Роберт_Грин_24_закона_обольщения. 4закона обольщенияp r o власт ь ббк 88. 5Г85Перевод с английского Е. Я. МигуновойГрин, Р
Скачать 3.23 Mb.
|
Символ: Огонь. Повеса сам пылает желанием и воспламеняет им ту женщину, которую стремится обольстить. Он неумерен, необуздан и опасен. Повесе может грозить преисподняя, и все же окружающие его языки пламени делают его неотразимым в глазах многих женщин. ВdefdgWhR dSXPWdPUT Как и в случае с Сиреной, наибольшая опас- ность грозит Повесе от представителей его соб- ственного пола, несравненно менее снисходи- тельных, чем женщины, к его постоянной погоне за юбками. В старину Повесы чаще встречались среди аристократов, которые, как правило, оста- вались безнаказанными, скольких бы женщин ни пришлось им оскорбить или даже погубить. Ныне лишь звезды и самые состоятельные люди могут играть роль Повесы безнаказанно, осталь- ным необходимо соблюдать осторожность. Элвис Пресли был застенчивым юношей. Начав свое звездное восхождение, видя, какую власть это дает ему над некоторыми женщина- ми, он обезумел, превратившись в Повесу поч- ти за одну ночь. Подобно многим Повесам, Элвис испытывал тягу к женщинам, которые уже кому-то принадлежали. Из многочислен- ных переделок, когда его застигал на месте пре- ступления разъяренный муж или сожитель, он Повеса G выходил с царапинами и синяками. Вы можете сделать вывод, что следует остерегаться мужей и сожителей, особенно в начале вашей карьеры. Но обаяние Повесы именно в том, что подоб- ные препятствия их не останавливают. Не мо- жете вы слыть Повесой и быть при этом осмо- трительным и боязливым, время от времени испробовать кулаки — часть игры. Кстати, позд- нее, когда Элвис достиг пика славы, ни один муж не осмеливался тронуть его и пальцем. Более серьезной опасностью грозят Повесе не мужья, а те неуверенные в себе мужчины, которых страшит фигура Дон Жуана. Хотя они никогда не сознались бы в этом, полная удо- вольствий жизнь Повесы вызывает у них за- висть. Поэтому, как любые завистники, они нападают исподтишка, зачастую маскируя эту травлю под благородную борьбу за нравствен- ные устои. Повеса, например, может обнару- жить, что такие недоброжелатели тормозят его карьерный рост (препятствовать продвижению Повесы могут и некоторые женщины, страда- ющие от неуверенности в себе и оскорбленные его невниманием). С завистью к Повесе почти ничего нельзя поделать, похоже, если бы все были столь удач ливы в обольщении, челове чес- кое общество перестало бы функционировать. Итак, отнеситесь к зависти как к знаку почета. Не будьте наив ным, будьте начеку. Когда вас атакуют суровые моралисты, не принимайте всерьез их крестовый поход — он продиктован завистью, и ничем больше. Можете смягчить его, немного при глушив в себе качества Повесы, взывая о прощении, обещая исправиться, но это повредит вашей репутации, так что вы уже не будете выглядеть таким пленительно беспутным. В конце концов, лучше уж с достоинством вы- держивать нападения и продолжать свою линию. Обольщение — источник вашего могущества: вы всегда можете рассчитывать на бесконечную терпимость и снисходительность женщин. Идеальный возлюбленный Многим в юности свойственно предаваться мечтаниям, которые с годами разбиваются вдребезги или просто блек- нут. Всё приносит разочарование: люди, события, реаль- ность, неспособная соответствовать юношеским идеалам. Идеальные Возлюбленные расцветают на разбитых мечтах, превратившихся в иллюзии всей жизни. Вы мечтаете о романтике? приключениях? возвышенном духовном обще- нии? Идеальные Возлюбленные воспроизводят ваши фантазии. Он или она — мастера своего дела, они арти- стично сотворяют ту иллюзию, которая требуется вам, идеализируют ваш портрет. В мире разочарований, ни- зости и подлости вы обретете бесконечную власть, если пойдете по пути Идеального Возлюбленного. 81 РdfXWUTcRP_Tj TsRXQ Шел 1760 год. Однажды вечером красивая молодая женщина сидела в своей ложе в Кёльн- ской опере. За ней расположился ее супруг, бургомистр города, — человек средних лет, до- вольно приятной наружности, но скучноватый. Разглядывая публику в театральный бинокль, женщина обратила внимание на привлекатель- ного, щегольски одетого мужчину. Очевидно, ее взгляд был замечен, так как после спектакля незнакомец подошел и представился: его звали Джованни Джакомо Казанова. Казанова поцеловал ей руку. Она сообщила ему, что собирается завтра на бал, и осведоми- лась, не угодно ли ему будет прийти. «Если бы я смел надеяться, мадам, — отвечал он, — что вы согласитесь танцевать только со мной». После бала она не могла думать ни о ком, кроме Казановы. Он, казалось, предвосхищал ее