проект. проекты-примерных-рабочих-программ-для-слабовидящих-обучающихся-. Проект комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и
Скачать 3.76 Mb.
|
1.Результаты освоения учебного предмета «Музыка» слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Личностные результаты. • овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками; • развитие любви к своей стране и городу (на примере музыкальных произведений); • развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей (на основе музыкальных произведений); • владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия; • развитие эстетических чувств. Предметные результаты. 1 уровень (минимальный). • проявлять интерес к музыкальному искусству и к музыкальной деятельности; • воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, понимать их настроение; • различать на слух песню, танец, марш; • соблюдать «установку слушателя»; • знать названия симфонического и народного оркестров; • знать названия симфонических инструментов и узнавать их по звучанию: скрипка, флейта, труба; • знать названия русских народных музыкальных инструментов и узнавать их по звучанию: балалайка, бубен; • различать профессиональную (композиторскую) и народную музыку; • воплощать образное содержание русской народной музыки в исполнительской деятельности: пении, играх, музыкально - ритмических и танцевальных движениях; • понимать образ Родины, образы ее героев – защитников; • рассказывать об особенностях родной природы, отраженных в музыке; • знать музыкальные коллективы: хор, оркестр; • знать произведения для детей П. И. Чайковского; • различать мелодию и сопровождение в песне; • различать части музыкального произведения: вступление, запев, припев, проигрыш, заключение; 542 • соблюдать при пении правильную певческую установку; • правильно передавать движение мелодии в диапазоне до 1 – до 2; • петь чистым, ясным и легким звуком, используя мягкую атаку; • уметь при исполнении песен героического характера не форсировать звучание; • петь знакомую мелодию и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него; • распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни; • петь с использованием динамических оттенков: форте и пиано; • уметь исполнять выученные песни ритмично, выразительно, сохраняя хоровой строй и хоровой ансамбль; • пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, деревянные ложки, барабан; • иметь представление о графической (плоско – печатной) нотной записи: нотный стан, счет линеек, ноты. 2 уровень (достаточный) • проявлять интерес к музыкальному искусству и к музыкальной деятельности; • воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, понимать их настроение, средства выразительности и изобразительности; • демонстрировать первоначальные навыки слушательской культуры; • определять жанр музыкального произведения и его характер: марши - торжественные, веселые, бодрые; танцы – плавные вальсы, подвижные польки, задорные народные пляски; • рассказывать о своих музыкальных впечатлениях, полученных как на уроке, так и во внеурочное время; • узнавать музыкальные произведения на слух самостоятельно или с помощью учителя, помнить их название и автора; • выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его героям; • знать названия и различать звучание симфонического и народного оркестров; • знать названия симфонических инструментов и узнавать их по звучанию: скрипка, виолончель, флейта, труба; • знать названия русских народных музыкальных инструментов и узнавать их по звучанию: балалайка, домра, рожок, бубен; • различать и сопоставлять профессиональную (композиторскую) и народную музыку; 543 • воплощать образное содержание русской народной музыки в исполнительской деятельности: пении, играх, музыкально - ритмических и танцевальных движениях; • понимать образ Родины, образы ее героев - защитников, иметь первоначальное представление о ее богатой, в том числе музыкальной, истории; • проявлять ценностное отношение к родной природе; • знать особенности родной природы, отраженные в музыке; • приближаться к осознанию своей этнической и гражданской принадлежности в процессе слушания и исполнения произведений профессиональной и народной отечественной музыкальной культуры; • знать музыкальные коллективы: хор, оркестр, ансамбль; • знать произведения для детей П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева; • знать наизусть 6 – 8 песен для сольного исполнения; • различать мелодию и сопровождение (аккомпанемент) в песне и в инструментальном произведении; • различать части музыкального произведения: вступление, запев, припев, проигрыш, заключение; • соблюдать при пении правильную певческую установку; • правильно передавать движение мелодии в диапазоне до 1 – до 2; • петь только с мягкой атакой, чистым, ясным и легким звуком; • уметь при исполнении песен героического характера не форсировать звучание; • пользоваться приемом распева - на один слог два звука; • петь знакомую мелодию и правильно артикулировать в сопровождении инструмента и без него; • иметь представление о способах исполнения произведения: плавное – легато, отрывистое – стаккато; • петь с использованием динамических оттенков: форте и пиано, усиление и ослабление звучности; • уметь правильно распределять дыхание при исполнении напевных песен; • уметь брать быстрый вдох при исполнении подвижных и отрывистых песен; • уметь исполнять выученные песни ритмично, выразительно, сохраняя хоровой строй и хоровой ансамбль; • уметь передавать выразительные и изобразительные интонации в процессе исполнения вокальных произведений; 544 • оценивать собственную музыкальную деятельность: «какой я исполнитель», «какой я слушатель»; • пользоваться приемами игры на ударных инструментах: бубен, маракас, деревянные ложки, барабан; • исполнять на металлофоне простые песни – попевки; • иметь представление о графической (плоско – печатной) нотной записи: нотный стан, счет линеек, скрипичный ключ, ноты; • иметь ознакомительное представление о графической (плоско – печатной) записи мелодии. Базовые учебные действия. Личностные БУД 1 уровень (минимальный) • осознание гордости за свою страну и российский народ через приобщение к отечественной музыкальной культуре; • наличие эмоционального отношения к музыкальному искусству; • наличие положительного отношения к музыкальным занятиям; • интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности. 