Литература русского зарубежья. ЛРЗ. 1. Первая волна русской эмиграции причины, этапы, пути, состав. Первая волна эмиграции возникает в результате великого исхода
Скачать 270.42 Kb.
|
32. «Иван Чонкин» В. Войновича как сатира на общественное устройство социалистического общества. Своеобразие героя. «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина» (1969, 1975), «Претендент на престол» (1979). Жанр романа-анекдота (но военная проза). Драматургичность и сценичность прозы. Деконструкция «советского мифа»: события отечественной истории с 1941 по 1956 год в смеховом аспекте (перипетии судьбы героя как стержень истории государства). Абсурд как движущая сила сюжета и способ саморазоблачения героев. Стихия языка как отражение абсурда и дисгармонии жизни; комический и эстетический эффект парадоксальности мысли. Соотнесение конкретно-исторических событий с уровнем и масштабом народного обыденного сознания; история главных героев как отражение трагикомической судьбы всего русского народа, его воли к жизни и нравственного бессмертия. Переосмысление традиционного образа положительного героя: «естественный человек». Фольклорные и литературные прообразы героя (Иван-дурак, Петрушка, Емеля бравый солдат Швейк, Василий Теркин, популярный киногерой Иван Бровкин, Аника-воин). Своеобразие пространственно-временной организации текста: контраст хронотопов по принципу замкнутость / разомкнутость, смысл их противопоставления. Автору важно показать не советского человека на войне, а простого человека. Показан человек, который заботится о своём существовании и имеет бытовые жизненные потребности. Экстремальная ситуация (начало войны) показывает вторичное отношение к идеологии. Замкнутое пространство лишает человека свободы. Гладышев – последователь Мичурина. Природа сопротивляется ему. Соотношение названий «ПУКС» (растение) и «Путь к социализму» показывает принижение эксперимента. Принцип экономии Гладышева: история с Мерином Осавиахимом; отходы питательных веществ из организма человека – изготовление самогона). Милягин с Кипой (на диване) раздетый, но с табельным оружием, т.к на рабочем месте по закону нельзя снимать оружие. История со Сталиным в НКВД показывает власть документов над человеком и оказаться в НКВД – хуже смерти. Абсурдность ситуаций – принятие мертвого коня в партию, т.к к копыту приклеилось чужое заявление о том, что «после смерти прошу считать меня коммунистом»; редактор газеты (различия реальной жизни и той, о которой говорят неправду в газетных статьях, ошибка Сталин – мерин (должно быть мерило). Село Красное лишено границ и позволяет все происходящее воспринимать как общесоветское (проблема села и города). «Претендент на престол» ( 2 часть) – абсурдность усиливается (операция Гитлера по освобождению Чонкина), комическое приобретает статус сатирического (трагикомического). С помощью пародии и связанных с ней других художественных приемов (гротеска, гиперболы, иронии) Войнович решает главную задачу книги о солдате Чонкине – показать призрачность утопии построения коммунизма в СССР через описание абсурдности советской жизни, которая делает из «естественных людей» деградирующих существ, уподобляющихся животным. На страницах романа о Чонкине мы видим абсурдный мир, который, являясь фантастичным, тем не менее, ярко и образно характеризует советскую действительность. С первых страниц романа автор критикует мифы о процветании страны Советов, для чего расширяет персонажную сферу, усиливая многоуровневый характер образной структуры романа. Образ председателя Голубева, которого советская действительность сделала человеком, вечно сомневающимся, постоянно ждущим сверху указаний, занимающимся постоянными приписками в отчетах, характерными для всей бюрократической системы, начиная председателем колхоза, кончая высшим руководством страны, развенчивает миф о колхозной системе, якобы позволяющей крестьянству жить безбедно и счастливо. В ходе беседы с бывшим заключенным Лешкой Жаровым Голубев приходит к мысли о том, что в тюрьме жить лучше, чем в деревне: «Работают по девять часов, а здесь ему приходится крутиться от зари до зари, кормят