желания — был необыкновенно мил и в то же время решителен. Несколько дней спустя он обедал у них. Когда обед подошел к концу, су- пруг удалился на отдых, а хозяйка предложила гостю осмотреть дом. Из своего будуара она указала ему на часовню, расположенную в кры- ле дома, совсем рядом с ее окном. Конечно же Казанова — словно он прочел ее мысли — на- утро явился в часовню на мессу, а вечером того же дня, встретив ее в театре, упомянул, что за- метил дверь, которая не иначе как ведет в ее спальню. Она рассмеялась, притворившись удивленной. Невиннейшим тоном он сообщил, что нашел способ спрятаться завтра в часов- не, — она, недолго думая, шепнула в ответ, что навестит его там, когда все в доме лягут спать. Итак, Казанова спрятался в крошечной ис- поведальне в часовне и ожидал там целый день и весь вечер. Там бегали крысы, ему даже не на что было прилечь, но, когда поздно ночью появилась наконец жена бургомистра, он не стал сетовать, Когда ранним утром наступает пора расставанья, мужчина должен вести себя красиво. Полный сожаленья, он медлит поднять- ся с любовного ложа. Дама торопит его уйти: «Уже белый день. Ах-ах, нас увидят!» Мужчина тяжело вздыхает. О, как бы он был счастлив, если б утро никогда не пришло! Сидя на постели, он не спешит натянуть на себя шаровары, но, склонившись к своей подруге, шепчет ей на ушко то, что не успел сказать ночью. Как будто у него ничего другого и в мыслях нет, а смотришь, тем временем он незаметно завязал на себе пояс. Потом он припод- нимает верхнюю часть решетчатого окна и вместе с подругой идет к двустворчатой двери. «Как томительно будет тянуться день!» — говорит он даме 82 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G а тихо проследовал за ней в ее комнату. Они встречались на протяжении многих дней: каза- лось, существование обрело наконец смысл. Приключение было опасным и таким романтич- ным! Она оставляла еду, книги и свечи, чтобы скрасить возлюбленному долгие, томительные часы ожидания в часовне; ей казалось, правда, что грешно использовать святое место для подобной цели, но это придавало всему дополнительную остроту. Однажды, однако, ей пришлось отпра- виться в поездку с супругом. А когда она верну- лась, Казановы не было, он исчез столь же стре- мительно и изящно, как и появился. Спустя несколько лет в Лондоне другая мо- лодая женщина по имени Полина обратила внимание на объявление в местной газете. Джентльмен желал сдать часть дома, причем не- пременно даме. Полина была благородного происхождения, родом из Португалии. В Лон- дон она сбежала со своим возлюбленным, да только он был принужден вернуться домой, так что ей пришлось остаться одной на неопределен- ный срок, дожидаясь того времени, когда они снова смогут быть вместе. Словом, она осталась одна-одинешенька в чужой стране, почти без денег, подавленная всеми этими тягостными обстоятельствами, а ведь она из хорошей семьи, для такой ли судьбы ее растили и воспитывали? Она решила ответить на объявление. Джентльменом, давшим объявление, оказался Казанова, и каким джентльменом! Он предложил ей прекрасную комнату за весьма низкую плату, просил он лишь о том, чтобы время от времени она составляла ему компанию. Полина перееха- ла. Они играли в шахматы, совершали прогулки верхом, спорили о литературе. Он был так без- укоризненно воспитан, так вежлив и щедр! Для серьезной и возвышенной девушки дружба с ним постепенно превращалась в потребность: с этим человеком она могла говорить часами. Однажды и тихо выскальзы- вает из дома, а она провожает его долгим взглядом, но даже самый миг разлуки останется у нее в сердце как чудесное воспоминание. А ведь случается, иной любовник вскакивает утром как ужаленный. Поднимая шумную возню, суетливо стягивает поясом шаровары, закатывает рукава кафтана, с громким шуршанием прячет что-то за пазухой, тщательно завязы- вает на себе верхнюю опо- яску — поистине начинаешь его ненавидеть. С ЭЙ -С ЁНАГОН , «З АПИСКИ У ИЗГОЛОВЬЯ » (П ЕР . В. М АРКОВОЙ ) 83 Идеальный возлюбленный G Казанова — в тот день он был сам не свой, взвол- нован, возбужден — признался ей в любви. Вскоре ей предстояло возвращение в Португа- лию к возлюбленному, и она не была настроена на подобные объяснения. Поэтому она не стала выслушивать его излияний, а вместо этого посо- ветовала ему отправиться на конную прогулку, чтобы успокоиться и охладить свой пыл. Вечером ей сообщили новость: Казанова упал с лошади. Чувствуя себя виноватой в про- исшедшем, она поспешила к нему и, обнаружив его лежащим в постели, бросилась в его объятия, не в силах сдерживаться. Они стали любовника- ми той же ночью и оставались ими