Главная страница
Навигация по странице:

  • ДЕЙСТВИЕ ИЗБЕГАЕТ НАШИХ НАМЕРЕНИЙ

  • НЕТРИВИАЛЬНАЯ МАШИНА

  • ПОДГОТОВКА К НЕОЖИДАННОМУ

  • ОТ САМООРГАНИЗАЦИИ К САМО-ЭКО-ОРГАНИЗАЦИИ

  • О сложности. О сложностности by Морен Эдгар (z-lib.org). О сложностности


    Скачать 1.29 Mb.
    НазваниеО сложностности
    АнкорО сложности
    Дата12.05.2022
    Размер1.29 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаО сложностности by Морен Эдгар (z-lib.org).pdf
    ТипКнига
    #525745
    страница13 из 21
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21
    НА ПУТИ К СЛОЖНОСТНОСТИ
    В Западной истории мы можем диагностировать до- минирование парадигмы, сформулированной Декартом.
    Декарт, с одной стороны, разделил область субъекта, зарезервированную для философии и внутренней ме- дитации, а с другой стороны, область объекта, находя- щегося где-то там — в области научных знаний, меры и точности. Декарт очень хорошо сформулировал этот принцип дизъюнкции, и такая дизъюнкция царила в нашей вселенной. Она все больше отделяет культуру, которую мы называем гуманистической, культуру лите- ратуры, поэзии, искусства от научной культуры. Первая культура, основанная на рефлексии, больше не может питаться от источников объективных знаний. Послед- няя культура, основанная на специализации знаний, не может размышлять о себе или думать о себе.
    Парадигма упрощения (дизъюнкция и редукции) доминирует сегодня в нашей культуре, и против ее твер- дыни начинается реакция. Но мы не можем удалить эту парадигму, и я не могу удалить ее; я не могу притворять- ся, будто вытаскиваю из кармана парадигму сложност- ности. Парадигма, хотя и должна быть сформулирована кем-то — Декартом, например, — это, фундаментальным образом, продукт целого культурно-исторического, ци- вилизационного развития. Парадигма сложностности будет исходить из собрания новых концепций, новых видений, новых открытий и новых размышлений, ко- торые согласуются и объединятся. Мы пребываем в неопределенной [по исходу] битве и не знаем, кто по- бедит. Однако, мы можем сказать, что если упрощенное мышление основано на доминировании двух типов логи- ческих операций — дизъюнкции и редукции, — которые, обе, являются жестокими и калечащими, то принципы

    Эдгар Морен
    166
    сложностного мышления обязательно будут принципа- ми различия, конъюнкции и импликации.
    Соедините причину и следствие, и следствие вернется к причине через процесс обратной связи, а продукт будет также и производителем. Вы, одновременно, будете и различать эти понятия, и соединять их. Вы будете сое- динять Одно и Многое, вы объедините их, но Одно не растворится в Многом, и Многое продолжит быть частью
    Одного. Принцип сложностности, в неком смысле, осно- ван на преобладании сложностной конъюнкции. Однако я глубоко верю, что это — культурная и историческая задача, глубокая и множественная. Кто-то может быть святым Иоанном Крестителем в парадигме сложност- ности и объявить о ее приходе, не будучи ее Мессией.

