Главная страница

Виноградов В.В. Проблемы авторства и теория стилей. Проблема авторства и теория стилей


Скачать 3.34 Mb.
НазваниеПроблема авторства и теория стилей
АнкорВиноградов В.В. Проблемы авторства и теория стилей.doc
Дата14.03.2017
Размер3.34 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаВиноградов В.В. Проблемы авторства и теория стилей.doc
ТипДокументы
#3787
КатегорияИскусство. Культура
страница11 из 48
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   48
передо мной», а в конце: «перед крестом так он молился». Пушкин подобного неряшества не оставил нам даже в своих «черновых» набросках!»

А. С. Суворин, считая, что вопрос об авторстве Пушкина в отношении «Молитвы» решен в отрицательную сторону, подверг еще раз детальному анализу («Новое время», 1900, № 8591) стиль этого стихотворения: «Переложение «Отче наш» напоминает только самые слабые «лицейские стихи» Пушкина, а хорошие из них гораздо лучше этого переложения. Три начальных стиха и четыре с половиною конечных, т. е. треть всего стихотворения, даже темноваты. «Старик молился молитвою чудесной»: «молиться молитвою» — разве это хорошо? «В келий простой (?) молился тихо предо мной». Перед кем? В конце стихотворения: «перед крестом так он молился». В начале «передо мной» молился, в конце «перед крестом» молился — это и понять невозможно. «Свет лампады мерцал чуть-чуть издалека... А сердце чаяло отрады от той молитвы старика». Почему «издалека» мерцал «свет лампады» в «простой келий» («простой» не определяет кельи: эпитет только для рифмы, как келия для размера)? Келья — маленькая комната. Очевидно, «издалека» для рифмы «старика». Где был крест, где была лампада, где молился старик и где слушал его незнакомец? В этой декорации молитвы все сбивчиво до последней степени. Чье сердце «чаяло отрады», самого ли старика или того незнакомца, перед которым старик молился молитвой? Когда такие недоуменные вопросы возникают при чтении стихотворения, то лучше отложить его в сторону. Пушкин, конечно, абсолют в сравнении и не с таким перелагателем. Возьмите самое переложение. «Отец людей», «прощаем мы людей» (вместо «долж-
136

ников»), «да имя вечное Твое святится сердцами», «да прийдет», «да будет воля Твоя с нами» (почему с нами: это не выражает подлинника, а только искажает его); «не ввергни нас во искушение и от лукавого прельщенья избави нас» — все это ученически плохо и водянисто в сравнении с краткостью и выразительностью подлинника. Нет, «Отче наш» останется прекрасною молитвой, а переложение этой молитвы стихами останется плохим стихотворением».

Таким образом, в разборе А. С. Суворина субъективно-эстетические критерии стилистической оценки сочетаются с объективно-стилистическими указаниями невозможных в пушкинском языке стихотворных ошибок, непушкинских фразеологических сочетаний и приемов сюжетной композиции.

В. В. Каллаш, найдя список этого стихотворения в бумагах Фета (правда, писанный не рукою Фета) с подписью «А. Фет» и доказав, что в сборниках архиепископа Анатолия помещались религиозные стихотворения разных авторов, в итоге своего обзора полемики по вопросу атрибуции стихотворного переложения «Молитвы» приходит к следующему выводу: «Это стихотворное переложение „Молитвы Господней” не может принадлежать ни Пушкину, ни арх. Анатолию, а написано Фетом в ранние годы его литературной деятельности»1. Этот вывод не обоснован никакими сопоставлениями со стилем ранних стихотворений Фета и представляется сомнительным. Но заключительные строки обзора Каллаша звучат искренне и исторически-правдиво: в истории поисков автора стихотворения «Я слышал» «характерно все — и периодическое воскресание ни на чем не основанной легенды, ее исключительная живучесть, и самая возможность неоднократных открытий «сорокалетних новостей», и самовнушение исследователей, принявших ни с того ни с сего плохое юношеское стихотворение начинающего поэта за венец зрелого творчества Пушкина, уверивших себя в этом и пытавшихся уверить в этом и других...»2. К такому результату и приводят нередко субъективно-идеологические, субъективно-психологические и субъективно-эстетические мотивы и методы атрибуции.

П. А. Ефремов в своих статьях «Мнимый Пушкин» писал о переложении молитвы «Отче наш», что сначала он склонен был приписывать его авторство Ф. Глинке, но затем стал склоняться к признанию его творцом Фета. «...Нашлось письмо А. А. Фета, который писал, что это переложение ему «не удалось», и приложил еще новое свое «переложение», тоже не удавшееся»3. Но — это уже новая проблема, новая задача,
1 В. В. Каллаш, Материалы и заметки по истории русской литературы. «Изв. Отд. русск. яз. и слов. Импер. Акад. наук», 1901, т. IV, кн. 3, стр. 205.

2 Там же, стр. 205 — 206.

3 П. Ефремов, Мнимый Пушкин, стр. 12
137

требующая для своего решения тщательных изысканий и точных историко-документальных указаний.

Эта иллюстрация, воспроизводящая сложный социально-дифференцированный процесс образования и распространения легенды о пушкинском авторстве в отношении стихотворения «Отче наш», показывает, как тесно связаны с узкой психоидеологией среды и ее эстетическими вкусами мотивы бытовой атрибуции и как часто на поводу у них оказывались приемы научного исследования проблемы авторства.
3
В. Брюсов считал «поворотным пунктом в пушкиноведении» 1899 год — столетний юбилей со дня рождения поэта. Тогда, по его словам, «выяснилось, что очень многое, написанное Пушкиным, еще не опубликовано; что текст всего имеющегося в печати не только не авторитетен, но почти сплошь грубо искажен, и нередко искажен злостно, так что подменены самые мысли поэта»1.

Однако новые неисправности в издании пушкинских произведений, также вызванные субъективными побуждениями и субъективными соображениями издателей и исследователей, значительно увеличивали количество мнимопушкинских текстов. Показательно, что и М. Горький в своей «Истории русской литературы», пользуясь берлинским изданием «Стихотворений А. С. Пушкина, не вошедших в последнее собрание его сочинений» (изд. Р. Вагнера, Берлин, 1861), цитирует как пушкинские явно не принадлежащие великому поэту эпиграммы2. Например:
В Р[оссии] нет закона:

В Р[оссии] столб стоит,

К столбу закон прибит,

А на столбе корона.
С ложно приписываемыми Пушкину чужими произведениями соприкоснулись искаженные тексты действительно пушкинских сочинений.

Своеобразная и очень значительная область фальсификаций пушкинских сочинений связана с разработкой приемов и принципов воспроизведения текста черновых рукописей Пушкина. Эти рукописи, по словам Н. О. Лернера, «не только сохранили множество рассеянных там и сям блесток пушкинского вдохновения, но имеют высокое научное значение, как материал для
1 Валерий Брюсов, Пушкиноведение в 1922 и 1923 (январь — май) году, «Печать и революция», 1923, книга пятая, стр. 66.