2 уровень (достаточный) • осознание гордости за свою страну и ощущение своей сопричастности с ее обществом через приобщение к отечественной музыкальной культуре; • проявление эмоционального отношения к музыкальному искусству; • проявление элементарных эстетических представлений в процессе слушания и исполнения музыкальных произведений различных жанров; • устойчивое положительное отношение к урокам музыки; • осознание мотивов музыкально – творческой учебной деятельности; • наличие положительного отношения к окружающей действительности как к жизненной основе музыкальных произведений; • готовность к организации взаимодействия с окружающим миром и к его эстетическому восприятию; • выражение эмоционально – положительного отношения к себе и к окружающим людям; • выражение этических чувств доброжелательности, понимания и сопереживания героям музыкальных произведений в процессе восприятия музыки; 545 • наличие первоначальных навыков оценки результатов собственной и коллективной музыкально-исполнительской деятельности; • позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей; • стремление выразить себя в некоторых видах музыкально – творческой деятельности; • понимание значения музыки в собственной жизни; • осознание образа «Я» как члена социальной группы: семьи, класса, школы; • приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире в процессе познания музыкальной литературы и участия в музыкальной жизни класса, школы, города. Регулятивные БУД 1 уровень (минимальный) • адекватно воспринимать предложения учителя; • принимать учебную задачу; • принимать и соблюдать позицию слушателя и позицию исполнителя музыкальных произведений. 2 уровень (достаточный) • принимать и сохранять музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя; • строить свои действия в соответствии с учебной задачей; • корректировать свои действия с учетом допущенных ошибок; • понимать и соблюдать позицию слушателя и позицию исполнителя музыкальных произведений; • спокойно и адекватно воспринимать предложения и замечания учителя, товарищей, родителей; • использовать речевые средства для регуляции своего действия; • адекватно использовать с помощью учителя сохранные анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности на музыкальном материале. Познавательные БУД 1 уровень (минимальный) • умение спокойно и внимательно прослушивать музыкальное произведение от начала и до конца; • стремление понять настроение музыкального произведения; • стремление исполнять песню в соответствии с ее настроением; • желание слушать и исполнять музыку во внеурочное время. 2 уровень (достаточный) 546 • демонстрировать первоначальное овладение навыком смыслового прочтения содержания доступных музыкальных текстов (произведений); • осуществлять сравнение разных музыкальных произведений по заданным критериям: настроение, средства выразительности и изобразительности; • соотносить объемно – предметный иллюстративный материал и основное содержание музыкального произведения; • актуализировать, накапливать, расширять и уточнять полученные знания; • строить речевое высказывание в устной форме; • воспринимать образ «Я» как субъекта учебной музыкальной деятельности; • адекватно использовать компенсаторные способы деятельности для решения учебно – познавательных задач. Коммуникативные БУД 1 уровень (минимальный) • принимать участие в коллективном исполнении музыки; • прислушиваться к пению одноклассников; • стремиться оценивать собственное участие в коллективном исполнении музыки; • участвовать в обсуждении прослушанной музыки. 2 уровень (достаточный) • взаимодействовать с одноклассниками в процессе освоения разных видов коллективной музыкально – практической деятельности на уроке; • взаимодействовать с партнерами в системе координат «слабовидящий – нормально видящий», «слабовидящий - слабовидящий» в различных видах коллективной музыкально – практической деятельности вне урока; • пользоваться средствами речевого общения (монологическая и диалогическая речь); • уметь задавать вопросы в совместной с другими деятельности; • высказывать собственное отношение к прослушанной музыке; • учитывать мнения сверстников и взрослых людей, отличные от собственных; • уметь слушать собеседника; • осуществлять взаимный контроль в процессе выполнения учебной задачи; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • адекватно использовать компенсаторные способы деятельности для решения коммуникативных задач. 2.Содержание программы учебного предмета «Музыка и пение». 547 Содержание программы базируется на художественно – образном, нравственно – эстетическом постижении слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) музыкального искусства: фольклора, произведений композиторов – классиков, сочинений современных композиторов. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыки в ее связях с жизнью, разнообразия форм ее проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека. Музыка оказывает огромное воздействие на слабовидящих х обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса. Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся. Музыка помогает детям лучше узнать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, речи, памяти. Особенности развития данной группы обучающихся осложняются двумя первичными нарушениями здоровья - слабовидение, сочетающееся с интеллектуальной недостаточностью. Для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с такими ограничениями здоровья необходимо создать специальную образовательную среду. Музыкальное воспитание - это специально организованный педагогический процесс, являющийся составной частью коррекционно – развивающего образовательного процесса и представляющий из себя систему специальных условий, обеспечивающих достижение планируемых образовательных результатов. Музыкальное воспитание слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет большие коррекционно - воспитательные возможности: помогает самовыражению обучающихся, развивает эмоциональную отзывчивость, содействует приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, способствует преодолению неадекватных форм поведения и снятию эмоционального напряжения, корригирует отклонения в интеллектуальном развитии и нарушения звукопроизносительной стороны речи, расширяет возможности социальной адаптации. Комплекс специальных условий для обучения слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизиологического развития и состояния здоровья. 1) Организация учебного пространства кабинета музыки как доступной среды для слепых обучающихся. Критерии: - безопасность и постоянство предметно – пространственной среды; 548 - соблюдение светового режима согласно офтальмо – гигиеническим рекомендациям. 2) Обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия: - адаптация текстовых учебных пособий и дидактического материала к особенностям зрения слепых обучающихся (крупный шрифт, контрастный фон); - использование индивидуальных дидактических материалов и наглядных пособий, отвечающих особым индивидуальным образовательным потребностям обучающихся; - использование альтернативных форм предоставления учебного материала: аудиоматериалы, фонические материалы; - использование объемно – предметного иллюстративного материала. 3) Использование специальных приемов в обучении: прием игровых слов, прием поэтапного введения в мир музыкальных понятий, прием личностной ориентации, прием «тактильного» объяснения, прием «проживания жизненных ситуаций», прием установления музыкально – жизненных ассоциаций. 4) Использование специальных приемов организации учебно – познавательной деятельности на уроке: - введение специальных (пропедевтических) периодов в этапном построении урока; - использование упражнений для снятия зрительного напряжения и профилактики зрительного утомления; - индивидуальный режим зрительных нагрузок; - рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала; - координация темпа учебной работы с уровнем развития обучающихся, состоянием их зрительных функций. 5) Создание единого образовательного музыкально – развивающего пространства: учебная деятельность (урок), дополнительное образование (музыкальные кружки), внеклассная (классные и общешкольные праздники, концерты, фестивали) и внеурочная деятельность (музыкальные часы). Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Музыка в жизни человека. Значение музыки в жизни человека, ее влияние на настроение, состояние человека. Элементарное представление о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, мюзикл. 549 Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкально-поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры - драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине. Основные закономерности музыкального искусства. Элементы музыкальной грамоты. Различение характера музыкального произведения: веселый, грустный, спокойный, взволнованный и т. д. Распознавание динамических оттенков музыкальных произведений: очень тихо, тихо, умеренно, громко, очень громко. Различение на слух музыкальных темпов: очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро, - и их изменения в одном музыкальном произведении. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Музыкальная картина мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыкальные театры. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, аудиозаписи. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певчие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, народных инструментов. Содержательные линии реализуются через различные виды музыкальной деятельности. 1. Пение (хоровое и сольное пение). В музыкальном развитии слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пение является самым доступным видом музыкального исполнительства. Совершенствование певческих навыков способствует общему развитию обучающегося, становлению его личностных качеств, таких как отзывчивость и способность сопереживать чувствам, переданным в песнях, помогает формированию эстетического отношения к музыке, а через нее – к окружающей действительности. 550 Для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями) необходима детальная подготовка к восприятию новых песен: 1) выявление жизненной основы песни: знакомство с ее предметным содержанием, установление причинно - следственных связей между событиями песни и их последовательность; 2) беседа по стихотворному тексту. Полезно привлекать внимание детей к тому, как и какими словами говорится в песне о тех или иных событиях; 3) слушание песни. В сочетании с музыкальным сопровождением стихи приобретают новое, обогащенное звучание, вызывая у обучающихся интерес и желание активно участвовать в пении. 4) разучивание песни и работа над особенностями ее исполнения. При исполнении песен всем классом и индивидуально необходимо уделять внимание певческой установке, технике правильного дыхания, звукообразованию и дикции. Работа над дикцией является основной формой работы. Требования к певческому дыханию следующие: вдох спокойный, оптимальный, без поднятия плеч, бесшумный. Брать дыхание рекомендуется через нос или через нос и рот одновременно. Обучающиеся должны знать наизусть несколько песен, уметь их петь хором, в составе ансамбля и сольно (возможно с помощью учителя). При выборе репертуара учитель ориентируется на возможности класса, общий речевой и интеллектуальный уровень. Подбираются песни о природе, окружающей действительности. Мелодии выбираются простые по форме, короткие по содержанию, с понятным текстом, небольшим диапазоном (до 1 – до 2) и удобной тональностью, в медленном и среднем темпах. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня – основа формирования вокально – хорового репертуара классного хора. Требования к вокально – хоровому репертуару: • музыкальное произведение соответствует исполнительскому уровню обучающихся; • музыкальное произведение доступно и понятно по содержанию; • музыкальное произведение имеет художественную ценность; • содержание музыкального произведения ориентировано на формирование базовых национальных ценностей; • содержание музыкального произведения соответствует возрасту обучающихся. Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить 551 полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем с удовольствием возвращаться к их исполнению. 2.Слушание музыки. Это специфический вид музыкальной деятельности, способствующий развитию и совершенствованию личности. Слышать музыку - значит не только эмоционально непосредственно откликаться на неё, но понимать и переживать её содержание, хранить её образы в своей памяти. Для полноценного осознанного восприятия музыкального произведения важным является создание благоприятных условий для слушания музыки: создание атмосферы концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания обучающимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала в средней школе.. Обучающихся знакомят с доступными их пониманию художественными образцами народной, классической и современной музыки, развивают у них способность адекватно и эмоционально реагировать на звучание музыки, чувствовать ее настроение, формируют умение запоминать и узнавать знакомые мелодии, связывать музыку с предметами и явлениями окружающего мира, знакомят со средствами музыкальной выразительности, развивают способность воспринимать музыку осмысленно, формируют эстетические чувства и переживания, учат выражать свое отношение к музыке. Отбирая музыкальный репертуар, педагог учитывает особенности психического развития слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): неустойчивое внимание, эмоциональную неуравновешенность, повышенную утомляемость, - и особенности познавательной деятельности: узкий круг представлений о мире и человеке, снижение объема и глобализация восприятия. Музыкальные произведения для слушания должны быть небольшие по объему и доступные по содержанию. Музыкальные образы должны быть яркими, четкими и понятными, связанные с их интересом и бытом. Музыка для слушания должна отличаться чёткой и ясной структурой, простотой музыкального языка, элементарной гармонией, выразительными мелодическими оборотами, наличием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов. Полезно обращаться к знакомому музыкальному материалу, так как при восприятии знакомой музыки у обучающихся возникает чувство удовольствия, желание вновь и вновь прослушать ту или иную пьесу. 3.Игра на музыкальных инструментах. Игра на детских музыкальных инструментах один из видов коллективной исполнительской деятельности. Её назначение на уроке - 552 способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей, обогащать художественный опыт, развивать интерес к исполнительской деятельности. При этом важно эмоциональное отношение обучающихся к музицированию, восприятие звучания отдельных инструментов и усвоение приёмов игры. Элементарное музицирование значительно активирует ритмическое чувство, которое развивается в процессе исполнения ритмических аккомпанементов к вокально – хоровому репертуару и произведениям для слушания. Целесообразно применять ударные шумовые инструменты: бубен, треугольник, деревянные ложки, барабан, маракасы, металлофон. Репертуар основывается на народных песнях и танцах, произведениях композиторов – классиков и современных авторов. Музицирование обучающихся предполагает ансамбль с аккомпанементом педагога. 4.Музыкально-ритмические движения. Выражение образного содержания музыки через индивидуальные и коллективные ритмические движения.Самая привлекательная для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) форма музыкально-ритмических движений – это игра. Музыкальные игры — один из наиболее активных видов музыкальной деятельности детей, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей. В ходе музыкальных игр дети в наиболее доступной и интересной для них форме усваивают программные требования по развитию музыкально-ритмических движений. В музыкальных играх дети учатся двигаться, соблюдая ритмическую структуру музыкального сопровождения, учитывая темп музыки и другие ее выразительные средства при переходе с одного вида движений на другой, подбирают движения, адекватные музыке и т. д. Они создают выразительные образы в соответствии с характером музыкального звучания. Среди музыкальных игр выделяют игры образного характера, в которых обучающиеся передают образы различных животных, птиц, сказочных персонажей; изобразительно- имитационные игры, в которых воспроизводятся различные виды игровых, бытовых и трудовых действий; игры с воображаемыми предметами; музыкальные игры с правилами. 5.Элементы музыкальной грамоты. Этот раздел содержит элементарный минимум знаний. Главное в младших классах – это дать понятие о высоте, звука, силе и длительности звучания, элементарные сведения о нотной записи. Музыкальная грамота должна стать не целью, а средством познания музыки. Главная задача педагога – придать всем видам музыкально – педагогической работы со слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) эмоциональную привлекательность. Участие обучающихся в музыкально - художественной деятельности дает им нравственный и |