Использование современных форм и методов воспитания 2021. Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное профессиональноеобразовательное
Скачать 1.68 Mb.
|
учебно-исследовательская технология студент овладевает определенными исследовательскими умениями: работать с научно-технической литературой, осуществлять отбор и анализ необходимой информации, видеть проблему исследования, отрабатывать гипотезу, аргументировано и логично излагать мысли в письменной и устной форме, приводить доказательства, объективно оценивать свои 80 достижения, отстаивать личные взгляды, принимать участие в научно-практических конференциях. Интересным является разнообразие занятий дисциплины «Материаловедение» применением литературных отрывков, загадок, пословиц. Это придает учебному материалу привлекательность, вызывает творческий интерес студентов, развивает логическое мышление.При подготовке к семинару «Основы металловедения» студентам предлагается выполнить исследовательскую работу. Необходимо найти пословицы, в которых приводятся свойства металлов, например «Куй железо пока горячо», и пояснить народную мудрость и пояснить свойство металла. Кроме этого студенты с удовольствием выполняют задания по составлению кроссвордов, коллажа по теоретическому материалудисциплины (темы, раздела). Выполнение данного задания требует от студентов не только знаний теоретического материала, но и творческий креативный подход. Иногда, для того чтобы студента заинтересовать в работе на семинаре по дисциплине «Материаловедение» необходимо его удивить. Для этого можно элемент занятия назвать необычно. Например, «Толстые и тонкие вопросы», когда студент может выбрать на какой вопрос ему ответить: легкий «тонкий» или более сложный «толстый», требующий развернутый ответ. Еще один пример, студентам не просто предлагается рассказать про свойства металлов, сплавов, их область применения, а разработать рекламу этого материала для продвижения его в производство. Назвать такой элемент семинара можно «Реклама - двигатель прогресса!». Вывод. Будущее за системою обучения по схеме студент – технология – преподаватель, где студент становится не наблюдателем, а активным участником процесса обучения. При творческом планировании каждого занятия на основе изучения реальных возможностей студентов, преподаватель должен постоянно овладевать новыми педагогическими технологиями, методами, побуждающими интерес к дисциплине и к специальности, развивающими способности студентов. Личный опыт доказывает эффективность такой работы, личное удовлетворение своей профессией и получение уважение со стороны студентов, а так же повышения успеваемости и качества по читаемым дисциплинам. Список использованных источников: 1 Ягупов, В.В. Педагогика: учебное пособие. / В.В. Ягупов. – Киев: Лебедь, 2003. – 50с. 2 Суховенко, А.П. Подготовка, проведение, анализ и оценка открытых занятий. / А. П. . Суховенко // Организация учебно-воспитательного процесса. - 2009. - №15. - С. 8. Садовая Елена Владимировна, преподаватель СП «Дебальцевский колледж транспортной инфраструктуры» ГОО ВПО «ДОНИЖТ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В КОЛЛЕДЖЕ Среднее профессиональное образование - достаточно востребовано в современном обществе уровень образования. Специалисты среднего звена являются основными участниками в профессиональной деятельности, а средние специальное образование можно назвать кузницей кадров. Выпускник колледжа, техникума должен владеть конкретными умениями и навыками, быстро и точно выполнять необходимые профессиональные действия. Быть ответственными в выполнении производственных поручений. Обладать 81 самоконтролем. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами. В настоящее время качество среднего профессионального образования является одной из наиболее актуальных проблем. Решение проблемы успешного обучения студентов, развитие их познавательной активности возможно с помощью уровневой дифференциации как технологии формирования положительного отношения к учебе, повышения познавательных способностей обучающихся. Одно из важных методов предупреждения и преодоления неуспеваемости – это разноуровневое обучение, получившее в последние годы довольно широкое распространение в педагогической практике. Данная форма дифференциации имеет ряд отрицательных сторон, но положительных моментов гораздо больше. Основой данной технологии является адаптация учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого обучающегося. Такое обучение, стимулирует развитие познавательных интересов и помогает студентам преодолевать трудности и успешнее учиться. Это открывает перед ними широкие возможности самореализации, самопознания и саморазвития. Основная цель уровневой дифференциации - формирование приемлемых условий познавательного процесса с целью формирования способностей и склонностей обучающихся, для качественного усвоения содержания образования. Дифференциация обучения предполагает