2 M. Горький, История русской литературы, Гослитиздат, М, 1939, стр. 95
138

словаря и грамматики пушкинского языка»1. Тем важнее и необходимее было вынести из хранилищ «на свет» эти пушкинские замыслы и опыты. Но тут возник вопрос, как «извлечь» из этих черновых набросков, или «брульонов», по старинному выражению, пушкинские стихи. Уже проф. И. А. Шляпкин в книге «Из неизданных бумаг А. С. Пушкина» (СПб. 1903) предложил опыты транскрипции рукописей Пушкина и «дал целый ряд набросков, которые П. Е. Щеголев остроумно и верно назвал «ненаписанными стихотворениями А. С. Пушкина» («Историч. вестник», 1904, январь, стр. 263 — 274). Выступили своеобразные приемы субъективной интерпретации и даже композиции пушкинских замыслов, «состоящие в „извлечении” исследователем из черновика кажущихся ему „подходящими” стихов, слов и выражений и комбинировании из них белового текста, который Пушкин не написал, но который кажется исследователю вполне пушкинским. «Соблазн немалый, — комментирует Н. О. Лер-нер — „открыть” стихи Пушкина, найти „новое”, обогатить собрание произведений Пушкина, и, не в силах воспротивиться этому соблазну, редактор начинает самовластно распоряжаться недоконченной работой Пушкина, отделывая ее, оставляя одно, отбрасывая другое и иногда прибавляя от себя третье. Так именно передавал или, вернее, переделывал стихи Пушкина проф. Шляпкин»2.

По этому же пути пошли сначала редакторы прежнего академического издания сочинений Пушкина. «Извлечения из комбинации зачеркнутого» приводили к сочинению стихов — иногда, хотя и не всегда, более или менее удачных, но, во всяком случае, не пушкинских. Н. О. Лернер в своих «Замечаниях о тексте II тома академического издания сочинений Пушкина» приводит такой очень характерный пример «реконструкции» или «извлечения» стихотворения из пушкинской рукописи.

Вот как «извлечено» стихотворение, «переданное, по мнению редактора (примеч., стр. 84 — 85), так, «как оно складывалось у Пушкина». У Пушкина «складывалось» — приводится транскрипция — следующее:
Лаиса, я люблю твой (смелый) (разговор) смелый

(вольный) (взор) взор (разговор).

(Немые вызывы) твои (неу...вп...) (твой) жар

Жар откровенного желанья

(И своенравные) И непрерывные (живые) (частые) лобзанья

(И страсти полный) (пылкий) (жизни) (разговор).
«Теперь извлечем», говорит исследователь, и вот что «извлекается»:
1 Н. О. Лернер, Замечания о тексте II тома академического издания сочинений Пушкина. «Журн. мин. народн. просвещения», 1908, декабрь, СПб. стр. 432.

2 Там же, стр. 433.
139

«Лаиса, я люблю твой смелый взор,

Жар откровенного желанья

И непрерывные лобзанья

(И страсти пылкий разговор)».
«Почему, например, — спрашивает Н. О. Лернер, — из двух равно зачеркнутых слов — «полный» и «пылкий» г. Якушкин избрал именно второе? «Страсти полный разговор» гораздо складнее и понятнее, чем «страсти пылкий разговор»;. к тому же первоначально эти слова были соединены у Пушкина. Но и все «извлечение» их недурно!»1

Таким образом, первое академическое его издание сочинений Пушкина «с излишней полнотой и щедростью украшено ненаписанными стихами»2.

При переиздании уже давно известных и изданных еще при жизни Пушкина произведений возникали разнообразные искажения, изменения и преобразования.

Сопоставляя разноречия, разночтения, а также нередко меняющие смысл различия пунктуации в разных изданиях сочинений Пушкина, В. И. Чернышев в статье «Пушкин и его издатели-редакторы» пришел к следующему выводу: «Настоящего неисправленного, т. е. неиспорченного, Пушкина русская наука и русское общество еще только ждет, но не имеет»3. Одной из тенденций улучшения пушкинского текста было стремление к «подновлению» языка и стиля. «Редакторы изданий Пушкина, — писал В. И. Чернышев, — никак не хотели допустить, чтобы читатель находил у него такие простонародные слова, как разуздывать, достальное, выдет, мочным, зачали, помочь, встали изо стола, обробелый, посереди — и эти слова исчезали из пушкинских текстов.

Издателям не нравились слова слишком архаичные или своенравно образованные, как укротил, провождающего, баснь, незапным (одно из любимых пушкинских слов), безоруженного, костливый, диравые — и эти слова снова постигала та же судьба» 4.

Вместе с тем резкие нарушения композиции произведения и отклонения от заданного смыслового и синтаксического движения в динамическом развитии художественного целого возникали и вследствие произвольных изменений пунктуации. В этом отношении особенно показателен пример из истории текста пушкинской повести «Метель», приведенный В. И. Чернышевым. В первом издании «Повестей Белкина» (1831) в числе «погрешностей» указаны изменения в постановке знаков пре-
1 Н. О. Лернер, Замечания о тексте II тома академического издания сочинений Пушкина; «ЖМНП», 1908, декабрь, стр. 439 — 440.

2 Там же, стр. 444.

3 В. И. Чернышев, Пушкин и его издатели-редакторы. «ЖМНП», 1909. сентябрь, стр. 83.

4 Там же, стр. 77.
140

пинания на стр. 68. Если сделать полные сопоставления текстов — ошибочного и исправленного, то получатся такие параллели:


Обычный текст:

«......Добрая, милая Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы...» — «Молчите, ради бога, молчите. Вы терзаете меня». — «Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но я — несчастнейшее создание... я женат!»

Исправленный текст:

«......Добрая, милая Марья Гавриловна! не старайтесь лишить меня последнего утешения: мысль, что вы бы согласились сделать мое счастие, если бы... молчите, ради бога, молчите. Вы терзаете меня. Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но я — несчастнейшее создание... я женат!»


«Таким образом, — пишет В. И. Чернышев, — в исправленном тексте весь выписанный отрывок является непрерывной речью одного Бурмина, который объясняется в любви Марье Гавриловне. Фразы: «молчите, ради бога, молчите, вы терзаете меня», — говорит не она, а он, умоляя не возражать ему; она только что... сказала, что между ними непреодолимая преграда, и она никогда не могла бы быть его женою. Это заявление Бурмин, очевидно, объяснял скромностью или кокетством и в своей уверенности во взаимности не предполагал невозможности брака. Говорить о терзаниях Марье Гавриловне едва ли и уместно, так как в обращении и разговоре она держится в роли кокетливой и выдержанной женщины, вызывающей объяснение, но отнюдь не обнаруживающей собственного чувства, которое можно еще назвать симпатией, расположением, но никак не страстью. Вся предыдущая характеристика личности Марьи Гавриловны и ее отношений к Бурмину такова, что бурный перерыв речи объясняющегося в любви молодого человека к ней совсем нейдет. Она только и ждала, только и хотела его объяснений, и во всем разговоре дает только соответственные реплики. Когда до нее доходит дело, когда она заинтересовывается объяснением, то она просит говорить, а не молчать: «...Продолжайте, я расскажу после... но продолжайте, сделайте милость» 1.

В дополнение ко всему этому возник вопрос о правильных и неудачных конъектурах.

Валерий Брюсов горячо и неуклонно настаивал на праве редактора пушкинских произведений, особенно тех, которые сохранялись в рукописях, в черновых набросках, широко прибе-
1 В. И. Чернышев, Поправки к Пушкину. Неисправленные опечатка в «Разговоре книгопродавца с поэтом», «Евгении Онегине», «Повестях Белкина». «Пушкин и его современники», 1908, вып. VIII.
141

гать к конъектурам, к догадкам, к поэтическому «сотворчеству». «Существо дела таково, что оно иначе выполнено быть не может, как при известной доле творческого содействий редактора. Рукописи Пушкина (да и многие первоначальный тексты его произведений) дошли до нас в таком состоянии, что мы или должны отказаться от печатания чуть ли не двух третей из всего написанного Пушкиным, или неизбежно (печатать иное слово, иной стих, иную редакцию — по догадке. Насколько удачны будут эти догадки, зависит от того, насколько редактор вообще знаком с Пушкиным и понимает его и насколько «редактор» в то же время «поэт». Одни вправе позволить себе большую смелость в этом отношении, другим правильнее быть осторожными, но без «догадок» не обойдется никто»1.

