями и, следовательно, может быть математически описано точно так же, как в физике описывается движение небесных тел. Гербарт был глубоко уверен, что такой

20
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
2
путь, ньютоновский путь познания, сможет привести к раскрытию совершенно осо- бого мира психических явлений. Попытка Гербарта заранее была обречена на неуда- чу, так как он не учел специфики мира субъективных явлений. В мире Вселенной господствуют свои внутренние законы, и для анализа этих законов нет необходи- мости привлекать некую третью силу, так как все силы, управляющие этим миром,
находятся в нем самом. Мы никак не можем воспользоваться тем же методом ана- лиза, то есть наблюдением, для изучения внутреннего мира, так как явления этого мира обнаруживают прямую зависимость от воздействий, которые не принадлежат самому микромиру, а являются внешними по отношению к нему. Всякое движение представлений теснейшим образом связано с движением тех явлений, которые уже не принадлежат миру психических процессов. Мы видим мир и представляем его,
но, по-аристотелевски говоря, для того чтобы у нас возникло представление, не- обходимо наличие какого-то представляемого, лежащего вне мира сознания.
Вам еще не раз придется встречаться с теорией Гербарта, описывающей меха- нику наших представлений, но вряд ли вы найдете в литературе упоминание о том,
что идеи Гербарта были репликой на великую мечту Ньютона, который, в сущности,
впервые сформулировал принцип: обрабатывайте разумом субъективные явления и вы откроете законы, управляющие миром нашего сознания.
Борьба материалистических и идеалистических тенденций, отражавшая в очень сложных формах борьбу противоположных идеологий, порождала некоторые идеи,
оказавшие значительное влияние на судьбу нашей науки. Мне придется выхватить из истории еще несколько проблем, без которых трудно было бы представить некото- рые направления современной психологии.
В конце XVIII века появилась группа философов, пытавшихся вывести пси- хические явления прямо из работы мозга. Философы этой группы, несомненно,
представляли материалистическую линию развития, так как они придерживались те- зиса о первичности материи и познаваемости объективного мира. Это направление известно в истории философии как направление метафизического и механистичес- кого материализма. Оно изображало человека со всеми его горестями и радостями по аналогии с машиной. Один из первых представителей этого направления, фран- цузский врач и философ Ламетри броско назвал свою основную работу «Человек- машина», отразив этим названием самую суть французского материализма. Филосо- фы этой школы, сравнивая человека со сложным механизмом, пытались объяснить поведение человека, исходя из устройства его организма, о котором в те времена знали довольно мало. Вывести психику из устройства мозга, по сути, означает све- сти ее к этому устройству. Перед нами две стороны одной медали. И в настоящее время нам нередко приходится встречаться с теориями, выводящими психику из устройства и работы человеческого мозга. Если мы примем подобную точку зрения,
то психология как бы уничтожается; она лишается своего предмета, превращаясь в физиологию, биологию и т.д. А то, что пока не могут объяснить естественные на- уки, остается на долю психологии как временной науки, которая, описав некото- рые явления и процессы, должна передать их для истинно научного изучения в руки физиолога... Таким образом, идеи механистического материализма, приняв более утонченные и скрытые формы, перекочевали в наш век. Психика, конечно, являет- ся функцией мозга. Но в каком отношении она находится к «мозговым» процессам?
Можно ли из законов работы мозга вывести законы психической деятельности? Вот в чем вопрос!
В заключение я должен остановиться еще на одном представителе крупной фи- лософской школы — епископе Джордже Беркли. Беркли считают одним из основопо-

ИСТОРИЯ
РАЗВИТИЯ
ВЗГЛЯДОВ
НА
ПСИХИ
Ч
ЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ
21
ложников субъективного идеализма. Это направление представляет особый интерес,
так как отправляется от очень важного и сугубо психологического положения: первая реальность, с которой мы сталкиваемся, есть ощущения. Тех философов, для которых это положение является отправной точкой философских построений, называют сен- суалистами. Отец сенсуализма Джон Локк емко выразил кредо этого направления, ска- зав: «В интеллекте нет ничего, что бы не прошло предварительно через органы чувств».