три раза в день, а здесь не каждый день и два раза успеешь поесть. Кино здесь он уже с полгода не видел». Миф о Советской Армии как самой боеспособной и гуманной подвергается остракизму с помощью целого ряда колоритных художественных образов. Среди них особняком стоит «блудный сын» писателя – Чонкин, объект издевательств его сослуживцев и непосредственного начальника, старшины Пескова, который муштрует его в духе царской армии. Чонкина считают «самым плохим и ненужным солдатом». С целью избавления от него воинской части его командируют охранять сломанный самолет. Однако дальнейшее развитие сюжета романа показывает, что Чонкин наделен типичными чертами русского характера, позволившими русскому народу выстоять в самой кровавой войне ХХ века. Чонкин отличается от окружающих своим простодушием, беззащитностью, наивностью, добросердечием, отсутствием хитрости и прагматизма. Он ловок в крестьянской работе, сметлив и трудолюбив, но глуп на солдатской службе, не ищет выгоды, не мечтает о карьере в армии, даже собой не дорожит. Наивный и бесхитростный Чонкин не поддается гипнозу тоталитарной системы, его идеалы не в духе времени: он не грезит мировой революцией, не мечтает поработить другие народы, и это является самым ценным в нем. Образы командиров воинской части (дежурный по части капитан Завгородний, инженер полка Кудлай, командир полка подполковник Опаликов), где служил Иван Чонкин, забывших своего подчиненного и военный самолет в самый ответственный период – во время войны, позволяют Войновичу подчеркнуть неподготовленность к обороне страны младшего и среднего командного состава. Образ генерала Дрынова, всегда выбиравшего «из всех возможных решений самое глупое», сделавшего за короткий срок головокружительную карьеру благодаря доносу на командира батальона, показывает неподготовленность высшего командного состава армии к военным действиям. Яркий эпизод с использованием белых маскхалатов на фоне летней зелени при штурме полком РККА Чонкина демонстрирует отсутствие необходимого вооружения у Красной Армии. Образы капитана Миляги, майора Фигурина, а также образы сотрудников Учреждения (лейтенанта Филиппова, сержанта Свинцова) ставят под сомнение целый комплекс мифов: миф о честности и преданности народу органов НКВД, миф о необходимости классовой борьбы. Миф о Сталине как об отце народов, его гениальности и заботливости является сквозным для всех трех частей романа. Конечно, образ Сталина дан контурно и схематично: он, скорее всего, напоминает не политического деятеля, а героя анекдота. Но постоянная параллель с Гитлером добавляет глубины этому персонажу. Роман наталкивает на мысль о том, что все отрицательные качества не суть индивидуальные черты Сталина и Гитлера, а историческая закономерность: в тоталитарном государстве к власти могут прийти только такие лидеры, которые формируют систему абсурда, которая, в свою очередь, может де- формировать общественное сознание и психику самих «творцов» этой действительности. В образе Кузьмы Матвеевича Гладышева пародируются мичуринское и лысенское движения. Гладышева знали во всей округе как человека ученого, но об учености говорит только вывеска на уборной, «стоявшей у него в огороде, где большими черными буквами было написано "Water closet"». В его голове было множество никому не нужных сведений. А бесперспективность его научных экспериментов подтверждает попытка Гладышева вывести гибрид картофеля и помидора, названный «в духе того великого времени» – «Путь к социализму» («ПУКС»), впоследствии успешно переименованный в угоду политической конъюнктуре в «Путь к национал социализму». Результат эксперимента один: Гладышев вынужден был ежегодно закупать картошку и помидоры на зиму. Чем не пародия на советскую страну, имеющую большое количество плодородной почвы, но закупающую в 1970-1980-е годы продовольствие за границей. Вскрывая природу человеческой глупости, автор показывает, до чего может довести тоталитарный режим, который сознательно отучает человека думать. В. Войнович высмеивает идиотизм, намеренно сгущая краски и используя гротеск. В. Войнович подчеркивает, что только полная свобода может быть единственным условием, позволяющим создавать действительно разумное и счастливое общество. Сатирические приемы: 1)Сатирическое изображение НКВД, 2) увенчание\развенчание ( как карнавальный прием) (увенчание - Фроська названная Афродитой, развенчание - Федот Федотович, названный Идиотом Идиотовичем). 