Главная страница
Навигация по странице:

  • 17.3. Неопредел¨енное ближайшее будущее 17.3.1. Приближение бифуркации

  • 17.3.2. Перестройка спектра состояний

  • 17.4. Пост-какое-то общество

  • 17.4.1. Постсельское общество

  • 17.4.2. Постиндустриальное общество

  • 17.4.3. Структура перехода

  • Как понимать квантовую механику. Как пониматьквантовую механику


    Скачать 4.31 Mb.
    НазваниеКак пониматьквантовую механику
    АнкорКак понимать квантовую механику.pdf
    Дата06.03.2018
    Размер4.31 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКак понимать квантовую механику.pdf
    ТипКнига
    #16313
    страница51 из 52
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52
    17.2.3. Квантовая история и сознание
    Явная аналогия динамики общества и квантовой динамики — влияние измерения на состояние системы. Люди и их сообщества обладают рефлек- сией (самоосознанием), и, отвечая на поставленный вопрос или как-либо иначе обнаруживая факт измерения, они его осмысливают, тем самым из- меняя состояние сознания — важнейшей своей подсистемы.
    Для измерения состояния человеческого или общественного сознания можно провести ряд аналогий с квантовым измерением:
    • Мнение по задаваемому вопросу у опрашиваемого может отсутство- вать до того, как вопрос был задан.
    • В процессе ответа на вопрос (измерения) мнение (состояние) может измениться. В частности, если вопрос предполагает однозначный от-
    1
    Думаю, эта идея понравилась бы и самому Конан-Дойлю, который был не только писате- лем детективов, но и мистиком.

    17.2. С
    ОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ В ИСТОРИИ
    475
    вет, то обнаруживается одно из взаимоисключающих мнений, предус- мотренных формулировкой вопроса. Мы можем считать, что в резуль- тате человек/общество действительно приобретает определ¨енное мне- ние, например, поддержка новоизбранного президента, как правило,
    существенно превосходит число поданных за него голосов и часто при- ближается к единогласной, после чего падает со временем.
    • Приобрет¨енное в результате ответа на вопрос мнение, если оно не яв- ляется собственным (стационарным) для эволюции сознания, со вре- менем меняется.
    • Частым измерением (опросом) отвечающим на одинаковый вопрос можно заморозить эволюцию мнения (эффект Зенона), а непрерывно меняя формулировку вопроса, можно вызвать искусственную эволю- цию мнения по произвольной траектории (эффект Антизенона).
    • Сознание (общественное, или даже личное) может находиться в сос- тоянии суперпозиции различных мнений, хотя не ясно, можно ли счи- тать эту суперпозицию линейной.
    • Одни и те же аргументы за какое-либо мнение могут как усиливать это мнение (конструктивная интерференция), так и ослаблять его (де- структивная интерференция), в зависимости от того, какие соображе- ния подкрепляли это мнение ранее. В частности, как показали пси- хологические тесты, человек обычно продолжает азартную игру, если результат предыдущей игры ему известен (вне зависимости от того,
    выигрыш это или проигрыш), но при неизвестном результате чело- век обычно склонен прекращать игру. Это можно интерпретировать как разрушающую интерференцию желания играть, чтобы отыграться,
    и желания играть, чтобы больше выиграть.
    • Для сознания могут сосуществовать различные (в том числе взаимо- исключающие) версии истории, которые воспринимаются как равно реальные. Шерлок Холмс реально влияет на сознание вне зависимости от того, считаем ли мы его никогда не существовавшим или существо- вавшим в альтернативной реальности.
    Таким образом, вне зависимости от того, считаем ли мы сознание су- щественно квантовым эффектом и принимаем ли мы многомировую интер- претацию для исторических событий, мы можем пытаться строить кван- товую историю как теорию эволюции человеческого и/или общественного сознания.