Как известно, такие догадки и реконструкции пушкинского текста, принадлежащие самому В. Я. Брюсову, были далеко не всегда удачны. Но вопрос о конъектурах пушкинского текста далеко выходит за пределы проблемы авторства в свете теории и истории литературных стилей.

Само собой разумеется, что от полноты и правильности текста несомненно пушкинских сочинений зависела сила и убедительность атрибуции тех литературных произведений, относительно которых существовали догадки о возможности связывать их с творчеством Пушкина. Однако теория и методика атрибуции литературных текстов (в том числе и пушкинских текстов) до 20 — 30-х годов XX века сравнительно мало подвигалась вперед.

Рецензируя «Сборник Пушкинского дома» (1922, Пг., Гос. изд-во), В. Брюсов писал о работе Н. В. Измайлова, в которой подвергалась анализу и исследованию поступившая в Пушкинский дом тетрадь лицейских стихотворений: «В тетради 197 мелких стихотворений, преимущественно эпиграмм, в том числе — ряд Пушкина. Многие стихи ни в каких других источниках не сохранились. К сожалению, все стихи без подписи, и определить, есть ли между новыми стихотворениями пушкинские, — очень трудно. Автор предполагает авторство Пушкина в нескольких случаях, но без достаточных оснований. Ссылка, что в письмах Пушкина встречаются сходные выражения, конечно, ничего не доказывает (напр., по отношению к эпиграмме. „На разбор Россияды” скорее говорит о противном).

...Тетрадь должна быть обследована и изучена вновь. Отметим, что в нее вошла одна политическая эпиграмма „Двум А. П.”, т. е. „двум Александрам Павловичам”. Вряд ли
1 Валерий Брюсов, По поводу одной критики (М. Л. Гофмана), «Печать и революция», 1922, книга вторая (пятая), стр. 151. Ср. тут же замечание о том, что редактор обязан ясно указать (в примечаниях или условными знаками), какой именно текст дается, так чтобы читатель не вводился в заблуждение (стр. 156}.
142

она — Пушкина, но присутствие ее среди стихов лицеистов первого выпуска характерно»1. Необходимо заметить, что именно эта эпиграмма ныне вводится в собрание сочинений Пушкина, правда, в раздел «Dubia».

М. Л. Гофман заявлял: «До сих пор у нас нет ни канонического текста, ни полного собрания сочинений Пушкина. Более того: при современном состоянии пушкиноведения и не предвидится появление такого издания сочинений Пушкина, и даже самая возможность его ставится под вопрос»2. Гофман считал необходимым доказывать, что редактор сочинений Пушкина «вполне и безусловно должен отказаться от всякого переделывания и искажения созданий Пушкина, от всякого совместного с Пушкиным авторства»3. Он утверждал, что в «большей или меньшей мере, но все редакторы повинны в... смешении, склеивании различных редакций» пушкинских произведений4. Особенно он подчеркивал полное неблагополучие, редакторский произвол «при печатании так называемых незаконченных стихотворений, отрывков, черновых набросков и проч.»5. «Мало того, что редакторы за Пушкина выбирают из зачеркнутых слов и вариантов те слова и варианты, которые им больше нравятся; мало того, что они по своему усмотрению расставляют пушкинские слова и компонуют из его отдельных слов, из его творческого материала свое произведение: редакторы из одного пушкинского стиха с зачеркнутыми вариантами образуют два стиха (и более). Так двустишие — Молва играя очернила Мои начальные лета — превращается в стихи:
Молва играя очернила,

Меня не раз не пощадила

Мои начальные лета etc.
И таких примеров можно привести множество»6. М. Л. Гофман призывал к «очищению Пушкина», «освобождению его подлинного текста от текста апокрифического», но самые его рассуждения о признаках авторства Пушкина очень субъективны, поверхностны, а часто и прямо ошибочны. Впрочем, и тут встречаются здравые и полезные замечания. Например: «Не всегда говорит об авторстве Пушкина и факт появления в печати произведения с его именем: в десятых годах подписывался А. Пушкин также и А. М. Пушкин, двоюродный дядя поэта, а в двадцатых и тридцатых годах различные песенни-
1 Валерий Брюсов, Пушкиноведение в 1922 и 1923 (январь — май) году, «Печать и революция», 1923, книга пятая, стр. 73.

2 М. Л. Гофман, Пушкин. Первая глава науки о Пушкине, изд. «Атеней», Петербург, 1922, стр. 48 — 49.

3 Там же, стр. 56.

4 «Там же, стр. 82.

5 Там же, стр. 93.

6 Там же, стр. 95.
143

ки и другие малоавторитетные издания (в которые Пушкин не мог давать и не давал своих стихотворений) не только смешивали В. Л. Пушкина с А. С. Пушкиным, но, для придания заманчивости своему сборнику, спекулировали именами Пушкина, Баратынского и Дельвига. И потому, когда мы встречаем в каких-нибудь «Листках граций» среди; сомнительного материала и всякого рода перепечаток четверостишие с подписью Пушкина:
Всегда так будет как бывало,

Таков издревле белый свет:

Ученых много, умных мало,

Знакомых тьма, а друга нет, —
мы высказываем сомнение в принадлежности Пушкину этого четверостишия...»1. Как известно, это сомнение подтвердилось: четверостишие это оказалось продуктом творчества Б. М. Федорова.
4
В своем обзоре «современных проблем историко-литературного изучения» творчества Пушкина2 Б. В. Томашевский признал вопрос о принадлежности Пушкину тех или иных произведений — «больным местом пушкинских изданий». По мнению Б. В. Томашевского, глубокий общественно-исторический интерес к литературной деятельности великого национального поэта порождает «несколько наивное — но психологически неизбежное — требование полноты изданий Пушкина», вызывает «поиски новых, неизданных произведений Пушкина, жажду по «неизданном Пушкине». На этой почве расцветает «методологическая нестрогость в приписывании Пушкину различных произведений. Если таким заманчивым является найти новую строку Пушкина, то как устоять против соблазна переоценивать аргументы в пользу принадлежности Пушкину того или иного произведения, как устоять против гипноза хотя бы и слабой аргументации, если в центре аргументации — имя Пушкина. Кроме того — при наличии спроса является и недобросовестное предложение. Жажда по произведениям Пушкина порождает мистификацию — сознательный обман»3.

Б. В. Томашевский пытался в очень беглом обзоре перечислить все основные источники «мнимого Пушкина».

1. «Пушкин имел неосторожность копировать чужие произведения. И вот, напр., у Анненкова мы находим „Первые мысли стихотворения, обращенного к Александру I” („Где тот,
1 М. Л. Гофман, Пушкин, стр. 128 — 129.

2 Б. Томашевский, Пушкин. Современные проблемы историко-литературного изучения, Л. 1925.

3 Там же, стр. 51.
144

пред кем гроза не смела”), оказывающиеся стихами Жуковского. Якушкин, копируя бумаги Пушкина, выписывает оттуда копию размышлений Жуковского (авторство которого было своевременно отмечено в печати), и вот через 40 лет эту копию публикуют как „скрижаль Пушкина” (имеется в виду аберрация М. О. Гершензона в книге „Мудрость Пушкина”. — В. В.).

