Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока

  • III. Работа в тетради на печатной основе.

  • IV. Фронтальная работа. Орнамент

  • Мир велик и прекрасен


    Скачать 2.28 Mb.
    НазваниеМир велик и прекрасен
    Дата08.05.2023
    Размер2.28 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаokr_mir.docx
    ТипУрок
    #1114870
    страница26 из 26
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26
    Тема: Красота природная и рукотворная

    Цель: познакомить с основными признаками симметрии; ввести понятия «симметрия», «ось симметрии», «зеркальная симметрия», «поворотная симметрия», «переносная симметрия»; познакомить со свойством плоского зеркала – творить симметричное изображение; способствовать развитию абстрактного, пространственного мышления и воображения у учащихся.

    Оборудование: зеркало плоское прямоугольное у каждого ученика; изображения симметричных и несимметричных предметов; ножницы, бумага; схема «Виды симметрии»; загадки.

    Ход урока

    I. Сообщение темы урока.

    – Что вы знаете об окружающем вас мире? Как можно классифицировать все, что нас окружает? (Живая природа, неживая природа и рукотворный мир.)

    Учитель крепит таблички с представленными словами: «Живая природа», «Неживая природа», «Рукотворный мир» и предлагает ученикам расположить под каждой табличкой соответствующие картинки.

    На столе учителя предметные картинки с изображением животных, растений, грибов, человека, солнца, луны, звезд, облаков, водоемов, видов транспорта и жилища, предметов быта.

    – Сегодня мы попробуем иначе, другими глазами посмотреть на окружающий нас мир. Все его объекты можно сгруппировать совсем по-другому. Мы узнаем об этом, путешествуя по замечательной Стране симметрии.

    II. Работа по учебнику.

    – Чем примечательно строение листьев и цветков растений?

    Обращали ли вы внимание, как расположены и окрашены крылья бабочек? Рассматривали ли вы крупные снежинки? Восхищались ли их формой?

    – Рассмотрите фотографии с изображением насекомых и растений в учебнике. Чем красивы эти предметы? Чем примечательно их строение?

    – Прочитайте текст учебника. Какие предметы называют симметричными?

    Симметрия – греческое слово, обозначающее соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей предмета. Предметы, обладающие такими свойствами, называются симметричными.

    – Какие симметричные предметы есть в классе?

    – Какие из них расположены симметрично?

    – Нарисуйте или вырежите из бумаги какую-нибудь симметричную фигуру. С чего надо начинать её рисовать? (Надо провести ось симметрии.)

    – Как проверить, что фигура симметрична?

    – Рассмотрите на доске – сколько разнообразных снежинок (кристалликов льда) изобрела выдумщица Природа. Чем похожи и чем отличаются снежинки? Какими видами симметрии они обладают? Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Несмотря на разнообразие форм снежинок, у них есть общие закономерности: у всех у них по 6 лучей, все они симметричны и при этом обладают двумя видами симметрии – зеркальной и поворотной. У снежинок 6 осей симметрии: 3 по лучам и 3 – между лучами.

    – Проведите линии симметрии с помощью линейки и убедитесь, что они пересекутся в центре снежинки.

    – Нарисуйте собственный вариант снежинки.

    – Какую симметрию называют зеркальной? поворотной?

    – Что такое переносная симметрия? узор, орнамент?

    Учащиеся составляют на доске схему «Виды симметрии».



    – Приведите пример каждого вида симметрии.

    – Для того чтобы рисовать узоры с переносной симметрией, надо задать ячейку переноса, направление переноса и размер шага, с которым будет повторяться часть узора.

    С переносной симметрией мы часто встречаемся в жизни. Так, переносной симметрией обладают следы животных и человека на снегу. А где еще можно встретить использование симметрии? (При сервировке праздничного стола, то есть при раскладывании тарелок, вилок, ложек; в расположении стульев вокруг стола и т. д.) Какие виды симметрии при этом используются? (Для некруглых столов – переносная, иногда зеркальная, а для круглых столов еще и поворотная.)

    III. Работа в тетради на печатной основе.

    Задание 25.

    – Раскрасьте только симметричные рисунки. (Цветок, бабочка, овал, ромб, шестиугольник.)

    – Сколько осей симметрии имеет каждый предмет?



    Задание 26.

    – Обведите симметричные буквы и цифры зелёным кружком. (А, Е, Ш, О, М, Т, В, П, Н, Х, Ф, Ж, 0, 8.)