Тезису Локка, утверждавшему, что формирование образов, представлений и понятий возможно только на основе наших ощущений, можно придать двоякий смысл. Мате- риалистически понятый, он означает, что ощущения — непременный источник на- шего познания. Но тот же самый тезис принимает принципиально иную окраску в контексте представлений субъективного идеализма (или агностицизма). Представите- ли субъективного идеализма задают следующий вопрос: «В качестве первоначального источника наших знаний выступают ощущения, но что лежит за ощущениями? Чем они вызываются? Мы видим причину, породившую посредством ощущений образ того или иного явления. Но дело в том, что об этой причине я могу получить информацию через все те же ощущения». Итак, образуется замкнутый круг. Если круг Декарта замы- кает и изолирует от внешнего мира сознание, то круг Беркли — это круг, изолирую- щий ощущения. В концепции субъективного идеализма ощущение приобретает само- стоятельное, обособленное от действительности бытие, то есть оно существует без ощущаемого. При такой интерпретации локковского тезиса наши органы чувств уже не выступают в роли своеобразных окон в мир, уже не связывают нас с окружающей дей- ствительностью, а, скорее, отделяют, отгораживают нас от внешнего мира. Тогда пси- хические явления становятся чисто субъективными явлениями, «чисто» в том смыс- ле, что за ними не стоит ничего, кроме субъективности. Я вижу вас на основе тех данных, которые поставляют мне органы чувств.
Я могу посмотреть на объект под другим углом зрения, и тогда он изменится,
но ведь и о своем движения я узнаю все от тех же ощущений. Если твердо придержи- ваться логики субъективного идеализма, то мы придем к парадоксальному заключе- нию о единственности существования меня как субъекта. Как субъективный идеализм приобретает иные формы, так и механистический материализм еще не сошел с аре- ны истории.
И, наконец, несколько слов о том этапе истории, когда психология стала вы- ходить из недр философии и разрабатываться как самостоятельная наука. Отмечу, что психология покинула материнское лоно гораздо позднее, чем другие естественные науки. Она начала развиваться как область конкретных знаний где-то в середине де- вятнадцатого столетия. Решающее значение для зарождения и развития психологии как самостоятельной науки имел следующий призыв, адресованный к исследовате- лям природы психических явлений. Ученые, бросившие этот клич, утверждали, что психология должна порвать с умозрительными, чисто философскими построениями и перейти к экспериментальному анализу, сконструированному по образу и подобию естественных позитивных наук. Эта идея стала поворотным пунктом в развитии пси- хологии как области конкретного научного знания.
лекция 3
становление психологии как самостоятельной науки
В
прошлый раз я остановился на том положении, что только в XIX столе- тии психология стала формироваться в качестве относительно самостоятельной кон- кретной области знания. Первые шаги к этому были сделаны, так сказать, по об- разцу естественных наук и, прежде всего, в связи с успехами изучения работы человеческого организма — с успехами физиологии, анатомии и ряда других обла- стей естественнонаучного знания.
Первые значительные работы, сыгравшие важную роль в формировании психо- логии как самостоятельной области знания, относились к разделу или, вернее, к про- блеме, которую до настоящего времени называют проблемой психофизики. О чем же идет речь, когда мы говорим об первоначальных психофизических исследованиях?
Они касались относительно простых процессов, а именно процессов ощущения. Со- держанием этих исследований являлась проблема соотношения воздействия на органы чувств человека и эффекта, то есть самого ощущения, вызываемого этим воздействием.
Подход, который позволил решить или приблизиться к решению этой про- блемы, собственно, был очень прост: менялось свойство, воздействующее на испы- туемого, на человека (прикосновение; физический раздражитель, приложенный к коже человека, световое воздействие, то есть воздействие отраженных объектом лучей на глаз; воздействие звуковое и т.д.). Возник вопрос: в каком соотношении находятся вот это воздействие и ощущение? На этом пути был установлен целый ряд важных положений, к которым мы еще будем возвращаться в ходе нашего кур- са, я укажу лишь на некоторые в качестве иллюстрации. Так, была получена пер- вая, достаточно строгая классификация видов ощущений и отвечающих им органов чувств, рецепторов. Второе (это был фундаментальный вклад) — была открыта воз- можность изучения количественного соотношения между воздействием, то есть си- лой воздействия, и самим ощущением, его силой.