до конца ее пребывания в Лондоне. Однако, когда подошло время отъезда в Португалию, он не пытался ее удержать, напротив, он утешал ее, убеждая, что они послужили друг для друга прекрасным вре- менным противоядием от одиночества и что могут остаться друзьями до конца жизни. Еще несколькими годами позже в маленьком испанском городке юная прекрасная девушка, которую звали Игнасия, выходила из церкви после исповеди. К ней подошел Казанова. Про- вожая ее до дома, он объяснил, что страстно любит испанский танец фанданго, и пригласил ее на бал, который должен был состояться зав- тра. Он так выгодно отличался от всех мужчин в городке, таких скучных, пресных и неуклю- жих, что ей смертельно захотелось пойти. Ее родители были против, но она убедила мать со- провождать ее в качестве дуэньи. После неза- бываемого вечера (для иностранца он танцевал фанданго просто изумительно) Казанова при- знался, что страстно влюблен в нее. Она отве- чала (правда, в голосе ее ясно слышалась грусть), что у нее уже есть суженый. Казанова не стал торопить события, однако день за днем про- должал приглашать Игнасию то на бал, то на бой быков. Однажды он представил ей свою Если красота девушки при первом взгляде на нее не производит идеального впечатления, то и реальные отношения с ней не особенно желательны. Если же — да, то, как бы человек ни был опытен и тверд, он почув- ствует точно электрический удар. С ЁРЕН К ЬЕРКЕГОР , «Д НЕВНИК ОБОЛЬСТИТЕЛЯ » (П ЕР . П. Г АНЗЕНА ) 84 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G подругу, герцогиню. Та отчаянно флиртовала с Казановой, и Игнасия испытывала отчаянную ревность. К этому времени она уже отдавала себе отчет в том, что влюблена в Казанову, хотя чувство долга и религиозные устои, в которых она была воспитана, заставляли ее скрывать это чувство от самой себя. После нескольких дней мучительных колеба- ний Игнасия приблизилась к Казанове и тронула его за руку. «Мой исповедник пытался вынудить у меня клятву никогда не оставаться с вами наеди- не, — произнесла она, — но я не смогла пообе- щать этого, и тогда он отказался отпустить мне грехи. Со мной такое случилось впервые в жизни. Что ж, я предаю себя на волю Господа. Я реши- лась: пока вы здесь, можете делать все что хотите. Когда, мне на горе, вы покинете Испанию, я подыщу другого исповедника. Я больна вами, но это, в конце концов, не более чем прихоть, безу- мие, рано или поздно это пройдет». Казанова был, пожалуй, самым удачливым обольстителем в истории человечества — редкая женщина могла устоять перед его чарами. Ме- тод был прост: познакомившись с женщиной, он изучал ее как можно ближе, устанавливал, чего ей недостает в жизни, и давал ей это. Он становился для нее Идеальным Возлюбленным. Скучающей жене бургомистра не хватало при- ключений и романтики, она нуждалась в том, кто пожертвует временем и комфортом ради того, чтобы обладать ею. Полина испытывала потребность в дружбе, возвышенных идеалах, глубоких разговорах, ей был нужен мужчина благородный и великодушный. Игнасии недо- ставало страдания и мук. Ее жизнь была слиш- ком беспечной; чтобы почувствовать себя по- настоящему живой, чтобы дейст вительно было в чем исповедаться и покаяться, девушке требо- валось сначала согрешить. В каждом случае Ка- 85 Идеальный возлюбленный G занова подстраивался под идеалы женщины, претворял ее фантазии в жизнь. Когда же она подпадала под его чары, достаточно было по- следнего толчка, небольшой уловки, чтобы окончательно скрепить их отношения (день, проведенный среди крыс, подстроенное паде- ние с лошади, флирт с мнимой соперницей, вызвавший ревность Игнасии). В современном мире Идеальные Возлюблен- ные редки, поскольку эта роль требует усилий. Приходится всерьез сосредоточиться на другом человеке, вникнуть в то, чего ему, точнее ей, недостает, в чем она разочарована. Окружа- ющие часто выдают свои секреты жестами, ин- тонациями голоса, взглядами — надо лишь присмотреться. Поняв, чего им не хватает, вы сможете стать их идеалом. Чтобы добиться такого эффекта, необходи- мо терпение и внимание к мелочам. Большин- ство людей настолько поглощены своими соб- ственными проблемами, настолько нетерпели- вы, что роль Идеальных Возлюбленных им не по зубам. Пусть же для вас это станет источни- ком безграничных возможностей. Будьте оази- сом в пустыне эгоистов: мало кто устоит перед искушением последовать за тем, кто точно на- строен на то, чтобы осуществить их сокровен- ные желания и сделать явью их мечты. И, как это было с Казановой, слава о том, как вы внима- тельны, какое наслаждение общаться с вами, будет опережать вас, облегчая для вас каждое