    476
    Г
    ЛАВА
    17
    17.3. Неопредел¨енное ближайшее будущее
    17.3.1. Приближение бифуркации
    По многим признакам в течение ближайших десятилетий нас ожидает радикальное изменение исторических тенденций. Так, экстраполяция роста численности населения Земли на протяжении многих столетий на ближай- шее будущее да¨ет бесконечное население Земли в районе 2025 года
    2
    , при приближении к этой же дате сокращаются характерные времена развития общества и техники.
    Понятно, что бесконечное количество людей на Земле не поместится,
    так что что-то должно произойти: по меньшей мере изменение характера воспроизводства населения Земли.
    Рис.
    17.4.
    Сергей
    ПетровичКапица
    (1928–2012). W
    Уменьшение характерных врем¨ен развития обще- ства и техники можно интерпретировать как сжатие исторического времени и учащение точек бифуркации в ходе истории. В пределе, когда время между бифур- кациями стремится к нулю, можно ожидать переход исторической динамики в хаотичный режим, при ко- тором устойчивые по начальным данным участки раз- вития полностью исчезают. Возможно после перехо- да появятся новые предельные устойчивые траекто- рии (аттракторы), но изучение поведения системы до перехода никак не может помочь в их определении.
    Такой взгляд на будущее соответствует точке зре- ния классической неустойчивой динамики.
    17.3.2. Перестройка спектра состояний
    С точки зрения квантовой механики, при приближении системы к точ- ке перехода может быть полезен взгляд с точки зрения нестационарной теории возмущений. Точка перехода может соответствовать скачкообразно- му исчезновению (квази)стационарного состояния (возможно перестройке всего спектра стационарных состояний) при непрерывном изменении пара- метров системы.
    Система при этом оказывается в суперпозиции новых (квази)стацио- нарных состояний, т. е. как бы во всех состояниях сразу. После этого, в ре- зультате измерения или декогеренции из возможных (квази)стационарных
    2
    Капица С. П. Сколько людей жило, жив¨ет и будет жить на Земле. Очерк теории роста человечества. — М.: Наука, 1999.

    17.4. П
    ОСТ
    -
    КАКОЕ
    -
    ТО ОБЩЕСТВО
    477
    –2000 –1000
    P.X.
    1000 2000 3000 r, годы
    1 2
    N
    ?
    20000 10000 1000 100 10 5
    6 7 83 4
    N, млн
    Рис. 17.5. Население мира в предположении выхода на асимптоту вскоре после
    2000 г.
    [См. примечание 2]
    состояний останется одно, или суперпозиция состояний с равными (близ- кими) «энергиями» (что за величина здесь выступает в роли «энергии» не вполне ясно).
    17.4. Пост-какое-то общество
    На протяжении последних десятилетий общим местом являются рас- суждения о переходе отдельных государств и/или Человечества в целом к «постиндустриальному обществу». Однако этот термин не единственен,
    будущему обществу применяются такие определения, как:
    • постиндустриальное общество;
    • общество потребления;
    • информационное общество;
    • когнитивное общество (любимый термин Переслегина).
    Обычно подразумевается, что все эти слова относятся к одному и то- му же обществу, в ч¨ем проявляется привычный исторический детерминизм.