    – Обведите несимметричные буквы и цифры красным кружком. (Д, Э, Л, Б, К, Ц, Я, У, Щ, Ё, Ю, Г, Ч, Р, 1, 9, 7, 2, 5, 4.)

    – Каких букв и цифр больше?

    – Составьте слова только из симметричных букв. («Мама», «папа», «том» и др.)

    Задание 27.

    – Прочитайте стихотворение. О каком виде симметрии говорит гном? (О зеркальной симметрии.)

    Задание 28.

    – Вырежите изображённые фигуры.

    – Проверьте сгибами, одинаковы ли их половинки.

    – Проведите оси симметрии.



    Задание 29.

    – Отметьте рисунки, где правильно проведены линии симметрии. (Кувшин, стрекоза.)

    – Исправьте неверные, где это возможно. (У ракеты, у подсвечника, у снеговика.)

    – Какой рисунок не имеет оси симметрии? (Корабль.)

    Задание 30.

    – Проведите линии симметрии в словах и на рисунках.



    Задание 31.

    – Дорисуйте изображения, чтобы они стали симметричными.

    Задание 32.

    – Отгадайте загадку К. Чуковского:

    Мудрец в нем видел мудреца,

    Глупец – глупца,

    Баран – барана,

    Овцу в нем видела овца,

    И обезьяну – обезьяна.

    Но вот подвели к нему Федю Баратова,

    И Федя неряху увидел лохматого...

    (Зеркало.)

    – Любой предмет в зеркале симметричен своему отражению, и поэтому в зеркале несимметричный объект можно увидеть симметричным.

    Люди придумали зеркала еще в третьем тысячелетии до новой эры. Это были хорошо отполированные бронзовые или медные диски. Тайну зеркала древние не знали и приписывали зеркалу волшебную силу. Свое изображение они принимали за духа, и если зеркало разбивалось, считали это событие предвестником несчастья.

    Стеклянные зеркала появились значительно позже. Славились их изготовлением венецианцы. Секрет изготовления они держали в строжайшей тайне. Раскрыть тайну чужеземцу значило совершить преступление. И если такое случалось, то казнили обоих.

    А вот животные, например собаки, почти не реагируют на зеркало. Правда, обезьяна поддается иллюзии зеркала.

    Подлинным изобретателем чудо-зеркала является природа.

    В старину женщины смотрелись только в зеркало воды. Но модницам, конечно, было неудобно носить в сумочках ведерки с водой и смотреться в такие «зеркала».

    И тогда мужчины придумали им удобное зеркало. Они на одну сторону отшлифованного стекла нанесли тонкий слой серебра. Вот так и появились зеркала, которые удобно носить в сумочке, ставить на стол, вешать на стену.

    Учитель читает стихотворение И. Никитина.

    Тихо ночь ложится

    На вершины гор,

    И луна глядится

    В зеркала озер.

    – Прочитайте эти слова с помощью зеркала. Что вы знаете об этих объектах?

    (Эверест – самая высокая гора на Земле.

    Байкал – самое глубокое озеро в мире; обладает огромным запасом пресной воды.

    Волга – самая большая река в европейской части России.

    Сириус – самая яркая звезда, видимая на ночном небе.)

    Зеркало отражает и наше настроение, и нашу мимику. Поэтому почаще смотритесь в зеркало, которое может стать для вас добрым советчиком.

    Учитель читает стихотворение О. Дриза «Прогулка».

    – О чём поговорка? (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.)

    Задание 33.

    – Где нужна и важна симметрия?

    В окружающем нас мире много симметричных и несимметричных объектов. Важным бывает то одно, то другое. И дело не только в красоте симметричного и несимметричного, но и, прежде всего, в целесообразности.

    – Расскажите по рисункам, где нужна и важна симметрия.

    Задание 34.

    – Прочитайте стихотворение гнома. О каком виде симметрии он говорит? (О поворотной симметрии.)

    Задание 35.

    – Вырежите данные фигуры. Убедитесь, что они повторяются при повороте.

    – Обозначьте их центры симметрии.

    Задание 36.

    – Рассмотрите изображения снежинок. Какими видами симметрии обладают снежинки? (Зеркальной, поворотной.)

    – Отметьте у снежинок центр симметрии.

    – Проверьте линии симметрии. Сколько их? (Три.)

    – Придумайте и нарисуйте свою снежинку.

    Задание 37.

    – Прочитайте стихотворение гнома. О каком виде симметрии он говорит? (О переносной симметрии.)

    Задание 38.

    – Повторите (перенесите) узор по направлению стрелки.

    – Укажите ячейку переноса.