последующее обольщение. Совершенствование и улучшение всевозможных наслаждений всегда было для меня основой жизни. Сознавая же, что я, собственно, заду- ман и создан для того, чтобы угождать пре- красному полу, я прилагал все усилия, чтобы стать для них возможно более приятным. Д ЖОВАННИ Д ЖАКОМО К АЗАНОВА 86 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G ИsRXQ _ZXPdUh В 1730 году, когда Жанне Пуассон едва ис- полнилось девять лет, гадалка предсказала ей, что она станет фавориткой Людовика XV. Предсказание казалось просто нелепым, учиты- вая, что Жанна происходила из простого со- словия, а традиция, уходящая корнями в века, предписывала королевским фавориткам быть избранными непременно из среды аристокра- тии. В довершение всех бед отец Жанны был беспутным повесой, а ее мать — куртизанкой. К счастью для Жанны, один из любовников ее матери, человек с громадным состоянием, привязался к миловидной девочке и оплатил ее образование. Жанна научилась петь, играть на клавикордах, ездить верхом (она была незауряд- ной наездницей), а также играть на сцене и танцевать; познания ее в литературе и истории были не менее глубоки, чем у юноши хорошего рода. Драматург Кребийон обучил ее искусству вести беседу. Но главное — Жанна удалась на- стоящей красавицей, была грациозна, изящна и отличалась к тому же незаурядным обаянием. В 1741 году она вышла замуж за мелкого дворя- нина. Известная теперь как мадам д’Этьоль, она смогла осуществить свой честолюбивый замы- сел: открыла литературный салон. Знаменитые писатели и философы того времени зачастили в салон, так как были очарованы его прелестной хозяйкой. Одним из завсегдатаев стал Вольтер, эту дружбу они сохранили на всю жизнь. Но, даже добившись такого успеха, Жанна продолжала помнить предсказание гадалки и верить, что наступит день, когда она завоюет сердце короля. Судьбе угодно было распоря- диться так, что одно из имений супруга Жанны граничило с любимыми охотничьими угодьями Людовика. Она любила наблюдать за ним из-за изгороди, а то и находила способ случайно оказаться на его пути, причем всякий раз ее на- 87 Идеальный возлюбленный G ряды были элегантны и красивы, чтобы не ска- зать соблазнительны. Вскоре король, приметив ее, стал посылать ей в подарок охотничьи тро- феи. Когда в 1744 году скончалась его офици- альная фаворитка, каждая придворная красавица мечтала о том, чтобы занять освободившееся место, но король проводил все больше и больше времени в обществе мадам д’Этьоль, околдован- ный ее красотой и шармом. Каково же было изумление всего двора, когда в тот же год он назвал эту простолюдинку своей официальной фавориткой, пожаловав ей дворянство и титул маркизы де Помпадур. Король славился своей страстью к новизне: любовница могла очаровать его своей преле- стью, но затем так же быстро наскучивала, и он искал новых ощущений. После того как прошел первый шок от того, что он остановил свой вы- бор на Жанне Пуассон, придворные рассудили, что увлечение короля не должно затянуться на- долго — он избрал ее лишь потому, что ему в новинку фаворитка из простых. Они и не до- гадывались, что по замыслу Жанны это был первый шаг и обольщение короля только на- чиналось. Время шло, король навещал фаворитку все чаще и чаще. Когда он поднимался по потайной лестнице в Версальском дворце, ведущей из королевских покоев в ее опочивальню, голова у него шла кругом от предвкушения утонченных удовольствий, ожидающих его там, наверху. Прежде всего в комнате всегда было тепло, а воздух был напоен чудными ароматами. Затем наступал черед услады для глаз: каждый раз на мадам де Помпадур были новые наряды, всегда элегантные, необычные, удивительные. Она любила красивые вещи — тонкий фарфор, ки- тайские веера, золотые цветочные горшки, — и всякий раз, когда король бывал у нее, он нахо- дил что-то новое, радующее глаз. Держалась она 88 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G всегда легко, беззаботно, никогда не подавала виду, если и бывала чем-то огорчена или оби- жена. Всё здесь служило удовольствию. Таковы был и ее разговоры: король, надо заметить, про- сто не умел подолгу болтать или смеяться с женщинами, маркиза, однако, была способна искуснейшим образом поддержать разговор на любую тему. Ну, а если беседа переставала за- бавлять короля, она садилась к пианино, на- игрывала и пела — голос ее был приятен для слуха. Стоило королю выказать признаки усталости или загрустить, у маркизы был наготове свежий план, например постройка нового летнего двор- ца. Ему приходилось руководить архитектора- ми, вникать в разбивку садов и цветников, за- ниматься украшением дворца. В Версале