    478
    Г
    ЛАВА
    17
    В лучшем случае (С. Б. Переслегин) рассматривается альтернатива: переход к постиндустриальному (когнитивному) обществу или падение на доинду- стриальный уровень.
    Определение «постиндустриальное общество» столь же «хорошо» для описания общества приближающегося будущего, как термин «постсельское общество» для общества индустриального. Оба эти термина говорят о ста- ром состоянии общества, которое исчерпало себя в том смысле, что про- мышленность (индустрия) или сельское хозяйство уже не являются «уз- кими местами», на которые направлены основные ресурсы и усилия об- щества. Эти слова ничего не говорят о новых «узких местах», на которые будут направлены основные усилия в будущем и который принесут наи- большие достижения.
    Конец промышленной эпохи не значит, что промышленность куда- то исчезнет и нам предстоит «возврат к природе». Точно также переход от сельскохозяйственной эпохи к промышленной не означал исчезновения сельского хозяйства и возврата к собирательству и охоте, вместо этого сель- ское хозяйство индустриализировалось, т. е. стало отраслью промышлен- ности.
    17.4.1. Постсельское общество
    Рассмотрим в качестве аналогии переход от сельскохозяйственного об- щества к постсельскому, после чего попробуем перенести полученную кар- тину на современный переход от индустриального общества к постинду- стриальному.
    Сельскохозяйственное общество переросло себя, когда производитель- ность труда в сельском хозяйстве поднялась настолько, что производство продовольствия могло осуществляться меньшинством населения. Одновре- менно оказывалось освоено большинство земель, пригодных для сельского хозяйства при данном уровне техники. Начиная с этого момента, рост сель- ского населения тормозил производительность сельскохозяйственного тру- да. Более того, рост сельского населения часто мог даже снижать суммар- ное производство продовольствия за сч¨ет измельчения хозяйств, истощения почв и деградации (люмпенизации) населения.
    Такое положение с необходимостью вело к переходу от сельскохозяй- ственного общества к постсельскому, которое должно было решить пробле- му переизбытка сельского населения в условиях роста производительности труда. Мы знаем один тип постсельского общества — индустриальный, од- нако можно легко вообразить (и найти в истории) целый ряд различных постсельских обществ, различающихся тем, какой общественный институт

    17.4. П
    ОСТ
    -
    КАКОЕ
    -
    ТО ОБЩЕСТВО
    479
    поглощает в них избыток сельского населения. Такой общественный инсти- тут («ведущий институт») должен сосредоточить большинство населения и большинство усилий общества, более того, можно ожидать, что сельское хозяйство окажется по отношению к этому институту в подчин¨енном поло- жении, будет им поглощено, подобно тому, как в индустриальном варианте постсельского общества оно подчинено промышленности (поглощено ею).
    Были ли другие варианты постсельского общества, отличные от ин- дустриального? Были, но не выдержали конкурентной борьбы с общества- ми, пошедшими по индустриальному пути развития. При этом некоторые из нижеперечисленных обществ сопротивлялись достаточно долго (агония некоторых продолжается до сих пор). Можно вообразить следующие вари- анты развития («спектр») постсельского общества (в квадратных скобках указан ведущий институт):
    Феодально-бюрократическое (управляющее) общество [управление].
    Прототипы: средневековый Китай, феодальная Европа.
    Промышленное (индустриальное) общество [промышленность] — тот вариант, который мы считаем единственным. Прототипы: страны Запа- да и СССР в середине XX века.
    Военное общество [армия] — главный конкурент. Прототипы: казачьи общины, Спарта, средневековая Япония, кочевые общества.
    Общество потребления [цирк]. Прототипы: Рим в эпоху упадка, неко- торые восточные государства в периоды разложения.
    Религиозное (теократическое) общество [церковь]. Прототипы: древ- ние теократии Старого и Нового Света.
    Философское общество [школа]
    3
    . Прототипы: некоторые древнегречес- кие полисы.
    Все перечисленные сценарии предполагают некоторое развитие про- мышленности, но только индустриальный вариант делает промышленность ведущим институтом, в остальных вариантах промышленность только об- служивает ведущий институт и сельское хозяйство.
    По аналогии с квантовой механикой можно сказать, что перечислен- ные состояния являются собственными для невозмущ¨енного гамильтониа- на. Для полного гамильтониана собственные состояния являются суперпо- зициями перечисленных, однако одна из компонент всегда много больше
    3
    В данном случае уместно слово «философское», а не когнитивное, научное или информа- ционное, поскольку на тот момент философия оказывается практически единственной отрас- лью фундаментального светского знания.