    4
    СЛОЖНОСТНОСТЬ И
    ДЕЙСТВИЕ
    23

    Эдгар Морен
    168
    ДЕЙСТВИЕ — ЭТО ТАКЖЕ ПАРИ
    Порой у нас создается впечатление, будто действие упрощается, поскольку, сделав выбор, мы решили, что закрываем вопрос. Примером действия, которое все упрощает, является меч Александра, разрубивший Гор- диев узел, который никто не мог развязать пальцами.
    Конечно, действие — это решение, выбор, но это также и пари.
    В таком понятии пари есть осознание риска и неопре- деленности. Каждая стратегия в любой возможной об- ласти имеет такое осознание пари, и современная мысль поняла, что наши самые фундаментальные убеждения суть объекты пари. Это то, что в семнадцатом веке Блез
    Паскаль говорит нам о религиозной вере. Мы должны осознавать наши философские и политические пари.
    Действие — это стратегия. Слово стратегия не означает предопределенную программу, которую мы можем применять ne variatur
    *
    во времени. Стратегия позволяет, начиная с первого решения, предусмотреть определенное количество сценариев действия — сце- нариев, которые могут быть изменены в соответствии с информацией, поступающей в действии, и в соответ- ствии с случайными событиями, которые произойдут и разрушат действие.
    Стратегия борется со случайностью и ищет инфор- мацию. Армия посылает разведчиков, то есть шпионов, чтобы найти информацию, чтобы устранить максимум неопределенности. Кроме того, стратегия не ограничи- вается борьбой со случайностью, но также пытается использовать ее. Так, гений Наполеона под Аустерлицем заключался в том, чтобы использовать случайное мете- орологическое событие, создавшее покрывало тумана
    * изменению не подлежит (лат.) — прим. пер.

    О сложностности
    169
    над болотами, которые уже считались непроходимыми для солдат. Он создал свою стратегию, основанную на этом тумане, которая позволила ему скрыть движения армии и застать врасплох самый незащищенный фланг императорской армии.
    Стратегия использует случай, и когда она является стратегией, касающейся другого игрока, то хорошая стратегия использует ошибки противника. При игре в футбол стратегия состоит из мячей, невольно отданных другой командой. Построение игры осуществляется благодаря деконструкции игры противника. Наконец, лучшая стратегия — если она извлекает выгоду хотя бы из самого небольшого везения и побеждает. Случай является не только негативным фактором для редукции в области стратегии. Он также — возможность его использовать.
    Проблема действия должна также вызвать в нас осознание крушений и бифуркаций: изначальные ситу- ации, находящиеся достаточно близко, могут привести к разрывам, которые не могут быть залатаны. Так, когда
    Мартин Лютер начинает свое движение, он думает, что находится в согласии с Церковью и хочет только искоренить злоупотребления, совершаемые папством в
    Германии. Затем, с того момента, когда он решает то ли отказаться, то ли продолжать, он переступают порог от реформатора к протестующему. Неумолимое движение сметает его — как это бывает со всеми отклонениями — и заканчивается объявлением войны и Виттембергскими тезисами (1517). Область действия крайне рискованна и весьма неопределенна. Она вынуждает нас крайне остро осознавать риски, неудачи, бифуркации, и заставляет размышлять о самой сложностности.

    Эдгар Морен
    170
    ДЕЙСТВИЕ ИЗБЕГАЕТ НАШИХ НАМЕРЕНИЙ
    Именно здесь вмешивается понятие экологии дей- ствия. Как только индивид совершает действие, каким бы оно ни было, начинается отклонение от его намере- ний. Действие входит во вселенную взаимодействий и, в конце концов, это та среда, которая захватывает его в том смысле, что она может стать противоположностью первоначального намерения. Часто действие будет вле- тать обратно в наши головы, как бумеранг. Это обязывает нас следовать за действием, пытаться скорректировать его — если еще есть время, — а иногда и торпедировать его, как инженеры НАСА, которые, если одна ракета сходит со свой траектории, посылают другую, чтобы сбить первую.
    Действие предполагает сложностность, то есть риск, опасность, инициативу, решение, осознание неудач и преобразований. Слово стратегия противостоит слову
    программа. Для последовательностей, находящихся в стабильной среде, могут использоваться программы.
    Программа не требует бдительности. Она не требует инноваций. Когда мы едем на работу в своей машине, часть нашего вождения запрограммирована. Если мы неожиданно попадаем в пробку, то тогда мы должны решить, следует нам изменить маршрут или нет, и тем са- мым сломать ее код; нам нужно использовать стратегию.
    Вот почему мы должны использовать несколько фраг- ментов запрограммированных действий, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на том, что важно, иметь возможность выработать стратегию для рисков.
    С одной стороны, нет области сложностности, вклю- чающей в себя мысль и рефлексию, а с другой стороны, нет области простых вещей, включающей в себя дей- ствие. Действие — это конкретная сфера, и, порой, оно