мадам де Помпадур взяла на себя заботу о дворцовых увеселениях, приказала построить театр, где под ее руководством давали еженедельные представ- ления. Актеров отбирали из придворных, но главные женские роли всегда играла сама мадам де Помпадур, которая и впрямь была прекрас- ной актрисой. Короля охватила страсть к театру, он с нетерпением ожидал каждого спектакля. Этот интерес повлек за собой все возрастающие денежные вложения — вначале в искусство, а затем и в философию и литературу. Король, которого до того интересовали лишь охота да карточная игра, проводил все меньше времени со своими друзьями-мужчинами, превращаясь в настоящего покровителя искусств. И в самом деле, его правление — неповторимая эпоха с присущим ей особым художественным стилем, получившим известность под его именем, «Лю- довик XV», и на равных соперничающим со стилем, созданным при его знаменитом пред- шественнике Людовике XIV. Шли годы, а Людовику — вы подумайте! — все не надоедала его фаворитка. Он пожаловал Женщины во все эти времена служили зеркалом, обладающим магической и восхитительной способностью так отражать облик мужчины, что тот казался вдвое крупнее, нежели в действительности. В ИРДЖИНИЯ В УЛФ 89 Идеальный возлюбленный G ей титул герцогини, а ее власть и влияние на него все возрастали, распространяясь уже не только на искусство, но и на политику. На про- тяжении двадцати лет мадам де Помпадур вла- ствовала при дворе и в сердце короля, до самой своей безвременной смерти, настигшей ее в 1764 году, когда ей было всего сорок три года. Людовик XV страдал от сильнейшего ком- плекса неполноценности. Потомок самого могущественного монарха в истории Франции, Людовика XIV, он был прекрасно образован и подготовлен к правлению — и все же, кто бы в данном случае уверенно чувствовал себя в роли преемника? Он даже не делал попыток угнаться за прославленным предшественником и отда- вался безудержным утехам и радостям плоти. Все это в итоге определило то, как его воспри- нимали окружающие. Всем было известно: влиять на этого короля можно, обращаясь к самым низменным сторонам его натуры. Мадам де Помпадур, гениальная обольсти- тельница, поняла, что внутри Людовика кроется незаурядная личность, которая жаждет вырвать- ся наружу. Что же до его склонности к молодым хорошеньким женщинам, то за ней скрывалось томление по иной, куда более долговечной кра- соте. Ее первым шагом было излечить его от непрерывных приступов хандры. Королям так просто заскучать: всё, что они желают, мгновен- но исполняется, а довольствоваться тем, что имеют, научаются лишь немногие. Маркиза де Помпадур превосходно справилась с этим, облекая в плоть и кровь всевозможные фантазии и добиваясь того, чтобы Людовик постоянно пребывал в ожидании чего-то нового и неиз- вестного. Она обладала многими талантами и умениями и, что не менее важно, так искусно их применяла, что ей удавалось создать и поддер- живать впечатление своей неисчерпаемости. Приучив вначале короля к утонченным удо- 90 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G вольствиям, она обратилась к тем разрушенным и попранным идеалам, что таились в глубине его души, — в том зеркале, которое она поднесла к его глазам, отразилось его основное чаяние: он хотел стать великим, а во Франции это подраз- умевало в первую очередь главенствующую роль в культуре. Прежние бесчисленные фаворитки способны были лишь на то, чтобы удовлетво- рить плотские вожделения. В мадам де Помпа- дур он нашел ту, которая помогла ему ощутить собственное величие. Других фавориток было так легко заменить, найти же вторую мадам де Помпадур было невозможно. Многие люди внутренне ощущают себя бо- лее значительными, чем показывают миру. Их переполняют неосуществленные замыслы, они могли бы стать художниками, мыслителями, вождями, духовными лидерами, но мир сломил их, не дав возможности проявить таланты. В этом заключается ключ к их обольщению, при- чем такому, которое можно поддерживать в течение весьма долгого времени. Идеальные Возлюбленные умеют пользоваться этим видом магии. Взывая исключительно к чувственности людей по примеру многих обольстителей- дилетантов, вы только заслужите презрение за то, что играете на их низменных инстинктах. Но обратитесь к скрытым, лучшим сторонам человеческой натуры — и люди даже не заметят, что их обманывают. Помогите им почувство- вать себя возвышенными, благородными, одухо- творенными — и ваша власть над ними будет безграничной. Любовь высвечивает благородные и скрытые качества возлюбленного, его редкостные и исключительные черты; это, однако, с равной вероятностью может оказаться и обманом, и