    480
    Г
    ЛАВА
    17
    остальных, и состояния невозмущ¨енного гамильтониана по-прежнему при- годны для классификации состояний.
    17.4.2. Постиндустриальное общество
    Промышленное общество переросло себя, когда производительность труда в промышленности поднялась настолько, что промышленное про- изводство стало возможным усилиями меньшинства населения. Одновре- менно оказывалось освоено большинство плат¨ежеспособных рынков, су- ществующих при данном уровне техники. Начиная с этого момента, рост городского населения тормозит производительность промышленного труда.
    Более того, рост городского населения часто даже снижает суммарное про- мышленное производство за сч¨ет загрязнения окружающей среды, роста доли непроизводительного труда и деградации (старения и люмпенизации)
    населения.
    Такое положение с необходимостью вед¨ет к переходу от индустриаль- ного общества к постиндустриальному, которое должно решить пробле- му переизбытка населения, занятого в промышленности, в условиях роста производительности труда. Считается общепризнанным, что есть один тип постиндустриального общества –– информационный, он же «общество пот- ребления», однако можно легко вообразить целый ряд различных постин- дустриальных обществ, различающихся тем, какой общественный институт поглощает в них избыток населения, ранее занятого в промышленности.
    Такой общественный институт («ведущий институт») должен сосредото- чить большинство населения и большинство усилий общества, более то- го, можно ожидать, что промышленность окажется по отношению к этому институту в подчин¨енном положении, будет им поглощена, подобно тому,
    как в индустриальном варианте постсельского общества сельское хозяйство подчинено промышленности (поглощено ею).
    Есть ли другие варианты постиндустриального общества, отличные от информационного и общества потребления? По всей видимости есть, но можно ожидать, что только один из них выдержит конкурентную борьбу с обществами, пошедшими по иным путям развития. При этом некото- рые из нижеперечисленных обществ возможно будут сопротивляться до- статочно долго (агония некоторых может длиться целые исторические эпо- хи). Можно вообразить следующие варианты развития («спектр») постин- дустриального общества (в квадратных скобках указан ведущий институт):
    Бюрократическое (управляющее) общество [управление]. Прототипы:
    САСШ как управляющий центр мировой экономики, СССР как плано- вое государство.

    17.4. П
    ОСТ
    -
    КАКОЕ
    -
    ТО ОБЩЕСТВО
    481
    • Космическое (гипериндустриальное) общество [высокотехнологичес- кая тяж¨елая промышленность (аэрокосмическая)]. Прототип: СССР.
    Военное общество [армия]. Прототипы: отчасти Израиль.
    Общество потребления [телевидение]. Прототипы: Нидерланды, стра- ны «скандинавского социализма», в какой-то мере старые члены ЕЭС
    и САСШ.
    Религиозное (теократическое) общество [церковь]. Прототипы: Изра- иль, Иран, Арабские Эмираты.
    Познающее (когнитивное) общество [университет]. Прототип: уни- верситет с учебно-производственными подразделениями промышлен- ной и сельскохозяйственной направленности.
    Под «информационным обществом» в современном понимании может пониматься как управляющее общество, так и познающее.
    Все перечисленные сценарии предполагают некоторое развитие ин- формационных технологий, но только управляющий и познающий вариан- ты включают информационные технологии в ведущий институт, в осталь- ных вариантах информационные технологии только обслуживают ведущий институт и промышленность. При этом управляющий и познающий вари- анты предполагают разную техническую политику и разное направление развития в информационных технологиях.
    Некоторые государства приведены как прототипы сразу для несколь- ких типов постиндустриального общества, поскольку сейчас (в процессе перехода) они находятся в суперпозиции соответствующих состояний со сравнимыми амплитудами.
    17.4.3. Структура перехода
    Привед¨енный здесь «спектр» постиндустриальных обществ практичес- ки идентичен привед¨енному выше спектру постсельских обществ. Это свя- зано с тем, что в конкуренцию за общественные ресурсы каждый раз всту- пают одни и те же общественные институты, хотя и находящиеся на разных этапах развития.
    С классической точки зрения можно предположить, что очередной фа- зовый общественный переход приходит к собиранию всех соответствую- щих аттракторов в один, с последующим расхождением.
    С квантовой точки зрения можно предположить, что в точке обще- ственного фазового перехода соответствующие (квази)стационарные уров- ни «энергии» сливаются (вырождаются), после чего снова расходятся.