    О сложностности
    171
    жизненно важно для сложностности. Действие, безус- ловно, может удовлетвориться немедленной стратегией, которая зависит от интуиции, личной способности к стратегии. Оно также выиграло бы от сложностного мышления, но сложностное мышление — это, прежде всего, вызов.
    Упрощенное, линейное видение имеет все шансы быть искаженным. Например, нефтяная политика учитывала только ценовой фактор, не думая об истощении при- родных ресурсов, о независимых тенденциях в нефте- добывающих странах или о политических неудобствах.
    Эксперты отодвинули историю, географию, социологию, политику, религию, мифологию за пределы своего ана- лиза, и те им отомстили.
    НЕТРИВИАЛЬНАЯ МАШИНА
    Люди, общество, предприятие — это нетривиальные машины. Тривиальная машина — это та, относительно которой если вы знаете все на входах, то вы знаете все на выходах. Вы можете предсказать поведение, как только узнаете все, что вошло в машину. В определенном смысле, мы тоже являемся тривиальными машинами, поведение которых в значительной степени можно предсказать.
    Действительно, социальная жизнь требует от нас, чтобы мы вели себя как тривиальные машины. Конечно, мы не ведем себя как чистые автоматы, мы ищем нетри- виальные средства, как только понимаем, что можем достичь своей цели. Важно то, что именно в моменты кризиса, в моменты принятия решений машина ста- новится нетривиальной: она действует таким образом, который не может быть предсказан. Все, что имеет дело с возникновением нового, нетривиально и непредска- зуемо. Так, когда тысячи студентов в Китае вышли на

    Эдгар Морен
    172
    улицы, Китай стал нетривиальной машиной. ... В 1987-
    1989 годах в Советском Союзе Горбачев вел себя как нетривиальная машина! Все, что происходило в истории, особенно во времена кризиса, являлось нетривиальными событиями, которые нельзя предсказать заранее. Жанна д’Арк, которая услышала голоса и решила отправиться на поиски короля Франции, вела себя нетривиально. Все сколько-нибудь важное, случившееся во Франции или в мировой политике, произошло неожиданно.
    Наши общества — нетривиальные машины в том смысле, что они будут непрестанно испытывать полити- ческие, экономические и социальные кризисы. Каждый кризис — это рост неопределенности. Предсказуемость редуцирована. Беспорядок становится угрожающим.
    Антагонизмы подавляют взаимодополнительность, виртуальные конфликты становятся актуальными. Нор- мативно-правовые акты терпят неудачу или расшатыва- ются. Мы должны отказаться от программ и изобрести новые стратегии для выхода из кризиса. Мы должны отказаться от решений, которые работали в прошлых кризисах, и выработать новые решения.
    ПОДГОТОВКА К НЕОЖИДАННОМУ
    Сложностность — не рецепт для познания неожидан- ного, но она делает нас осторожными и внимательными.
    Она не позволяет нам заснуть в кажущемся механиче- ском и тривиальном детерминизме. Она показывает нам, что мы не должны верить, что то, что происходит сейчас, будет продолжаться неопределенно долго. Мы можем хорошо знать, что все, что случилось важного в мировой истории или в нашей жизни, было совершен- но неожиданным, но мы продолжаем действовать так, будто неожиданное больше никогда не появится снова.