3)сатира как обличение советской ментальности. 4) Абсурдность ( Сапожник- Сталин, Конь - Осовиахим). 33. «Генерал и его армия» Г. Владимова как попытка переосмысления официальной концепции истории. Функции литературных реминисценций. Краткое содержание Водитель Сиротин везет генерала Фотия Ивановича Кобрисова в Москву. Сиротин представляет Ставку Верховного величественным зданием, не зная, что она под землей. Вспоминает, как его вызывал на разговор с глазу на глаз майор Светлооков из Смерша (Смерть шпионам), спрашивал, нет ли чего странного с генералом, уговорил доносить, куда он будет ездить. Успокаивает себя, что это ради блага генерала. Должен звонить и докладываться Зоечке. Встречается с ней, она саркастична, предана своему делу. Думает, что если б он рассказал генералу, не пришлось бы ехать в Москву, чего генерал не хотел. Но стыдно было признаться, что согласился шпионить. Адъютант Кобрисова, Донской, представляет ковровые дорожки и роскошь Ставки. Он по жизни косит под Андрея Болконского, жесты, интонации – все пытается копировать. Вспоминает, как генерал обходил его наградами. Однажды он видел, как Светлооков приказал застрелить пленных. Не по себе было. Но потом Светлооков и его вызвал поговорить в лесочке, и тоже соглашается, Светлооков обдуривает его, играя на тщеславии. Обоих спрашивает, что может значить сон: обнимался с женщиной, а оказалось – это мужик. Оба не знают. Ординарцу Шестерикову все равно, как выглядит Ставка, он переживает за генерала, которого будут изводить вопросами. Он встретился с генералом случайно – нес еду своему командиру, но генерал приказал идти с ним (его пригласили выпить у товарища), так как разгневался на своего ординарца. Они пошли, но им сказали неверное место, пришли к немцам. Генерала ранили, а Шестериков отстреливался один от двадцати и утащил потом генерала. Дотащил до дороги, по которой все бежали. Никто не хотел остановиться и подобрать генерала. Милиционер остался посторожить, Шестериков ищет снаряд. Его посылают к генералу, который находится в ограде церкви (по имени не называется, создалось ощущение, что Власов). Но Шестериков идет назад. Отступление про Гудериана – главного у немецких танкистов, как он приходит к ним, просит, а не приказывает, как его любят, называют по имени. Он пишет письмо жене, жалуется, что испортили блестящую ситуацию. Вспоминает, как пришел в город, где были убиты заключенные в тюрьме. Пускает родных проститься, на него смотрят с ненавистью. Спрашивает у батюшки, почему. Ответ ясен – все помнят зверства фашистов в других местах, все беды из-за них. Снова про генерала – к нему приходят заблудившиеся войска, которых послали Кобрисову, но он оставляет их себе, бросает в бой. Шестерикову помогает танк остановить повозку, он отправляет генерала в Москву и успокаивается. Генерал в госпитале требует, чтобы нашли ему Шестерикова. Тот знакомится с его женой, Майей Афанасьевной, становится очень близким человеком, заботится о генерале. Потом они отправляются формировать 38-ую армию. Майор Светлооков вызывает и его, но Шестериков не поддается. Светлооков говорит, что это «классовая обида». Спрашивает про сон, Ш. говорит, что погода переменится. Ш. теперь понимает, что была связь между разговором и поездкой в Москву, но не решился признаться генералу, ведь тогда он понял бы, что Ш. знает о раскулачивании, продотрядах, в общем, что прошлое у генерала не лучезарное. И сейчас в машине он думал, как хотел остаться вместе с генералом после войны. Но теперь это невозможно – нельзя же в тыл за ним. Генерал засмеет. «И не объяснил бы ему Шестериков, что выбрал бы и пекло, только бы - вместе». Генерал проигрывал в себе, что было и что будет. Как его снимут. Он хотел взять город Предславль, просил у начальника – Ватутина – разрешения взять Мырятин (на подступах к