истинной его сутью. Ф РИДРИХ Н ИЦШЕ ЛЕСТЬ ЭНДИ УОРХОЛА В начале 1970-х нестабильная, бурная обстановка в стране — вспом- ним хотя бы позорное пораже- ние американцев во вьетнамской войне и уотергейт- ский скандал, спровоцировавший бесславный конец президентства Ричарда Никсо- на, — привела к бурному росту аполитичного «поколения Я», и Энди Уорхол стал зеркалом, отразив- шим его. В отличие от политизированных радикалов-бунтарей 1960-х, стремив- шихся изменить общество и излечить все его пороки, эгоистич- ное «поколение Я» интересовалось лишь совершен- ствованием собст- венного тела и было поглощено попыт- ками «наладить контакт» собствен- но с собой, со свои- ми чувствами и переживаниями. 91 Идеальный возлюбленный G КQbcT _ SdZUZRU` Каждый из нас сохраняет в душе идеал, образ того человека, каким хотели бы стать сами или каким хотели бы видеть своего спутника. Этот идеал складывается еще в годы юности — как тяга к тому, чего не хватает в нашей жизни, грусть о том, чего не дали нам окружающие, и о том, чего мы не смогли дать сами себе. В тех из нас, кто рос в уюте и покое, пробуждаются бунтарский дух и мечты о приключениях. Если же при этом опасность нас страшит, мы неволь- но тянемся к людям, привычным к риску. А мо- жет быть, наш идеал более возвышен: мы хотели бы стать более благородными, творческими, добрыми, чем получается на деле. Идеал, к ко- торому мы стремимся, — это то, чего нам недо- стает в самих себе. Идеал может быть погребен под многочис- ленными разочарованиями, но не исчезает, а поблескивает где-то в глубине в ожидании мо- мента, когда сможет засверкать в полную силу. Если нам кажется, что мы встретили человека, наделенного этими идеальными качествами или способного возродить их в нас, мы влюбляемся. Это и есть реакция на появление Идеальных Возлюбленных. Тонко настроившись на то, чего вам или в вас недостает, они отражают ваш идеал, а остальное вы делаете сами, проецируя на них свои затаенные желания и чаяния. Ни о Казано- ве, ни о мадам де Помпадур нельзя сказать, что они хитростью втягивали свои жертвы в сексу- альные интрижки. Ни в коем случае — они до- бивались большего: заставляли полюбить себя. Для тех, кто решится следовать путем Иде- ального Возлюбленного, важны внимание и наблюдательность. Игнорируйте слова и осо- знанные поступки своей жертвы, сосредоточь- тесь на интонациях голоса, вспыхнувшем ру- мянце, брошенном украдкой взгляде — эти знаки откроют вам то, чего не скажут слова. Оно страстно отдавалось заботам о своем здоровье, внешнем виде, образе жизни, банковских счетах. Энди потакал этому эгоцентризму и безмерному само- довольству, предлагая свои услуги в качестве портретиста. К концу десятиле- тия он приобрел международную известность как один из лучших портретистов современности… Уорхол предлагал клиентам нечто, против чего они были не в силах устоять: стильные и льстящие портреты кисти признанного художника, настоящей знаменитости. Добавляя звездно- го блеска их и без того часто извест- ным лицам, он превращал свои модели в сверка- ющие видения, он изображал их такими, какими, по его мнению, им самим хотелось бы, чтобы их видели 92 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G Часто жажда идеала проявляется как его проти- воположность. Людовик XV производил впе- чатление повесы, которого ничто не интересо- вало, кроме охоты на оленей да на молоденьких девушек, но за этим на самом деле скрывались глубокое разочарование и недовольство со- бой, в глубине души он стремился проявить свои лучшие, благородные качества. Теперь как нельзя более благоприятное вре- мя для появления на сцене Идеальных Возлю- бленных. Общество, в котором мы живем, требует, чтобы все и вся выглядели возвышен- ными, благопристойными, исполненными лучших намерений. Скажем, власть — запрет- нейшая тема, касаться которой просто недопу- стимо: да, мы все постоянно сталкиваемся с нею в повседневной реальности, но в ней нет ника- кого благородства, самопожертвования, духов- ности, наконец. Идеальные Возлюбленные по- могают нам почувствовать себя облагорожен- ными, они придают чувственности и сексуаль- ности одухотворенную или эстетичную окрас- ку. Подобно всем обольстителям, они заигры- вают с властью, но прячут свои манипуляции под фасадом идеала. Мало кому удается разо- блачить их, и такое обольщение длится дольше других. Некоторые человеческие идеалы напомина- ют архетипы Юнга — они прослеживаются от самых истоков человеческой культуры и воз- действуют на очень глубинном, почти подсо- знательном уровне. Один их таких примеров — мечта о благородном рыцаре без страха и упре- ка. В средневековой