2. Другой источник — это неавторитетные списки, сделанные лицами, подобными герою Гоголя [из „Записок сумасшедшего”] и наивно подправленные подписью Пушкина.

3. Третий источник — это неблагополучные догадки исследователей, видящих „пушкинский стиль” там, где его нет.

4. Четвертый источник — мистификация, вроде известных мистификаций Грена, долго пользовавшихся авторитетом издателей Пушкина»1.

На самом же деле источников мнимопушкинских сочинений, как уже было показано, гораздо больше. Так, бывали подделки, вызванные коммерческими соображениями. Проф. П. Н. Берков в своей статье «Из материалов Пушкинского юбилея 1899 года»2 отмечал «исключительную изобретательность различных предпринимателей, поспешивших использовать пушкинский юбилей в целях эксплуатации населения, в целях беззастенчивой наживы.

Началось это с появления всяких поддельных, якобы пушкинских, рукописей и рисунков („Петербургский Листок”, 1899, №№ 34 и 127), "ненапечатанных автографов поэта” („Иной бессмертия желает...”, „Восточный вестник”, 1899, № 42), приписывавшихся ему эпиграмм („Сын отечества” и т. д.)».

Вопросы атрибуции применительно к изучению творчества Пушкина еще более осложняются специфическими культурно-историческими причинами. Об этом Б. В. Томашевский писал так: «Надо сказать, что в условиях творчества Пушкина были обстоятельства, оправдывающие поиски и конъектуры. Многое Пушкин печатал без подписи или под неясным псевдонимом (по подсчетам М. А. Цявловского — таких произведений, напечатанных без подписи или под звездочками, или под буквами, не вызывающими мысли об авторе, свыше 70). Вскрыть принадлежность этих произведений Пушкину — трудная задача, являющаяся большой заслугой исследователя. Естественно, что исследователь иногда переходит границы осторожности. Отсюда — естественная реакция — заподозривание пушкинских произведений в том, что они ему не принадлежат. Есть целый ряд произведений, отвергнутых издателями без особенных
1 Б. Томашевский, Пушкин, стр. 52.

2 «Пушкин. Временник Пушкинской комиссии», изд. АН СССР, вып. 3, М.-Л.. 1937, стр. 409.
145

мотивов (мотивом являлось категорическое суждение Ефремова, который во многих случаях, кроме категоричности, ничего более в свои суждения не вкладывал)»1. Достаточно сослаться на попытки вывести за рамки пушкинского творчества стихотворения «Романс», «Любви, надежды...» (Чадаеву)2.

По этим соображениям Б. В. Томашевский выдвигает такой тезис: «Одной из ближайших задач исследователей пушкинского текста является перепроверка всех оснований, по которым Пушкину приписывается то или иное произведение, и разделение их на несомненные и сомнительные. Совершенно необходимо выделить сомнительные произведения в особый класс, так как нельзя требовать от лиц, работающих над текстами Пушкина, чтобы они, каждый за свой риск и страх, проделывали всю работу по проверке принадлежности Пушкину того или иного произведения, и издатель обязан предупредить читателя о несовершенной убежденности своей в принадлежности данного произведения Пушкину»3.

Эта работа с исчерпывающей полнотой еще до сих пор не осуществлена.

История текстологии присоединила к фонду «мнимого Пушкина» еще несколько сфер и источников иллюзий «подлинности» пушкинского текста. Проф. С. М. Бонди писал в предисловии к своей книге «Новые страницы Пушкина»: «Надо сказать, что самые методы чтения, расшифровки рукописного чернового текста сейчас значительно отличаются от тех, что применялись раньше. Если долгое время издатели текста Пушкина считали себя вправе обращаться с ним довольно свободно — отсекать растрепанные концы черновика, приглаживать недоработанный текст и т. д., если затем, в качестве реакции, явился строгий документализм, буквализм, когда редактор не позволял себе никаких догадок, никаких конъектур, — что давало в результате часто совершенно непонятный, бессмысленный набор слов в транскрипции, «точно воспроизводящей рукопись» (см. интересные рассуждения по этому поводу у Б. Томашевского, «Писатель и книга», Л. 1928, а также в его же книге «Пушкин», Л. 1925), — то теперь мы наблюдаем как бы возвращение к первой стадии, к критическому, а не буквальному чтению и воспроизведению, мы видим восстановление прав конъектуры (исправления текста по догадке)»4. «Теперь пушкинист-текстолог должен руководствоваться убеждением, что почти не существует „отрывочных набросков”, „записей мелькнувшей у поэта мысли”, несвязных обрывков, какими богаты были старые публикации пушкинского текста, все эти обрывки
1 Б. Томашевский, Пушкин, стр. 52 — 53.

2 См. М. Л. Гофман, Пушкин. Первая глава науки о Пушкине; его же: «Пушкин и Рылеев». Сб. «Недра», 1925, кн. 6.

3 Б. Томашевский, Пушкин, стр. 54.

4 С. М. Бонди, Новые страницы Пушкина, М. 1913, стр. 4
146

в рукописях являются лишь неполной записью каких-то достаточно связных замыслов, в свете которых они и приобретают свой ясный хотя бы и не законченный смысл»1. Задача текстолога — реконструкция этого смысла. «Сейчас текстолог, даже прочтя все отдельные слова черновика, не может считать его вполне прочитанным, если он не понял смысла и значения в общей связи целого всех вариантов, всех слов и обрывков слов. Просто прочесть — мало, надо понять, истолковать прочитанное»2. Само собой разумеется, что процесс понимания в этом направлении не лишен очень значительной доли субъективизма. Поиски «ключа к последовательности работы поэта» на той или иной рукописи также нередко приобретают очень субъективную направленность. «Дело в том, что, читая рукопись в той последовательности, в какой она писалась, мы как бы ступаем по следам творившего поэта, двигаемся по течению его мыслей и, таким образом, до некоторой (правда, несоизмеримо малой!) степени наталкиваемся на те же ассоциации, которые возникали у поэта. Конечно, нам не придет в голову именно тот самый эпитет, то самое слово, которое пришло в голову на этом месте Пушкину»3.

«Чтобы успешно выполнить все эти задачи, текстолог-пушкинист должен прежде всего хорошо знать весь пушкинский текст, понимать и чувствовать его стиль, должен быть совершенно в курсе тех тем, которым посвящена разбираемая работа поэта, наконец, должен хорошо знать механику русского классического стиха, приемы и правила, которым следовал в своем стихосложении Пушкин»4. Всякому очевидно, что всеми этими качествами и достижениями еще не вполне располагав современное пушкиноведение. Поэтому реконструкция как отдельных «отрывков», так и композиции целых пушкинских произведений иногда бывает произвольной и гадательной.

В статье «Неосуществленное послание Пушкина к “Зеленой Лампе”» С. М. Бонди, пропагандируя „новую манеру” чтения пушкинских черновиков, предупреждал: «Возможны, конечно, и даже неизбежны, отдельные ошибки чтения, трудности расшифровки отдельных слов, но в общем нет сомнения, что ключ к правильному чтению и пониманию рукописей Пушкина, даже самых запутанных, — у нас есть. Это дает смелость текстологу в иных случаях пытаться идти несколько дальше простого чтения и воспроизведения написанного Пушкиным в данном месте текста и браться за задачи более трудные»5. К числу
1 С. М. Бонди, Новые страницы Пушкина, М. 1913, стр. 4 — 5.