нему), разрешили. Организовал переправу через Днепр, послал группу, можно сказать, «смертников», чтобы установили связь и разведали все. К нему приходит медсестра, по совместительству – любовница. Грустная, словно видит его последний раз. На переправе не прячется, стоит на палубе. Фашистский самолет чуть его не убивает, помогает свой летчик Галаган. Медсестра утонула во время переправы. Взяли «языка». Русский. Говорит, что в Мырятине русские, но они против Красной армии. Вроде как там главные – немцы, с ними заодно Власов, генерал-перебежчик. Кобрисов уговорил другого генерала, Чарновского, помочь ему взять Предславль. Собрали совет, приехал Жуков, заставляют Кобрисова брать Мырятин. Он считает, что это пустая трата людей. Но главная роль всегда отводилась его конкуренту – Терещенко, любимчику командования, победы которого более блестящие, но недолговечные. Вспоминает Первомай, когда увидел Вождя. Два его танка притормозили перед мавзолеем – неполадка была. А на другой день за Кобрисовым приехали. В тюрьме его обвинили в попытке покушения, он открещивался, но следователь там дотошный. Его не били, как других, но заставляли стоять на коленях в углу, били линейкой по рукам и унижали. Издеваются над тем, что он предвидит войну с Германией. В тюрьме он познакомился с каким-то интеллигентом, писателем. Тот говорит, что даже хорошее теперь делается из гнусных побуждений. Если все будет благополучно, значит – вмешалась дьявольская сила. Когда начинается война, его отпускают и назначают. Вместе с другими выпущенными видит Сталина. Изумлен страхом, злобой и отчаянием в его глазах, лепечущей бранью, с которой он проходит мимо их строя. «Мог ли так вести себя военный, да просто мужчина, мог ли – Вождь!» Вспоминает, как познакомился с бригадным комиссаром Кирносом, который собирал партбилеты всех убитых. Они говорили, что установили бы настоящее коммунистическое правительство, как при Ленине. Кирнос застрелился и сжег все свои бумаги, когда к Кобрисову пришли люди, считавшие, что он вышел из окружения предателем. Вспоминает жену, для которой всегда был правым и лучшим. Она, деревенская, заполучила его хитростью, выставив свою фотографию во всех ателье улицы, где он прогуливался. Он влюбился сразу же. Они доехали практически до Москвы, генерал думает, что это Поклонная гора, но ошибается. Там – привал, и по радио слышат, что Мырятин взят, а генерала наградили. Пьют, генералу жаль убитых. Он пляшет, еще что-то вытворяет, потом приказывает ехать обратно. Тут, наконец, водитель Сиротин закладывает его, при удобном случае позвонив Зоечке и сказав. Какому-то комбату приказывают стрелять туда-то и туда-то, говорят, что по перебежчикам, вроде бы. В этот момент снаряд попадает в машину генерала, умирают все трое его помощников, а он в это время снаружи, так что жив, но контужен. Он умер через 15 лет, перед смертью попросил привезти его на плацдарм, который они брали у Днепра. Там видит призрак медсестры, говорит с ней, но не называет по имени, чтобы не обидеть жену изменой. Она зовет его, и он идет к ней. И умирает на берегу Днепра, как она и предсказывала в ночь перед своей смертью. «Хочется верить, что в тот момент все они были счастливы». Генерал – тем, что его план оказался самым лучшим, Шестериков – что не надо расставаться с генералом, Донской – что ему не нужно всей этой генеральской нервотрепки, а Сиротин – что все-таки сообщил Зоечке, и «они уже не были песчинкой, затерянной в водовороте, всемогущая тайная служба распростерла над ними спасительные крыла». «Генерал и его армия» (1994) как переосмысление традиций отечественной классической литературы (прежде всего – «Войны и мира» Л.Н.