любовной традиции труба- дур/рыцарь выбирал себе даму, почти всегда замужнюю, и служил ей как верный вассал. Он был готов ради нее на всяческие испытания, предпринимал во славу ее имени опасные путе- шествия и претерпевал ужасные страдания, чтобы доказать свою любовь. (Испытания мог- и помнили. Он неприкрыто льстил своим натурщикам, выделяя, отфиль- тровывая с помощью своих шелковых трафаре- тов все лучшие и самые выразитель- ные черты, придавая им почти нереальную утонченность, изысканность. Обладателям богатства и власти в наши дни доступно практиче- ски все в этой жизни, но портрет, заказанный у Уорхола, означал нечто большее — он обеспечивал для модели и посмерт- ную известность. Портреты Уорхола нельзя назвать достоверными свидетельствами, документами, запечатлевшими лица его современ- ников, — скорее это были дизайнер- ские конструкции, настоящее призна- ние еще ждало их в будущем. Д ЭВИД Б ЭРДОН , «У ОРХОЛ » 93 Идеальный возлюбленный G ли включать даже телесные увечья — вырывание ногтей, отсечение уха и пр.) Рыцарь также сла- гал стихи и песни о своей прекрасной возлюб- ленной, поскольку в те времена нечего было и думать покорить даму, не предъявив ей эстети- ческих или духовных достоинств. Определя- ющим для этого архетипа является чувство полной и беззаветной преданности. Мужчина, способный не допустить вторжения низменных материй — войны, славы, денег и пр. — в любов- ную фантазию, добьется безграничной власти. Роль трубадура идеальна, ведь редко встретишь человека, который не ставил бы на первое место себя самого и свои интересы. Привлечь к себе внимание такого мужчины невероятно лестно для всякой женщины. В Осаке восемнадцатого века некто Низан пригласил на прогулку куртизанку, имя которой было Роса; предварительно он обрызгал водой кустики клевера, что росли вдоль дорожки, так что казалось, будто на них блестят капельки утренней росы. Девушку тронул этот восхити- тельный вид. «Слышала я, — сказала она, — что олени в пору любви имеют обыкновение не- житься, валяясь на кустиках клевера. Хотелось бы мне увидать такое!» Низан принял услышан- ное к сведению. В тот же день он приказал разо- брать одну из стен ее дома и посадить десятки кустиков клевера прямо перед ее спальней. К ве- черу крестьяне по его приказанию поймали в горах пару диких оленей и доставили их к дому. Проснувшись наутро, дама увидела перед собой ту сцену, о которой упомянула накануне. Она была взволнованна и растроганна, он же при- казал увести оленей, убрать растения и восста- новить разрушенное жилище в прежнем виде. Воплощением Идеального Возлюбленного в двадцатые годы прошлого столетия был Ру- дольфо Валентино — или, по крайней мере, тот образ, который он создал в своих фильмах. Что 94 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G бы он ни делал, его подарки, цветы, то, как он танцевал, его манера протягивать женщине руку — все говорило об исключительном вни- мании к деталям, которые подчеркивали, на- сколько он поглощен мыслями о своей люби- мой. Образ, созданный им, был образом муж- чины, не жалеющего времени на ухаживание, превращающего его в особый эстетический опыт. Мужчины ненавидели Валентино, так как женщины отныне требовали, чтобы они соот- ветствовали этому образцу терпения и внима- тельности. Ибо ничто так не привлекает жен- щину, как терпение и внимание к ее прихотям и капризам. Благодаря этому можно добиться, что любая интрижка станет походить на возвы- шенную и красивую историю любви. Могуще- ство Валентино, особенно в наши дни, заклю- чается в том, что подобные ему кавалеры встре- чаются крайне редко. Искусство играть на воз- вышенных идеалах женщин почти утрачено, и это придает ему особенную притягательность. Если рыцарь веками остается Идеальным Возлюбленным для женщин, то мужчины склонны идеализировать собирательный образ мадонны/блудницы — женщины, сочетающей чувственность с одухотворенностью и невин- ностью, хотя бы напускной. Вспомним про- славленных куртизанок итальянского Возрож- дения, таких как Туллия д’Арагона. По сути дела, она была не кем иным, как проституткой, как и все куртизанки, но сумела замаскировать свою социальную роль, создав себе репутацию поэтессы, покровительницы искусств и фило- софии. Таких, как Туллия, было принято тогда называть честными куртизанками. Честные куртизанки посещали церковь, однако причины этого были донельзя циничными: все объясня- лось тем, что их присутствие на мессе волнова- ло мужчин. Жилища их представляли собой дворцы наслаждений, но особую прелесть им 95 Идеальный возлюбленный G придавали произведения искусства и полки, тесно уставленные книгами — томами Петрар- ки и Данте. Мужчина мечтал о том, чтобы раз- делить ложе с женщиной страстной, искушен- ной, но наделенной наряду с этим идеальными качествами его матери, а также духовным богат- ством и интеллектом художника. Если обычная проститутка вызывает одновременно и желание, и гадливость, то честная куртизанка превраща- ет занятия сексом в нечто возвышенное и даже невинное, словно все происходит в Эдемском саду. Такие женщины обладают невероятной властью над мужчинами. По сей день они оста- ются идеалом для многих, хотя бы потому, что общение с ними сулит такое богатство и раз- нообразие ощущений. Ключ — в их двойствен- ности, в сочетании очевидной восприимчиво- сти к плотским радостям с невинным, одухот- воренным видом, чувствительностью и поэтич- ностью. Смесь низкого и возвышенного куда как обольстительна. Развитие образа Идеального Возлюбленного имеет безграничные возможности, далеко не всегда связанные с эротической сферой. В по- литике, например, Талейран, по существу, играл роль Идеального Возлюбленного Наполеона. Человек аристократичный, обходительный с дамами — словом, наделенный качествами, от- сутствующими у самого Наполеона, он стал для того идеалом и министра, и друга. В 1798 году Талейран, занимавший тогда пост министра иностранных дел Франции, устроил праздник в честь Наполеона после одной из славных во- енных побед, одержанных полководцем в Ита- лии. До самой смерти Наполеон вспоминал этот бал как самый лучший из всех, на которых ему приходилось бывать. Талейран не побоялся грубой лести, приказав расставить вокруг дома бюсты римских богов и героев и ведя с Напо- леоном беседу о возрождении имперского ве- 96 РОБЕРТ ГРИН R OBERT G REENE G личия Древнего Рима. В глазах полководца вспыхнул огонек инте реса — и что же, спустя несколько лет Наполеон присвоил себе титул императора, а положение Талейрана после это- го еще более упрочилось. Ключом Талейрана к власти оказалось умение разгадать потаенный идеал Наполеона: его мечту стать властителем, диктатором. Талейран просто помог Наполеону понять, что это возможно и осуществимо. Люди, как правило, не могут противиться слад- ким нашептываниям, которые тешат их само- любие, ведь эта слабость свойственна почти каждому. Намекните им на что-то вдохновля- ющее, позвольте заметить, что видите в них какой-то нереализованный потенциал и верите, что их ждет великое будущее, — и очень скоро они будут есть у вас из рук. Если Идеальные Возлюбленные мастерски обольщают людей, обращаясь к возвышенным представлениям, утраченным детским и юноше- ским идеалам, то политики благополучно при- меняют тот же принцип в массовом масштабе, например, по отношению к электорату. Именно это проделывал Джон Ф. Кеннеди с американца- ми, самым откровенным образом создавая вокруг себя ауру «Камелота». Само слово «Камелот» по отношению к президентскому правлению Кен- неди стали употреблять только после его смерти, однако он вполне осознанно создавал романти- ческий имидж, делая упор на свою молодость и внешнюю привлекательность, и этот образ рабо- тал в полную силу до самого конца. Он вел и более тонкую игру, апеллируя к характерным для Америки образам величия и утраченных идеалов. Для многих американцев было очевидно, что с обретением благосостояния и комфорта в конце 1950-х страной было утеряно что-то очень важ- ное: сытое благополучие и конформизм разру- шали свойственный Америке дух бесстрашных первопроходцев. Кеннеди апеллировал к этим 97 Идеальный возлюбленный G утраченным идеалам. Именно поэтому его про- грамма социального реформирования получила название «Новые рубежи», вызывающее ассо- циации не только с американскими пионерами, раздвигавшими границы своей страны, но и с освоением космического пространства. Врож- денная тяга американцев к приключениям как бы получала здесь выход, пусть даже почти симво- лический. За этим последовали призывы к созда- нию новых общественных институтов, таких как Корпус мира. Таким образом, Кеннеди удалось возродить объединяющее нацию чувство выпол- нения общей миссии, исчезнувшее было в Аме- рике за годы после Второй мировой войны. Его фигура вызвала бурный эмоциональный отклик, прежде президентам редко удавалось добиться этого. Люди буквально влюблялись в него и его образ. Политики-обольстители добиваются власти, обращаясь к прошлому нации и страны, вновь вытаскивая на поверхность некогда отвергнутые или забытые образы и идеалы. Им нужен только символ, реальное возрождение былой реаль- ности их нисколько не интересует. Они до- вольствуются тем, чтобы разбудить добрые чувства и, следовательно, обеспечить себе высо- кий рейтинг. |