Основоположником психофизики Г.Т.Фехнером были разработаны методы из- мерения порогов ощущений. Под порогами ощущений Фехнер понимал минималь- ные изменения интенсивности раздражителя, вызывающие ощущения или измене- ния ощущений. Наконец, на основании многочисленных измерений в лабораторных исследованиях был выдвинут очень важный, так называемый «основной», психо- физический закон, согласно которому между рядом интенсивностей раздражителя и рядом ощущений существует логарифмическая зависимость, то есть если интен- сивность раздражителя нарастает в геометрической прогрессии, то ощущение нара- щивается в прогрессии арифметической.
Исследования в области психофизики доказали, что возможен количественный подход к психическим явлениям, что субъективное явление можно измерить (в каких

СТАНОВЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГИИ
КАК
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
НАУКИ
23
единицах – это уже другой вопрос), и тем самым положили начало психологии как экспериментальной науке.
Приближение к психологии как к экспериментальной науке шло и с других сторон. В 60-х годах прошлого века велись исследования скорости протекания процес- сов, которые по своему субъективному выражению относятся к категории психичес- ких. Эти исследования известны в истории психологии как исследования времени ре- акции. Толчком к этому послужили работы астронома Бесселя, который, исходя из практических соображений, заинтересовался следующим вопросом: «Почему при об- наружении момента прохождения светила через координационную отметку телескопа возникает разница в данных, полученных различными наблюдателями?» Оказалось,
что скорости протекания процессов реагирования от момента появления события
(перехода звезды через координационную отметку) до регистрации этого события у разных наблюдателей различны. Так впервые встала проблема изучения времени ре- акции наблюдателя, которая впоследствии стала разрабатываться Дондерсом на ма- териале более сложных явлений. Исследовалась скорость простой реакции, а затем измерялась скорость реакции в условиях выбора, то есть когда на один раздражитель надо было отвечать, скажем, нажатием на правый ключ, а на другой — нажатием на левый ключ. Исследователи исходили из довольно наивных соображений такого рода:
чем сложнее реакция, тем больше она требует времени, и, следовательно, этот при- рост времени происходит за счет процесса переработки, то есть психического про- цесса (выбора, узнавания и т.д.).
В конце прошлого века появились экспериментальные исследования памяти,
проводимые Эббингаузом и Раншбургом, в которых также измерялись количествен- ные характеристики памяти. В этой связи, начиная со второй половины XIX века, по- являются первые психологические лаборатории и институты, представлявшие собой экспериментальные психологические учреждения. Так, в Лейпциге Вильгельмом Вун- дтом была создана первая такая лаборатория экспериментальной психологии. В.Вундт,
ученик Г.Гельмгольца, в своих исследованиях поставил ряд кардинальных психологи- ческих проблем, касавшихся самых различных областей психологии. Труды Вундта,
как и его учителя Гельмгольца, до сих пор обсуждаются не только в психологической,
физиологической, но даже и в философской литературе. Вслед за лейпцигской лабо- раторией Вундта в Соединенных Штатах Америки в 1883 году был открыт Институт экспериментальной психологии, а немного позднее открываются экспериментальные психологические лаборатории в России (1886) и во Франции (1889).
Таким образом, к концу прошлого столетия экспериментальная психология отчетливо выделилась среди других наук. Эта психология стояла перед задачей со- здания объективных методов исследования психических явлений, которые, как я уже говорил, строились по образцу методов естественных наук. Превращение психо- логии в экспериментальную науку как бы снимало ее исключительное положение среди других наук. Напротив, всячески подчеркивалось, что психология принадле- жит к числу столь же конкретных областей знания, как и естественные науки. Од- нако это вовсе не означало, что была решена проблема очерчивания предмета и методов психологии, а также проблема природы психических явлений. Напротив,
развитие экспериментальной психологии лишь заострило нерешенные проблемы,
касающиеся самого предмета психологической науки.
Здание психологической науки оказалось как бы расколотым надвое. С одной стороны, шел тщательный подбор экспериментальных фактов, а с другой стороны,
непрестанно велись попытки осознать значение получаемых фактов и соотнести их с какими-то общими представлениями о природе психических явлений.