Толстого) и новый взгляд на трагические события второй мировой войны и ее участников (попытка объективной оценки неоднозначных исторических фигур, неоднозначность решения вопроса о цене победы). Изображение конкретно-исторических примет тоталитарной эпохи, неприятие насилия во всех его проявлениях, функции категории абсурда. Исследование глобальных закономерностей человеческого бытия, обнаженных в условиях войны, символическое наполнение деталей и подробностей. Своеобразие конфликта в романе о войне: столкновение не армий, а нравствен- ных позиций, жизненных философий. Мотив трагической расплаты личности за стремление к независимости. Значимость народной точки зрения. В русле традиционализма написан роман о войне «Генерал и его армия» (1994) Г. Владимова. За этот роман автор удостоен премии «Триумф» (1995). Это объективное повествование о генерале Кобрисове открывает неприглядную страшную сторону войны - бездарную власть, для которой ничего не стоят солдатские жизни, которая употребляет все силы, чтобы уничтожить всякую личность, способную идти своим путем. Через все повествование романа "Генерал и его армия" проходят, взаимодействуя между собой, мотивы Великой Отечественной войны и русского национального характера. Г. Владимову удалось соединить верность традициям классического русского реализма с полнотой исторического знания об эпохе. Отчетливо ориентируясь на толстовские традиции в изображении народной войны, писатель придает узнаваемым "толстовским" мотивам и ситуациям неожиданно актуальное звучание. Исторический фон реален. Владимов задействовал на второстепенных ролях настоящих участников войны. Но всё-таки они являются второстепенными персонажами описываемого действия. Главная роль отводится генералу и его ближайшему окружению. С первых страниц читатель едет с ними в одном автомобиле, проникается чувствами каждого из них, а после случается то, чего не должно было произойти. Генерал в повествовании - вымышленное лицо. У него вполне может быть прототип, о чём в тексте нет упоминаний. Личность, понимая со слов Владимова, способная и деятельная. Роман Владимова «Генерал и его армия» о Великой Отечественной Войне. Он открывает для читателя новые страницы истории. В них говорится о непоправимых ошибках нашего руководства во время войны, приведших к многочисленным потерям советских бойцов, погибших по глупости их командиров. В центре романа описана судьба генерала Кобрисова. Кобрисов – это один из немногих, осознавший ошибки вышестоящих командиров. Осознавая своих грехи, генерал хоть как - то пытается их исправить и старается не допустить новых. Он очень тяжело переживает утрату своих бойцов, посланных им на верную гибель, чувствует себя виноватым перед ними, и перед их родственниками, которым обещал сам написать о гибели, но ему не хватает времени, а может просто сил и слов, так как нет никакого оправдания случившемуся. Параллельно с генералом Кобрисовым, автор описывает и других военачальников этого времени. Генерал, ни разу не назвавший свою фамилию, является прототипом генерала Власова, в конце концов оказавшийся пособником Гитлера. Среди его солдат – власовцев, также огромное количество бессмысленных потерь, которые они понесли и со стороны немцев, и со стороны советских бойцов. Также в романе описан и немецкий генерал Гудериан. Начитанный и умный командир танковых войск Германии, берегущий своих солдат и технику. Он не мог понять душу русского народа униженного и раздавленного Сталиным и иже с ним, но идущими на верную смерть за свою землю, за Родину, и за того же Сталина. В романе «Генерал и его армия» также затрагивается и способы работы смерша. Главный герой, майор Светлооков, не вызывает симпатии, скорее он вызывает отрицательные чувства методами своей работы, всем своим обликом и поведением. Подкапываясь под генерала Кобрисова, майор Светлооков приглашает к разговору его «свиту»: водителя Сиротина, адъютанта Донского, ординарца Шестерикова. Агитируя их сотрудничать со смершем, Светлооков и к Сиротину, и к Донскому, подбирает к каждому свой ключик, находит их слабое место, и при всем своем уважении к генералу Кобрисову, они соглашаются сотрудничать с майором Светлооковым. И только верный ординарец Кобрисова Шестериков сразу и бесповоротно отказывается от такого сотрудничества, он всей душой и сердцем привязан к генералу, не представляет своей дальнейшей жизни без него, с ним он готов хоть куда, даже в пекло. И лишь после разговора с майором Светлооковым, Шестериков испытывает огромное чувство вины перед Кобрисовым, в том, что он не рассказал ему об этом разговоре. |