    О сложностности
    173
    Стряхнуть такую леность ума — вот урок сложностного мышления. Сложностное мышление вовсе не отвергает ясность, порядок или детерминизм. Оно знает, что их недостаточно, оно знает, что мы не можем запрограм- мировать открытия, познание или действия.
    Сложностность нуждается в стратегии. Конечно, за- программированные сегменты для последовательностей, в которых нет случайности, полезны или необходимы. В обычных ситуациях автопилот возможен, но стратегия требуется, как только возникает неожиданность или не- определенность, то есть, как только появляется важная проблема.
    Простое мышление решает простые проблемы без мыслимых проблем. Сложностное мышление само по себе не решает проблемы, но оно оказывает помощь стратегии, которая может решить их. Оно говорит нам:
    «Помоги себе сам, а сложностное мышление поможет тебе». Сложностное мышление может дать каждому некую памятку, которая гласит: «Не забывай, что реаль- ность меняется, не забывай, что что-то новое может (и будет) возникать».
    Сложностность находится в исходной точке для более богатого и менее калечащего действия. Я твердо верю, что чем меньше калечится мысль, тем меньше она начинает калечить человека. Мы должны помнить о разрушительных действиях, вызванных упрощающим видением не только в интеллектуальном мире, но и в жизни. Большая часть страданий миллионов существ является результатом воздействия фрагментированной и одномерной мысли.

    5
    СЛОЖНОСТНОСТЬ
    И ПРЕДПРИЯТИЕ
    24

    О сложностности
    175
    Давайте возьмем современный гобелен: он состоит из нитей льна, хлопка и шерсти разных цветов. Чтобы познать этот гобелен, было бы интересно узнать законы и принципы, касающиеся каждого типа ниток. Однако сумма знаний о типах нитей, используемых в гобелене, недостаточна для знания новой реальности, какой явля- ется ткань с качествами и свойствами, соответствующи- ми данной текстуре. Она также не способна помочь нам узнать его форму и конфигурацию.
    На первом этапе сложностности у нас есть простые знания, которые не помогают узнать свойства целого.
    Банальное наблюдение обладает следствиями, которые не банальны; гобелен больше суммы нитей, из которых он состоит. Целое больше, чем сумма частей.
    На втором этапе сложностности факт существования гобелена означает, что все качества нити того или иного типа не могут быть полностью выражены. Они ингиби- рованы или виртуализированы. Следовательно, целое меньше суммы своих частей.
    Третий этап сложностности создает проблемы для нашей способности понимать и для нашей ментальной структуры. Целое, одновременно, больше и меньше суммы его частей.
    В этом гобелене, как и в организации, нити не раз- мещены случайным образом. Они организованы на основе холста, на синтетическом единстве, где каждая часть работает вместе с целым. Сам гобелен является воспринимаемым и узнаваемым феноменом, который нельзя объяснить ни одним простым законом.

    Эдгар Морен
    176
    ТРИ ПРИЧИНЫ
    Такая организация, как предприятие находится в рын- ке. Она производит объекты или услуги, вещи, которые становятся внешними по отношению к ней и входят в мир потребления. Ограничить себя гетеропродуктивным видением предприятия было бы недостаточно, потому что, производя вещи и услуги, предприятие также про- изводит себя. Это означает, что оно производит все эле- менты, необходимые для его собственного выживания и его собственной организации. Организуя производство объектов и услуг, оно организует себя, поддерживает себя и при необходимости ремонтирует себя, и если дела идут хорошо, то оно развивается по мере развития своего производства.
    Таким образом, при производстве продуктов, не зави- сящих от производителя, развивается процесс, благодаря которому производитель производит себя сам. С одной стороны, его само-производство необходимо для про- изводства объектов, а с другой стороны, производство объектов необходимо для его само-производства.
    Сложностность проявляется в следующем утверж- дении: вещи производятся в то самое время, когда мы само-производимся; производитель сам является своим собственным продуктом.
    Такое утверждение создает несколько проблем, каса- ющихся причинности.
    • Во-первых, линейная причинность: если с помощью какого-то сырья, применяя некий процесс трансфор- мации, мы производим некий объект потребления, то мы находимся в рамках линейной причинности: x-причина производит y-эффекты.