    482
    Г
    ЛАВА
    17
    В самой точке перехода разные формы общественного устройства мо- гут восприниматься обществом как равноправные альтернативы, вне за- висимости от прежних достижений и провалов: для бывшего ведущего об- щественного института накапливаются недавние провалы, уравновешиваю- щие в глазах общества прежние достижения, которые плохо замечаются из-за их привычности. В результате «игра» начинается заново с нулевого сч¨ета, а все прежние достижения и инфраструктура воспринимаются как
    «среда».
    Прич¨ем в обоих списках 3 варианта из 6 (военный, потребительский и религиозный) представляются тупиковыми (проигрышными в конкурент- ной борьбе для выбравшего их общества), потому что ведущий институт в них не ориентирован на развитие.
    Для постсельского перехода философское общество, вероятно, также следует признать тупиком: до возникновения науки фундаментальное зна- ние ещ¨е не может рассматриваться как производящая сила и философское общество оказывается слишком похоже на общество потребления, или ре- лигиозное общество.
    Таким образом, основные варианты постиндустриального перехода —
    управляющий, космический и познающий. Военный вариант, как и в про- шлый раз, может выступить в роли сильного конкурента на начальном эта- пе, если найд¨ется военное общество владеющее информационными техно- логиями (техническими и гуманитарными) в достаточной степени, чтобы противостоять информационному воздействию.
    Выбор между космическим (гипериндустриальным) обществом и по- знающим во многом похож на выбор между военным и познающим: выбор между немедленной экспансией и предварительным накоплением научного задела. Поражение СССР в холодной войне можно интерпретировать как свидетельство преждевременности космического общества.
    Выбор между бюрократическим и познающим обществом может ин- терпретироваться (быть может без достаточных оснований) как выбор между приоритетом гуманитарных (управляющих) и естественнонаучных технологий. Исторически, начиная, по крайней мере, с конквистадоров,
    мы неоднократно наблюдали торжество техники над управлением, однако поражение СССР в Холодной Войне продемонстрировало нам обратный пример (проигрыш гипериндустриальных технологий управленческим).
    Гипериндустриальные технологии не могут быть применены в управ- лении напрямую. Однако информационные (познавательные) технологии непосредственно способствуют эффективности управления, что да¨ет на- дежду на победу познающего общества (наиболее симпатичного лично автору).

    17.5. Ш
    КОЛОЦЕНТРИЗМ
    483
    Мы можем составить примерную иерархию 6 перечисленных обще- ственных институтов по тому, как они опираются друг на друга. Эта иерар- хия зада¨ет что-то наподобие энергетического спектра соответствующих об- ществ.
    Общество
    Постиндустриальное
    Постсельское
    1
    наука промышленность
    2
    управление наука
    3
    гипериндустрия (космос)
    религия
    4
    армия управление
    5
    религия армия
    6
    потребление потребление
    Каждый следующий пункт списка существенно опирается на все предыдущие и поддерживает все последующие. На достаточно длитель- ных временах в конкурентной борьбе побеждают общества, чьи ведущие институты стоят в первой строке.
    В рамках познающего общества возможна ориентация на различные отрасли знания. Эти варианты предполагают существенно разные пути раз- вития, поскольку уже сейчас ресурсы любого сообщества (включая миро- вое) недостаточны для одновременного исследования актуальных вопросов всех областей науки. Таким образом, уровень «наука» для постиндустри- ального общества имеет также «тонкую структуру».
    1   ...   44   45   46   47   48   49   50   51   52


    написать администратору сайта