разные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. Дифференциация в обучении представляет организацию учебной деятельности, при которой для каждого студента, учитывая его индивидуальные умственные способности, подбирается уровень сложности выполняемых заданий. Таким образом, создаются оптимальные условия для усвоения знаний каждым обучающимся. Дидактическими методами установлено, что, зная способности студента, педагогу проще выбрать и уровень сложности заданий. Мы должны понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения. Одним из принципов развивающего обучения является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы - алгоритмического и эвристического типа. Подбирая разные виды индивидуализации обучения можно способствовать развитию у студентов этих приемов умственной деятельности. Во время обучения педагоги дифференцируют по степени сложности контрольные и самостоятельные работы, принимать во внимание умственные способности каждого студента. Во время работы на занятиях мы наблюдаем, что при изучении нового материала одни студенты усваивают материал легко и быстро, другие овладевают материалом только после длительной дополнительной работы. Но есть и ребята, которые к моменту изучения нового материала не успевают овладеть тем, что изучался ранее во время учебных занятий. Слабоуспевающие студенты достаточно медленно воспринимают новый материал. Поэтому если не учитывать индивидуальные умственные способности обучающихся, не использовать на занятиях технологию уровневой дифференциации систематически, не оказывать методическую помощь данным ребятам во время обучения, - у данных студентов будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Как следствие, снижение интереса к обучению, что приведет еще к большему снижению успеваемости. Я считаю, не будет эффективной работа на занятии, когда всем студентам, не учитывая их умственных способностей, планируют одно и тоже задание. В этом случае преподаватель будет оценивать способности студентов одним критерием. Во время занятия 82 необходимо запланировать пути и способы одновременной работы со всей группой и отдельными слабоуспевающими студентами. Именно успех в учении способствует повышению интереса к учебной дисциплине. За опыт работы следует отметить, что студентам нравиться то, что они понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Поэтому педагогу во время работы систематически необходимо выявлять причины нежелания учиться, диагностировать перечень всех пробелов в знаниях, наметить сроки их ликвидации, прикрепить к слабым студентам сильных в качестве консультантов, при возможности раз в неделю контролировать выполнение заданий, давать советы, как успешнее сделать его. Основной задачей преподавателя во время организации обучения с помощью технологии уровневой дифференциации является разработка комплекта разноуровневых заданий с учетом индивидуальных способностей студентов учебной группы. Все эти индивидуальные задания и приемы исполняют роль ступенек, помогающих студентам ликвидировать пробелы в знаниях, предусматривают выработку навыков самостоятельной работы, развитие умения анализировать, обобщать материал, выделять главное, увязывать новое с умением пройденным ранее. В результате происходит формирование тех умений и навыков в учебном труде, которых не достает студенту. При умелом и рациональном использования различного вида дифференцированных заданий на разных этапах занятия можно добиться успешного овладения программного материала всеми студентами. Следует выделить три уровня обучения студентов: 1 уровень - стартовый, или минимальный (А). Содержит самое главное, основное в каждой теме, составляет обязательный минимум знаний учебного материала. Выполнение студентами заданий этого уровня отвечает минимальным требованиям Государственного образовательного стандарта. 2 уровень - базовый, или средний (В). Расширяет материал 1 уровня. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной учебный материал. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках учебного курса. 3 уровень - продвинутый (С). Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет студенту проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий. Разноуровневое обучение позволяет каждому студенту организовать свое обучение таким образом, чтобы по максимуму использовать свои учебные возможности. Уровневая дифференциация позволяет организовывать результативную работу преподавателя с различными категориями обучающихся. Особенностью использования технологии уровневой дифференциации является: необходимость проектирования целей трех уровней - репродуктивных, конструктивных, творческих. Для каждого уровня преподаватель определяет, что студент на данном уровне должен узнать, понять, суметь. Разноуровневая дифференциация - это педагогическая технология организации учебного процесса, предусматривающая разный уровень усвоения учебного материала. Применение данной технологии в образовательном процессе позволяет повышать активность, работоспособность обучающихся; стимулировать мотивацию к изучению дисциплины; повышает качество знаний. В работе преподавателя очень важно создать на уроке ситуацию успеха, а именно, помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому - выполнить посильный объем работы. 