24
ВВЕДЕНИЕ
В
ПСИХОЛОГИЮ
ЛЕКЦИЯ
3
Одной из самых трудных проблем, которая была в центре внимания психоло- гов конца XIX и начала XX веков, можно считать проблему соотнесения физиологи- ческих процессов, совершающихся в мозгу человека, и психических явлений, доступных на- блюдению самого субъекта. Приведем пример наиболее распространенного в те годы решения этой проблемы. Психические явления (ощущения, восприятие) образуют особый ряд явлений, который связан с рядом вещественных проявлений, происхо- дящих в мозге и в органах чувств по принципу параллельности протекания. Такое решение этой проблемы вошло в историю под именем психофизического или, как иногда говорят, психофизиологического параллелизма. Существовали различные ва- рианты, уточняющие подобные представления о соотношении субъективного и объективного рядов, но все они не выходили за рамки основного принципа —
принципа параллельности. При таком решении проблемы соотношения психических и физических явлений психический ряд оказывается ненужным привеском, то есть психическим явлениям отводится роль побочных явлений, сопровождающих физи- ческие, физиологические процессы. Такой подход к проблеме соотношения пси- хического и физического рядов порождает представление о том, что психические явления сами по себе не имеют никакого значения. Это не феномены, а эпифено- мены, то есть побочные явления, сопровождающие объективные процессы и так же мало вмешивающиеся в их ход, как, например, тень, отбрасываемая пешехо- дом, влияет на движение его ног.
Решение психофизической проблемы в духе психофизического параллелизма,
расчленение мира психических и мира физических явлений на две самостоятельные,
независимые друг от друга области привело к идее о том, что существует не одна, а две психологии – «объяснительная» и «описательная». Давайте, для того чтобы по- подробнее разобраться в причинах, порождающих возможность такого расчленения психологии, разберем два типа описания психического явления. Я беру и передвигаю микрофон, стоящий передо мной на столе, то есть совершаю некоторое движение.
Если я замечаю какое-нибудь движение, то его объяснение с позиции «объяснитель- ной» психологии заключается в прослеживании процессов, начинающихся с воздей- ствия внешних раздражителей, которые затем преобразуются в соответствующие не- рвные, то есть объективные, процессы.
Однако куда при таком объяснении девается психическая реальность, куда ис- чезают те события, которыми насыщен наш субъективный мир? При таком «объек- тивном» объяснении для них просто не остается места, и против него в первую оче- редь восстает наш здравый смысл. Как правило, в нашей обычной речи мы говорим:
«Я сделал то-то и то-то, вследствие того что...» («У меня опустились руки, потому что я впал в отчаяние»), то есть мы вначале указываем на какое-либо внешнее, дос- тупное непосредственному наблюдению событие («у меня опустились руки...»), а за- тем указываем на тот или иной субъективный образ или переживание («...я впал в отчаяние»), обусловившее это событие. Таким образом, в нашей речи содержится расчленение на субъективное явление, с одной стороны, и способ выражения этого явления — с другой. Представители «описательной» психологии, науки о духе, к ко- торым относятся такие ученые как В.Дильтей и Э.Шпрангер, настаивают на том, что основная задача психологии заключается в описании субъективных явлений, так как никакого другого метода, кроме описания, «описательная» психология не признает.
Итак, в начале XX века среди психологов, явно или скрыто придерживающихся фор- мулы параллелизма, оформляется идея о существовании двух типов психологии. Одна психология — это «объяснительная» психология; она должна заниматься изучением физиологических явлений и, следовательно, относится к классу естественных наук.

СТАНОВЛЕНИЕ
ПСИХОЛОГИИ
КАК
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
НАУКИ
25
И другая психология — это «описательная» психология. Проблема расчленения пси- хологии на «описательную» и «объяснительную» не умерла и до сих пор продолжает обсуждаться.
Что касается общего характера и философского смысла этих отдельных направ- лений, то они воспроизводили и воспроизводят в себе те две классические линии в философском понимании душевных явлений, о которых я говорил. Это линия мате- риалистическая и линия идеалистическая.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   51


написать администратору сайта