    О сложностности
    177
    • Во-вторых, каузальная обратная связь: предприя- тие нуждается в регулировании. Оно должно осу- ществлять свое производство на основе внешних потребностей, исходя из мощности своей работы и внутренних энергетических возможностей. Но мы знаем — уже около 40 лет знаем благодаря кибернети- ке, — что эффект (подъем и спад продаж) может дать обратную связь, чтобы стимулировать или замедлить производство объектов и услуг на предприятии.
    • В-третьих, рекурсивная причинность: в рекурсивном процессе эффекты и продукты необходимы для того процесса, который их создает. Продукт является про- изводителем того, что его производит.
    Эти три причины обнаруживаются на всех уров- нях сложностных организаций. Общество, например, производится за счет взаимодействий между людьми, составляющих его. Само общество, как организованное и организующее целое, обеспечивает обратную связь, чтобы производить людей через образование, язык и школу. Индивиды в своих взаимодействиях производят общество, производящее индивидов, которые его произ- водят. Это создает спиральную цепь через историческую эволюцию.
    Такое понимание сложностности требует относитель- но глубоких изменений в наших ментальных структурах.
    Риск, если такое изменение ментальных структур не про- изошло, состоял бы в том, чтобы направить нас к чистой путанице или отрицанию проблем. С одной стороны, нет индивидов, а с другой — общества; с одной стороны, нет видов, а с другой — индивидов; с одной стороны нет предприятия со своим заводом, со своей произ- водственной программой, со своими маркетинговыми исследованиями, а с другой — его проблем, связанных

    Эдгар Морен
    178
    с человеческими отношениями, персоналом, связями с общественностью. Эти два процесса нераздельны и взаимозависимы.
    ОТ САМООРГАНИЗАЦИИ
    К САМО-ЭКО-ОРГАНИЗАЦИИ
    Предприятие, как и живой организм, самоорганизу- ется и производит себя. В то же время оно осуществляет само-эко-организацию и сам-оэко-производство. Этот сложный концепт заслуживает пояснения.
    Предприятие находится во внешней окружающей сре- де, которая, в свою очередь, интегрирована в эко-органи- зованную систему, или эко-систему. Давайте обратимся к примеру растения или животного: их хронобиологи- ческие процессы знают цикл дня и ночи, а также цикл сезонов. Космический порядок, в некотором роде, инте- грирован во внутрь организации живых видов.
    Давайте взглянем на это подробнее с помощью экспе- римента, проведенного в 1951 году в планетарии Бремена над перелетной птицей — камышовкой. Планетарий проецировал небо и созвездия от Германии до Египта перед глазами птицы, поскольку та зимой мигрирует в долину Нила. В планетарии птица следовала карте неба и остановилась в небе над Луксором. Таким образом, она
    «вычислила» свой маршрут, основываясь на небесных вехах. Этот опыт доказывает, что, в каком-то смысле, небо находится в голове камышовки.
    Мы, люди, знаем мир благодаря сообщениям, которые наши чувства передают нашему мозгу. Мир присутствует внутри наших умов, которые пребывают внутри мира.
    Принцип само-эко-организации имеет голографиче- скую ценность. Поскольку голографический образ связан с тем фактом, что каждая точка обладает квази-объемной

    О сложностности
    179
    информации о целом так же, как, в определенном смысле, целое как целое, чьей частью мы являемся, присутствует в наших умах. Упрощенное видение, можно сказать, бу- дет означать, что часть находится в целом. Сложностное видение говорит о том, что не только часть находится в целом, но и целое находится в части, которая — внутри целого! Такая сложностность — нечто иное, нежели путаница конкретного целого в конкретном целом и наоборот.
    Такое верно для каждой клетки нашего организма, ко- торая содержит весь генетический код, присутствующий в наших телах. Это верно и для общества: с самого дет- ства общество запечатлевается в наших умах благодаря обучению в семьях, школах и университетах.
    Мы сталкиваемся с чрезвычайно сложными систе- мами, где часть находится в целом, а целое — в части.
    То же верно для предприятия с его правилами функ- ционирования и в рамках которого действуют законы всего общества.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21


    написать администратору сайта