83 Список использованных источников: 1. Гильбух, Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике / Ю.З. Гильбух // Педагогика. – 1994. - №5. – С. 68. 2. Гузик, Н.П Учись учиться / Н.П. Гузик – Москва: Педагогика, 1980. – 296 с. 3. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва: ПОР, 1998. – 298 с. 4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. – Москва: Народное образование, 1998. – 156 с. Славная Татьяна Александровна, методист ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли» ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Приоритетной задачей учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие студентов, в частности творческого потенциала личности. Задача воспитания людей с высоким творческим потенциалом возникает не только как актуальная проблема современной педагогической науки и практики, но и как социальная необходимость. В сложных условиях лучше ориентируется, принимает решения, работает человек творческий, способный к генерированию и использованию новых идей, замыслов, подходов и решений. Это человек, который обладает определенным перечнем качеств, а именно: решительностью, умением не останавливаться на достигнутом, смелостью мышления. Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Творчество является важной характеристикой педагогической деятельности. Педагогическое творчество понимается как процесс решения творческих задач в меняющихся обстоятельствах. В отличие от творчества в других сферах (наука, искусство, техника) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Коллективный характер деятельности педагога также относят к ее особенностям, так как результат педагогической деятельности зависит от других преподавателей, семьи и источников воздействия. Кроме того, результат работы зависит от психологического климата в коллективе и уровня сотрудничества преподавателей, психического и физического их самочувствия [1, с. 23]. Проблема творчества является в наши дни актуальной, так как именно творческие люди создают новое, неповторимое во всех сферах человеческой деятельности. Слово «творчество» в последние десятилетия входит в число наиболее употребляемых слов специалистами различных отраслей. В наше время понятие «творчество» является категорией целого ряда наук: философии, психологии, педагогики. В философском словаре дается следующее определение творчества: «Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности» [2]. Отсюда следует, что только благодаря творческой деятельности людей возможно развитие науки, техники, искусства, образования и всего прочего. Именно благодаря творчеству возможен любой прогресс. Творчество - деятельность человека, направленная на создание качественно новых, неизвестных ранее духовных или материальных ценностей: новые произведения искусства, научные открытия, инженерно-технологические, управленческие или иные инновации. Необходимыми компонентами творчества являются фантазия, воображение, содержание которых заключается в создании образа конечного продукта (результата творчества). 84 Использование творческих заданий на занятиях позволяет решать ряд задач: развивать творческое мышление студентов; научить видеть ошибки или логические нарушения в утверждениях других студентов; уметь аргументировать свои мысли, менять их; дифференцировать, индивидуализировать процесс обучения; развивать аналитическое мышление студентов; формировать у них навыки самооценки, самоконтроля своей учебной деятельности; формировать потребность в знаниях и стремление к самообразованию. Современное занятие по литературе - это занятие демократичное. Для такого занятия характерными признаками являются: обучение не словом, а делом; проведение его не для студентов, а вместе с ними; обеспечение полного усвоения учебного материала на занятии. Формы работы для развития творческих способностей студентов на занятиях по литературе: 1. Работа творческих мастерских: написание авторских стихов, рассказов, сказок. 2. Проведение народоведческих праздников. 3. Выпуски художественных газет. 4. Инсценировка отрывков из произведений, изучаемых по программе. 5. Виды творческих работ на основе неполного текста: а) написание концовки представленного текста; б) написание сочинений по данному началу или окончанию; в) воспроизведение нескольких пропущенных эпизодов; г) творческие работы по образцу. 6. Иллюстрации к прочитанным произведениям. 7. Проведение литературного «Брейн-ринга». 8. Конкурсы авторских стихов. 9. Грамматическая и лингвистическая сказки. 10. Создание компьютерных презентаций. 