    IV. Итог урока.

    – Что нового вы узнали на уроке?

    Прекрасный, безграничный,

    На взгляд совсем привычный,

    Но чем-то необычный

    Со словом «симметричный»

    Открылся мир вокруг.

    – Что такое симметрия? Назовите виды симметрии.

    Урок 68
    Тема: Красота природная и рукотворная

    Цели: закреплять знания о симметричных фигурах; учить находить оси симметрии; совершенствовать умение составлять орнамент; учить видеть прекрасное в окружающем мире; развивать воображение, наблюдательность; воспитывать эстетическое чувство.

    Оборудование: фотографии с представленным орнаментом; рисунки-орнаменты; ребус; бумага, ножницы.

    Ход урока

    I. Сообщение темы урока.

    – Прочитайте ребус:



    (Красота.)

    II. Работа по учебнику.

    – Наблюдали ли вы, как украшены здания, мосты, решётки оград? Обращали ли внимание, какие вещи в вашем доме особенно красивы?

    – Рассмотрите изделия людей, изображенные на фотографиях в учебнике. Чем они красивы?

    – Какие виды симметрии использовали люди, создавая свои изделия?

    – Прочитайте текст в учебнике. Как человек украшает свои дома?

    – Что такое орнамент?

    – У чего человек учился красоте? (У природы.)

    – Какими люди стараются сделать свои изделия?

    – Какие предметы называют симметричными?

    – Где особенно важна симметрия?

    – В каких случаях ею можно пренебречь?

    – Где человек подсмотрел законы гармонии, красоты, порядка, равновесия? (У природы.)

    – В своих изделиях люди используют осевую, центральную и переносную симметрии.

    III. Работа в тетради на печатной основе.

    Задание 39 (придумывание симметричных узоров).

    Задание 40.

    – Укажите цифры, которыми обозначены предметы, похожие на геометрические фигуры. (На шар – 2, 4, 5, 7, 9; на конус – 3, 8; на цилиндр – 1, 10; на пирамиду – 11, 6.)

    – Можно ли разделить объёмные фигуры на одинаковые половинки? (Можно.)

    – Какую объёмную фигуру можно назвать «самой симметричной»? (Шар.)

    Задание 41.

    – Напишите, какие виды симметрии использованы для украшения шапочек гномов? (Зеркальная, поворотная, переносная симметрия.)

    – Подберите рисунки каждому гному и раскрасьте их соответственно.

    Зеркальная

    симметрия

    Поворотная

    симметрия

    Переносная

    симметрия

    ель

    дерево

    вертушка

    ромашка

    узор

    орнамент

    Задание 42.

    – Напишите слова, с которыми вы познакомились в Стране симметрии.



















    7






















    з

    8



















    е

    п







    3










    р

    о







    п




    5




    к

    в




    2

    е




    с

    6

    а

    о




    б

    р

    4

    и

    я

    л

    р

    1

    о

    е

    ш

    м

    ч

    ь

    о

    о

    р

    н

    а

    м

    е

    н

    т

    с

    д

    о

    р

    е

    й

    а

    н

    ь

    ю

    с




    т

    к

    я

    а




    р

    н




    р

    а




    я







    а




    и
















    я




    я










    – Что такое орнамент?

    Задание 43.

    – Прочитайте стихотворение А. Фета. Всегда ли симметричное красиво? Всегда ли красивое симметрично?

    IV. Фронтальная работа.

    Орнамент (лат. ornamentum – украшение) – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утвари, орудий и оружия, текстильных изделий, мебели, книг и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных). У первобытных народов используется также для украшения самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

    История возникновения. Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя чисто декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

    Возникновение орнамента уходит своими корнями вглубь веков, и первые его следы отмечены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему орнаментов; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

    Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и Средних веков, в европейском Средневековье. В народном творчестве с древнейших времён складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

    Виды орнамента. К числу формальных особенностей орнамента относится декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с несущей орнамент поверхностью, которую он всегда организует, нередко выявляя при этом конструктивную логику предмета. Не всякий узор можно считать орнаментом. Так, узорная ткань с бесконечно повторяющимся раппортом не является орнаментальной. По характеру композиции орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

    По используемым в орнаменте мотивам его делят:

    – на геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфические орнаментальные мотивы – меандр и т. п.);

    – растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.);

    – зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

    В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (так называемая вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм – так называемая тератология, геометрических и растительных – арабески).

    V. Итог урока.

    – Что такое орнамент? Назовите виды орнаментов.

    – Приведите примеры симметричных тел.
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


    написать администратору сайта