2 Там же, стр. 5.

3 Там же, стр. 6.

4 Там же.

5 «Пушкин. Временник Пушкинской комиссии», изд. АН СССР, вып. I, — Л. 1936, стр. 35—36.
147

таких задач, относится «реставрация» или «реконструкция», например, пушкинского послания к «Зеленой Лампе» из трех отдельных частей: чернового начала, тринадцати стихов беловика и чернового продолжения и конца послания. Уже заранее С. М. Бонди очевидно, что «здесь мы не получим подлинного пушкинского текста послания в ранней его редакции — а только гипотетическую модель его. Полученный текст сам своими качествами должен показать, правильно ли воспроизведен пушкинский замысел или сделана критическая и текстологическая бестактность, соединены несоединимые куски»1. С. М. Бонди задает сам себе риторический вопрос: «К чему пытаться из обломков, оставленных Пушкиным, возводить на свой риск и страх целое здание, не зная ни точного плана, ни общего вида его?» Но тут же заявляет, что делать это «можно и нужно», так как «целое для нас, конечно, важнее и нужнее отдельных обломков». Впрочем, по мнению С. М. Бонди, «такая „реставрация”, „реконструкция” пушкинского текста и не претендует на то, чтобы стоять в ряду с текстами, подлинность которых бесспорна. Она, естественно, не войдет на равных правах с остальными в собрание сочинений Пушкина»2. Итак, наряду с подлинными произведениями Пушкина появляются «гипотетические модели» воображаемых его сочинений. Так, в результате реконструкции, произведенной С. М. Бонди, «текст получился не вполне гладкий, иные переходы слишком резкие, видны швы, связывающие отдельные куски. Но этот текст и не выдается за подлинный пушкинский. Можно сказать лишь, что в таком приблизительно виде стихотворение могло существовать как целое, большое послание»3.

Подобные реконструкции и комбинации пушкинских произведений из отдельных отрывков производились и Б. В. Томашевским (напр., стихотворение «Таврида»).

Впрочем, изменения и в структуре и в смысле произведений Пушкина могут происходить не только от соединения разных замыслов (или вернее — набросков разных замыслов) в одно целое, но и в результате расслоения, разделения одного замысла на разные куски или разные отрывки. В этом отношении очень показательны разногласия пушкинистов-текстологов (С. М. Бонди — Т. Г. Цявловской и Б. В. Томашевского) по вопросу, являются ли пушкинские незаконченные стихи «Опять увенчаны мы славой» и «Восстань, о Греция, восстань» разными стихотворениями или частями единого цельного произведения4.
1 «Пушкин. Временник Пушкинской комиссии», изд. АН СССР, вып. 1, М. — Л. 1936, стр. 46.

2 Там же, стр. 46 — 47.

3 Там же, стр. 49.

4 См. статью Б. И. Бурсова «Текстология - и идеология». «Новый мир», 1960, № 8, стр. 118 — 122.
148

5
Естественно, что все углубляющееся исследование пушкинских текстов выдвигало проблемы атрибуции, относящиеся к отрывкам, эпиграфам, даже отдельным строкам, которые, по свидетельству современников, были продуктом пушкинского творчества. Но объективному разрешению этих проблем сильно мешало и мешает недостаточное знание и понимание системы пушкинского стиля в его развитии и в его соотношениях и взаимодействиях со стилями современных Пушкину писателей.

Ведь определение автора анонимного сочинения — по близости или сходству мыслей — без анализа стилистических соответствий, совпадений или внутреннего единообразия в формах их выражения по большей части бывает случайным, гадательным, а очень часто в конце концов ошибочным. Примеров из истории пушкиноведения можно указать неограниченное количество. Так, Н. О. Лернер заинтересовался вслед за В. Е. Якушкиным первоисточником пушкинского эпиграфа к третьей главе «Арапа Петра Великого»
... Как облака на небе,

Так мысли в нас меняют легкий образ;

Что любим днесь, то завтра ненавидим...
Поиски автора этих стихов не привели ни В. Е. Якушкина1, ни Н. О. Лернера к очевидному и бесспорно положительному результату. Н. О. Лернеру ничего не оставалось, как приписать их самому автору «Арапа Петра Великого»2. «Есть основания, — писал он, — считать их принадлежащими самому Пушкину. Подобная мысль была им выражена в «Борисе Годунове»:
...Только утолим

Сердечный глад мгновенным обладаньем.

Уж, охладев, скучаем и томимся.
Пушкин мог взять эпиграфом и свои собственные стихи. Ближайший пример — четверостишие из «Руслана и Людмилы», поставленное им в начале 4-й главы «Арапа Петра Великого», И по мысли и по форме эти величавые три стиха достойны Пушкина».

Предположение Н. О. Лернера, лишенное всякого историко-филологического обоснования, было окончательно сдано в архив литературоведческих ошибок лишь после того, как проф. Ю. Г. Оксман нашел в «Мнемозине» (1824, I, стр. 94), в «Отрывке
1 «Русская старина», 1884, XI, стр. 335. См. издание сочинений А.С. Пушкина под редакцией В. Е. Якушкина, т. V, стр. 525 — 526.

2 Пушкин. Изд. Брокгауз и Ефрон, под редакцией С. А. Венгерова, т. VI, Петроград, 1915, стр. 180 — 181. Ср. также: Н. О. Лернер, Заметки о Пушкине, «Пушкин и его современники», вып. XVI, 1913, гл. X: «Два эпиграфа: к «Арапу Петра Великого», стр. 53 — 56
149

из путешествия по Германии» В. К. Кюхельбекера эти стихи с указанием на то, что это цитата из кюхельбекеровской трагедии «Аргивяне» (действ. III, явл. 3).
...Как облака на небе,

Так мысли в нас меняют легкий образ:

Мы любим, и чрез час мы ненавидим;

Что славим днесь, заутра проклинаем!1
Пушкин, точно воспроизведя первые две строчки этого четверостишия, перефразировал остальные две и слил их в одну (ср. способ цитации стихов из «Станции» кн. П. Вяземского в эпиграфе к «Станционному смотрителю»). Трагедия Кюхельбекера «Аргивяне» очень интересовала Пушкина (см. ссылку на нее в пушкинских заметках к «Борису Годунову»).

Вообще в решении вопросов авторства наблюдается глубокая качественная разница между исследователями древнерусской литературы и литературоведами, занимающимися изучением творчества писателей новой эпохи (XVIII — XX вв.). Например, по отношению к крупнейшим писателям XIX века, к представителям русской класссической литературы применяется, как правило, афоризм, что каждая строка великого человека занимательна для потомства. Поэтому возрастает тенденция включать в полное собрание сочинений крупных писателей все написанные или той или иной степенью достоверности приписанные им строки. Вот — иллюстрация. В полное собрание сочинений Пушкина начиная с 1915 года до второй половины 30-х годов вводились и даже в виде самостоятельной пьесы, в виде особого «опуса», начальные четыре стиха из сказки Ершова «Конек-Горбунок»:
За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба, на земле,

Жил старик в одном селе2.
Впервые это было сделано Н. О. Лернером в издании С. А. Венгерова. Первоначально в своих «Заметках о Пушкине» («Пушкин и его современники», вып. XVI, гл. VIII. Начало сказки «Конек-Горбунок», стр. 26 — 27, Отд. отт.) Н. О. Лернер писал: «Эти четыре стиха, которыми начинается знаменитая сказка П. П. Ершова «Конек-Горбунок», — «по свидетельству г-на Смирдина, принадлежат Пушкину»3. Свидетельству Смирдина нельзя не верить. Этот честный и благородный издатель не только довольно близко знал Пушкина и вообще вращался в том литера-
1 Ю. О., Мнимые строки Пушкина. «Атеней. Историко-литературный временник», изд. «Атеней», 1924, кн. I — II, стр. 164 — 166.