11. Создание студентами собственных проектов. 12. Творческие переводы на основе неполного текста. Основными видами мотивации, на которые ориентируются в процессе изучения литературы, - это сотворчество и сотрудничество, утверждение чувства достоинства личности. Уроки литературы - это уроки поиска истины, гуманизма, своеобразная репетиция взрослой жизни. Проблемно-поисковый подход ценный уже тем, что студенты могут сравнивать различные произведения. Необходимо учить студентов работать не столько с критическими материалами, сколько с текстом, и выделять главное, систематизировать материал, сравнивать произведения разных авторов, одинаковые по теме (например, тема земли, матери, отцов и детей в литературе XIX века). Для развития творческого мышления, самостоятельности, инициативы, смекалки целесообразно использовать не только задачи или упражнения, предлагаемые учебно- методической литературой, но и составленные студентами самостоятельно под контролем преподавателя [1, с.26]. Исследовательские творческие задания помогают лучше диагностировать способности студентов, выявлять одаренных, проявляющих интерес к предмету, и способствовать развитию этого интереса. Примеры творческих заданий для студентов: Написать сочинение-рассуждение «Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина». Составить ассоциативный ряд «Образ птицы: от мифа к поэзии». Написать лирическую миниатюру «Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева». Составить психологический портрет лирического героя ранних сборников В. Брюсова. Как воспринимал мир лирический герой? В какой мир он уносился мечтами? 85 Написать письмо М. Булгакову «Я хочу рассказать Вам» (о любом событии из своей жизни, используя стилистические приемы писателя). Написать в жанре эссе ответ на вопрос Н. Заболоцкого: «…что есть красота и почему еѐ обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?». Написать сочинение-миниатюру на тему «Природа – зеркало души человека» (по произведениям М. Пришвина). Написать сочинение-размышление на тему «Что значит для В. Шукшина «жить по совести»?». Написать рецензию на фильм с участием поэта В. Высоцкого, обратив внимание на игру актера В. Высоцкого и роль песен для понимания идейного смысла роли. Проанализировать результаты дневника наблюдений «Литературное произношение окружающих». Продолжить фразу «Поэтами рождаются, ораторами делаются». Продумать логическую цепочку «Средства выразительности речи». Методическая наука уже в начале своего становления рассматривала вопрос развития творческих способностей в тесной связи со всеми элементами обучения и воспитания. Для успешного развития творческих способностей студентов необходимо знать индивидуально- психологические особенности обучающихся, постоянно развивать их память, воображение, фантазию, а также поддерживать интерес к выполнению определенного вида работы. Современная жизнь - это непрерывный поток информации. Человек должен не только воспринимать ее, но и определенным образом переосмыслить. Такое требование выдвигается и к мышлению - оно должно быть творческим, поскольку без должного осмысления те или иные мысли не будут достаточно убедительными для окружающих. Поэтому задача преподавателя именно в том, чтобы научить студентов не только содержательно, правильно выражать свои мысли, но и творчески реализовывать свое видение, развивать основные навыки мышления, вырабатывать собственное понимание жизни и отношение к ней. Над этой проблемой работают педагоги и они убеждены в том, что необходимо развивать этику речевого общения; учить студентов контролировать правильность и целесообразность своих высказываний, развивать важные умения: наблюдать явления и факты, выделять их признаки, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков студентов. Применение методов и приемов по развитию творческих способностей студентов в значительной степени повышает эффективность и качество преподавания литературы, а также обеспечивает: создание ситуации успеха для каждого студента и, соответственно, повышение самооценки; осознанное, творческое и оценочное восприятие фактов, утверждений, положений, выводов, процессов и результатов; развитие ряда компетентностей студентов: активности, способности представить результаты работы, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, позитивного взаимодействия с другими, сотрудничества; предоставление студентам образцов опыта жизнедеятельности, характеров, ситуаций и вопросов, что поможет понять им подобные явления, если они состоятся в их жизни. Таким образом, в каждом человеке природой заложен определенный творческий потенциал. Выявить способности, развить их как можно полнее - такую задачу должен ставить перед собой каждый педагог. Важно научить видеть прекрасное, тонко воспринимать окружающий мир, правильно и образно выражать мысли. Успешно развивает творческие способности студентов тот преподаватель, который сам является творческой индивидуальностью. |