2 См., напр., А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в шести томах, т. 2. Стихотворения 1826 — 1836 гг. Редакция М. А. Цявловского, М. — Л. 1930, стр. 259. Ср. то же, изд. 3-е, 1935, стр. 222.

3 «Материалы для биографии Пушкина», изд. 1855, стр. 166, примечание.
150

турном кругу, центром которого был Пушкин, но и издавал «Библиотеку для чтения», где в 1834 г. (т. III) был помещен отрывок из сказки, и тогда же выпустил всю сказку отдельным изданием...

Это было, вероятно, в 1834 году. Действительно, в сентябре 1834 года Пушкин написал свою последнюю сказку — «Сказку о золотом петушке», и больше к «этому роду сочинений» не вернулся. Самые стихи, которыми начинается сказка, набросаны, надо думать, немного ранее этого времени, в том же году»1. Особенно укрепило уверенность многих в принадлежности первых четырех стихов «Конька-Горбунка» Пушкину примечание П. В. Анненкова, который тоже со слов Смирдина сообщал, что эти четыре стиха принадлежат Пушкину, «удостоившему тщательного пересмотра» сказку Ершова 2. Проф. М. К. Азадовский справедливо заметил: «Из сообщения Смирдина в передаче П. В. Анненкова, в сущности, не ясно, что было в действительности сделано Пушкиным: написал ли он вообще заново все четыре стиха или только дал новую редакцию, сохранив в основном ершовские слова и отдельные фразы. Ведь у Ершова было же какое-то начало, когда он принес или послал свою сказку Пушкину»3.

Таким образом, в крайнем случае эти четыре стиха можно объявить продуктом творчества двух писателей — Ершова и Пушкина. Вместе с тем третья строка здесь:
Против неба, на земле
появилась лишь в позднем (пятом — 1856 года — издании «Конька-Горбунка», значительно переработанном). В тексте же «Библиотеки для чтения» (1834, т. III) и в первых трех изданиях этот стих звучал так:
Не на небе, — на земле.
Следовательно, если буквально понять свидетельство Смирдина, то выйдет, что Ершов перерабатывал и исправлял пушкинский текст первых стихов своей сказки. Но, по мнению проф. Азадовского, «едва ли Ершов при том пиэтете, который он питал к Пушкину, решился бы на какую-либо его правку. Очевидно, Ершову не приходило в голову, что, выправляя эти стихи, он правил Пушкина». По-видимому, сам автор сказки не считал первые четыре стиха «Конька-Горбунка» пушкинскими. Тем менее оснований у наших пушкинистов отнимать их у Ершова и передавать Пушкину.
1 Н. О. Лернер, Заметки о Пушкине. «Пушкин и его современники», вып. XVI, 1913. Отд. оттиск., стр. 26 — 27.

2 Библиотека великих писателей под редакцией С. А. Венгерова «Пушкин», т. VI, Пг. 1915, стр. 219.

3 М. Азадовский, Пушкинские строки в «Коньке-Горбунке». «Пушкин. Временник Пушкинской комиссии», вып. 2, 1936, стр. 315 — 316.
151

Как известно, соотношение стилей первого (1834 г.) и четвертого (1856 г.) изданий сказки П. Ершова «Конек-Горбунок» различно понимается нашими филологами. В то время как одни, например, проф. М. Азадовский (см.: «Путь «Конька-Горбунка» в книге: П. Ершов, «Конек-Горбунок», 1934, стр. 14; его же: Автор «Конька-Горбунка» в книге: М. К. Азадовский, Литература и фольклор, Л. 1938, стр. 112), проф. П. Я. Черных (Заметки о языке «Конька-Горбунка» П. П. Ершова, «Новая Сибирь», 1935, № 11, стр. 139) и др. находят в четвертом издании признаки переработки текста сказки «в духе официальной народности» (М. Азадовский), «явное намерение устранить неблаговидные выражения» (П. Черных), «авторскую правку, смягчающую отдельные социально заостренные эпизоды сказки» (В. Утков, П, Ершов, «Конек-Горбунок», Л. 1951, стр. 199), другие (напр., И. П. Лупанова, О двух изданиях (первом и четвертом) сказки П. П. Ершова «Конек-Горбунок». Сб. «Русский фольклор». Материалы и исследования, т. III, Изд. АН СССР, М. — Л. 1958) приходят к выводу, что «правка Ершова бесспорно идет по линии углубления социального конфликта сказки, усиления сатирического звучания ее образов и дальнейшей творческой разработки народно-сказочной поэтики». Несомненно лишь усиление в стихах четвертого издания народно-диалектной речевой струи. Проф. Азадовский и проф. Черных истолковывали этот факт как отказ П. П. Ершова от пушкинской традиции и сближение с литературной манерой Даля. И. П. Лупанова, напротив, утверждает, что «сказка Ершова в ее четвертом издании еще более, чем в первом, может считаться произведением, лежащим в русле пушкинской традиции использования сказочного фольклора... Четвертое издание сказки обнаруживает более глубокое знание автором специфики русской сказочной поэзии, ее типических образов, законов ее поэтики и еще большее мастерство в творческом использовании художественных приемов народной сказки»1.

Таким образом, характерное для современной эпохи стремление к исчерпывающей полноте пушкинских текстов в академических изданиях его сочинений приводит к опасности включить в кодекс или канон пушкинского творчества лишь случайно соприкасающиеся с ним литературные вещи или «продукты».

Само собой разумеется, что полная история подделок и имитаций, выдававшихся за пушкинские сочинения, а также ложных атрибуций чужих текстов, произвольного прикрепления их к Пушкину гораздо шире и разнообразнее. Достаточно сослаться на исследование акад. Ф. Е. Корша, посвященное доказательствам того, что зуевская подделка пушкинской «Русалки» есть подлинное произведение Пушкина. Не так давно много сенсационного шуму было поднято вокруг четверостишия — «Восстань, вос-
1 Сб. «Русский фольклор», т, 111, стр. 341 — 342.
152

стань, пророк России», в котором и до сих пор не отделено действительно пушкинское от позднего сочинительства (ср. критические замечания А. Л. Слонимского в книге «Мастерство Пушкина», Н. Л. Степанова в работе «Лирика Пушкина», Т. Г. Цявловской в комментариях ко второму тому собрания сочинений Пушкина (Гослитиздат, 1959) и др.).

Насколько еще и до сих пор зыбки и неопределенны принципы определения авторства Пушкина, можно судить по статье В. В. Данилова «Стихотворение „Цель нашей жизни”, приписываемое Пушкину»1. Здесь, прежде всего, доказывается «возможность» отнести это стихотворение к лицейскому творчеству Пушкина. Вывод получается такой: «Связь стихотворения „Цель нашей жизни" с Лицеем пушкинского периода бесспорна. Кроме Пушкина, оно могло принадлежать одному из трех лицейских поэтов: А. Д. Илличевскому, который в начале лицейского курса обращал на себя внимание поэтическим творчеством даже более, чем Пушкин, В. К. Кюхельбекеру и, наконец, А. А. Дельвигу»2. Но оказывается, что «Илличевский на ту же тему написал прозаическое рассуждение... Кюхельбекер создал свое стихотворение «Бессмертие есть цель жизни человеческой». У Дельвига, среди его стихотворений лицейского периода, есть собственный ответ на вопрос о цели жизни. Это — стихотворение «Тихая жизнь»... Таким образом, для стихотворения «Цель нашей жизни» как произведения лицейского можно предположить только авторство Пушкина»3, — заключает В. В. Данилов. К доказательствам принадлежности стихотворения Пушкина он присоединяет еще стилистический анализ, «имеющий значение, — по мнению В. В. Данилова, — только в ряду с другими соображениями» 4.

Однако стилистические доказательства принадлежности стихотворения «Цель нашей жизни» Пушкину очень слабы и невыразительны. Это — совпадения ряда слов, выражений и образов, свойственных этому стихотворению, с ранними, лицейскими стихами Пушкина. Например, «Вещай... почто» и в «Эвлегек «...почто ты здесь? Вещай»; уменьшительно-ласкат. форма — «ручеек»; «изрыться» в стихе «Для рыб изрылись вод пучины» и в «Эвлеге»:
Вдали ты зришь утес уединенный;

Пещеры в нем изрылась глубина...
стиху — «по нивам желтый клас струится» соответствует в «Послании к Юдину» (1815) стих:
И завес рощицы струится

Над тихо спящею волной...
1 «Пушкин». Исследования и материалы. Труды третьей всесоюзной пушкинской конференции М — Л 1953

2 Там же, стр. 308.

3 Там же, стр. 308 — 309.

4 Там же, стр. 309.
153

Ср. «во глубине сибирских снежных гор» и «во глубине сибирских руд»; «солнца луч румянит небеса» и в «Фавне и Пастушке»:
И тихая денница

Румянит небеса...
«Алеет роза молодая» и в «Гробе Анакреона»:
Розы юные алеют...
Однако легко видеть, что все это — совпадения и соответствия в шаблонах или клише лирической поэзии начала XIX века. Индивидуальная характерность стиля в этих параллелях отсутствует. Следовательно, степень доказательности и убедительности их почти равна нулю.

В области изучения пушкинской прозы особенно затруднителен и тяжел был отбор пушкинских критических статей из «Литературной газеты» А. А. Дельвига. Но для изучения проблемы авторства в связи с теорией стилей представляет особенный интерес изложение разных типов и видов атрибуций, а также выяснение мотивов и приемов связывания разных анонимных произведений с именем Пушкина. Легко заметить, что в подавляющей массе таких атрибуций, если они не были подтверждены несомненными историко-документальными данными и тонким анализом стиля, явно преобладали субъективные мотивы и принципы, побуждавшие связывать с именем Пушкина очень разные по своему стилю и по своим художественным достоинствам тексты.

Только раскрытие объективно-исторических закономерностей или тенденций развития пушкинского стиля в его разных вариациях и жанровых разновидностях, определение общих структурных качеств стилистической системы Пушкина и ее своеобразий на разных этапах пушкинского стихотворного и прозаического творчества может дать текстологу вполне надежные, достоверные критерии для отделения и отграничения пушкинского от посторонних наслоений или примесей, для точной и бесспорной атрибуции тех пушкинских текстов, которые сохранились без подписи великого поэта, для установления подделок или мистификаций, для неоспоримого решения вопроса о принадлежности Пушкину неизвестных еще его сочинений, для точного воспроизведения его черновых записей и рукописей.
6
Не надо думать, что мистификации, подделки и ложные атрибуции, а с другой стороны — разработка объективно-исторических основ определения автора, связанные с именем Пушкина, носят исключительный характер. Однородные явления можно наблюдать и при изучении истории текстов других русских писателей.
154

Так, творчество А. В. Кольцова до 90-х годов XIX века (да выхода в свет двух изданий «полного собрания» его стихотворений под редакцией Аре. И. Введенского и под редакцией П. В. Быкова в 1892 г. — изданий, очень несовершенных) было известно русскому обществу в неполном и значительно искаженном виде. Еще в 40 — 50 годах, вскоре после смерти этого поэта, начали появляться стихотворения разных лиц, которые выдавались за сочинения Кольцова. Бывало и наоборот: разные авторы присваивали себе явно кольцовские произведения. Текст стихотворений Кольцова в изданиях 1835 года и посмертном — 1846 года — подвергся исправлениям со стороны друзей поэта. Кроме того, в первом издании «Стихотворений Алексея Кольцова», редактированном В. Г. Белинским, было помещено лишь 18 произведений (по словам самого Белинского в критической статье об этом издании, «немного напечатано их из большой тетради», присланной ему Кольцовым). Любопытно, что уже тогда в статье «Поэт-прасол» («Сын отечества», 1836, ч. CLXXVI), принадлежащей Я. М. Неверову — другу Н. В. Станкевича, выражалась мысль о необходимости опубликования по возможности всех сочинений А. В. Кольцова: «Кольцов писал много, но напечатал только 18 пьес. Собственный вкус поэта сказал ему, что ранние его стихотворения были скорее опыты, нежели произведения полные, оконченные, а потому он не представил их на суд публики. Мы, однако, сожалеем об этом, потому что такая скромность похвальна только в талантах, идущих обыкновенным путем, получающих правильное образование... но г. Кольцов имел редкого и дорогого наставника — природу, и мы желали бы видеть ее уроки, желали бы просмотреть самые первые опыты... Может быть, мы открыли бы что-нибудь новое и замечательное в том пути, который прокладывал себе талант, не имевший никакого руководства» (стр. 309).

В этом пожелании отразилось типичное для того времени понимание творчества Кольцова как проявления непосредственной глубокой творческой силы народа и его поэзии. Недаром за Кольцовым укрепилась кличка- «поэта-самоучки», «поэта-прасола». Между тем сам Кольцов стремился к выходу на арену большой национальной литературы и очень строго относился к своему творчеству, оценивая некоторые свои стихотворения как «гадкие пиесенки»1, не предназначенные для печати.

Тем не менее тяга к Кольцову как представителю словесного искусства мещанско-купеческих слоев в русской поэзии очень сильно и остро обнаружилась в русской литературе уже в 40 — 50-х годах. В «Литературной газете» за 1848 год напечатаны присланные Колоколовым две песни «милого нашего поэта Кольцова» («Вянет травка осенью» и «Пламенея, горя»). Редакция
1 См., напр., письмо к А. А. Краевскому от 15 июня 1838 г. «Древняя и новая Россия», 1879, III, стр. 235.
155

«Литературной газеты» сопроводила эти стихотворения замечанием о сомнительной принадлежности их Кольцову. Позднее Колоколов помещал в «Литературной газете» однородные по стилю стихотворения уже за своей собственной подписью1. Однако, все это не помешало Аре. И. Введенскому включить песни «Вянет травка осенью» и «Пламенея, горя» в «Полное собрание стихотворений А. В. Кольцова» (изд. 1892 г.), вышедшее под его редакцией (стр. 86 — 87). В 1853 году купеческий сын города Ржева, Тверской губернии, — А. Мыльников напечатал в «Ярославских губернских ведомостях» за 1853 год два свои стихотворения в стиле Кольцова. Сеславин, земляк Мыльникова, в «Северной пчеле» за тот же год (№ 282) поместил заметку, обвиняющую Мыльникова в присвоении стихотворений Кольцова: «Стало мне грустно за оскорбление памяти нашего поэта, и я осмеливаюсь просить вас напечатать в Северной пчеле эти строки; да послужат они уверением, что г. Мыльников подписывает имя свое под чужими стихотворениями. Советую г. Мыльникову издать стихотворения Кольцова отдельной книжкой, не приписывая их себе, и тогда можно будет сказать ему от души русское спасибо!» (подписано: «Ржев»). В 1859 году вышли в свет «Русские песни сочинения Александра Мыльникова, купеческого сына города Ржева, Тверской губернии». Словесное искусство А. Мыльникова представляет продукт рабского подражания поэтическому стилю Кольцова. Проф. П. Владимиров в своих «Критико-библиографических заметках» так отозвался об этой книге: «Внешний вид книжки, характер стихотворений. напоминают издания Кольцова, как они стали выходить с 1856 г., на стр. 17 и 92 — 93 помещены и те стихотворения, которые перепечатаны теперь под именем Кольцова в рассматриваемых полных собраниях стихотворений поэта, под рубрикой «приписанных Кольцову» (имеются в виду вышедшие в 1892 г. «Полное собрание стихотворений А. В. Кольцова» под редакцией Аре. И. Введенского, изд. А. Ф. Маркса и «Стихотворения А. В. Кольцова». Первое полное собрание под редакцией П. В. Быкова. Бесплатное приложение к журналу «Всемирная иллюстрация». — В. В.). Подобные стихотворения можно бы и совсем не помещать в полных собраниях стихотворений Кольцова, так как, в противном случае, пришлось бы перепечатать и всю книжку Мыльникова, в которой среди слабых стихотворений встречаются подражания Кольцову с заимствованием из него некоторых стихов и выражений. В качестве примеров указываются следующие кольцовские стихи в тексте «Русских песен» А. Мыльникова: «И сидит глядит, Улыбается» (стр. 16); «А я стану жить, Ужь как бог велит» (59); «Как цветы в лугу Перед осенью» (70);
1 См. П. В. Владимиров, Критико-библиографические заметки об изданиях и исследованиях по русской словесности за 1892 год. «Киевские университетские известия», 1893, декабрь, стр. 48 — 49
156

«Светит ясно Зимой солнышко. Но не греет Ужь по летнему (90) и т. д.

«В лице г. Мыльникова с его малоизвестной книжкой «Русских песен», — писал проф. П. Владимиров, — можно отметить только одного из подражателей Кольцова, вышедшего из того же класса общества, но подражателя слабого и одностороннего. У Мыльникова мы встречаем такие стихи, как «И кадету с ним минуту» (стр. 9): «В вечность равно перселенье, В стране родной или чужой; Равно будет воскресенье В день таинственный святой» (22); «Лишь вымолви, сердечушко, Все тебе достану, Круту гору раскопаю Иль в море поймаю, Что живет в темных лесах Иль под небом ясным; Не возьму я что силою. То выкуплю златом!» (50)1.

Любопытны сообщения о рукописях А. В. Кольцова, будто бы сохраняющихся у его друзей из мещанского круга. Так в «Москвитянине» 1853 года (т. I, «Соврем, изв.», отд. VII, стр. 73 — 74) некто «Негрескул из Херсона сообщил о многочисленных рукописях Кольцова с неизвестными стихотворениями, которые находятся в руках Яремова», будто бы друга Кольцова, полового в чайной Гордея Павлова в Воронеже. Сеславин, поместивший в № 282 «Северной пчелы» заметку с обличениями А. Мыльникова в плагиатах у Кольцова, «подтвердил сообщение г. Негрескула о рукописях Кольцова, находящихся в руках полового Яремова, и привел даже, по памяти, два стиха, которые ничем не напоминают Кольцова»2.

Таким образом, уже при жизни Кольцова, а затем и в первые десятилетия после его смерти определились в основном два разных понимания стиля Кольцова: с одной стороны, это — стиль большого национального поэта, в своем творчестве ориентирующегося, прежде всего, на богатейшие рудники народной поэзии, а затем и на достижения книжной национальной литературы -(на стихи Пушкина, Жуковского и других великих поэтов первых десятилетий XIX в.), а с другой стороны, это — словесно-художественный идеал поэтов — выходцев из мещанско-торгового круга, которые и прикрывали нередко продукты своего творчества именем А. В. Кольцова.

Из приведенных фактов видно, как литературный быт и эстетическое сознание разных слоев общества активно влияют на возникновение и распространение литературной продукции, сознательно связываемой с именами полюбившихся писателей. Естественно, что на почве субъективного влечения к тем или иным произведениям, к тем или иным индивидуальным стилям рождаются плагиаты, разного рода литературные контаминации. Для теории и истории стилей художественной литературы имеют большой интерес складывающиеся в разное время общественно-
1 П. Владимиров, Критико-библиографические заметки об изданиях и исследованиях по русской словесности за 1892 г. Отд. оттиск, стр. 48 — 49.

2 Там же, стр. 48.
157

групповые и индивидуальные представления о существе или системе стиля того или другого писателя. Ведь они не только являются выражением общественно-эстетической оценки специфических качеств данного индивидуального стиля, а иногда и стиля литературной школы, но они ложатся и в основу структуры литературных подделок и методики литературных атрибуций. Эти же представления дают себя знать и в разных пародиях на стиль писателя, отражая понимание стиля этого писателя и собственные эстетико-стилистические воззрения пародиста. Само собою разумеется, что все эти явления социально-эстетической и художественно-речевой культуры должны быть соотнесены с научным историко-искусствоведческим, в том числе и историко-филологическим, исследованием стиля художника и его школы. Вместе с тем развивающиеся и углубляющиеся принципы осмысления и издания литературных текстов, содействуя их улучшению и уточнению, приближая их к авторизованным формам, иногда оказываются неспособными преодолеть все трудности адекватного воспроизведения или воссоздания текста и ведут к его искажениям и субъективным построениям.

Численное преобладание подделок, фальсификаций и мистификаций, текстовых искажений и разрушений в кругу стихотворных сочинений бесспорно. Однако и в области художественной прозы типы подделок и стилизаций очень многообразны. Особенно же многочисленны и разнообразны здесь виды стилистической деформации текста.

В. Афанасьев в рецензии на «Новое собрание сочинений А. И. Куприна»1 пишет: «В дореволюционную эпоху собрания сочинений Куприна выходили дважды — в издательстве А. Ф. Маркса (в виде приложения к журналу «Нива») и в «Московском книгоиздательстве». Качество этих изданий было весьма невысоко. И дело заключалось не только в том, что оба они были далеки от полноты, хотя первое из них и называлось «полным», но в том прежде всего, что материал в них был расположен безо всякой системы и последовательности: ранние слабые рассказы нередко соседствовали со зрелыми, значительными, некоторые ценные произведения вообще отсутствовали, в то время как было включено немало второстепенного и случайного. Самым же возмутительным было отношение издателей к текстам Куприна, печатавшимся крайне небрежно. Дошло до того, что в одном из томов собрания сочинений, выпускавшегося «Московским книгоиздательством», в качестве купринского произведения был напечатан рассказ М. Арцыбашева «Пропасть», проникнутый мистикой и пессимизмом, столь чуждыми жизнеутверждающему творчеству Куприна»2.
1 А. И. Куприн, Собр. соч. в шести томах, Гослитиздат, М, 1957 — 1958.

2 «Вопросы литературы», 1959, № 1, стр. 221 — 222

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   48


написать администратору сайта