рпрп. Сборник ЕЧ-2021 Педагогика. Т. И. Шукшина, доктор педагогических наук, профессор отв ред Ж. А. Каско, кандидат педагогических наук, доцент
Скачать 4.47 Mb.
|
МАСКАЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА студентка филологического факультета ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, maskaeva.s@list.ru КАСКО ЖАННА АГАСИЕВНА кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, Ключевые слова игра, игровые технологии, игровая деятельность, имитационная игра, учебно-воспитательный процесс, обучение, воспитание, учебный процесс, коммуникативные навыки, литература. Аннотация:В данной статье приводится анализ применения игровых технологий в образовательном процессе. Обозначаются преимущества игры, способствующей развитию как познавательных, таки интеллектуальных способностей обучающихся. Описываются примеры применения игровых технологий на уроках родной (мокшанской) литературы. THE USE OF GAME TECHNOLOGIES IN THE LESSONS OF NATIVE (MOKSHANSKAYA) LITERATURE IN HIGH SCHOOL MASKAYEVA SVETLANA ALEXANDROVNA Student of the Philology Faculty, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia KASKO ZHANNA AGASIEVNA candidate of pedagogy, associate professor of the department of pedagogy, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia Key words: game, game technologies, game activity, simulation game, educational process, training, education, educational process, communication skills, literature. Abstract: this article provides an analysis of the use of game technologies in the educational process. The advantages of the game, which contributes to the development of both cognitive and intellectual abilities of students, are indicated. Examples of the use of game technologies in the les- sons of native (Moksha) literature are Особое место среди педагогических технологий, способствующих развитию познавательной деятельности учащихся, занимают игровые технологии, включающие в себя достаточно обширную группу приемов и методов организации учебного процесса. Игровые ситуации, создающиеся на уроке, являются активным средством стимулирования обучающихся к учебной деятельности. В отличие от игр, педагогические игры обладают конкретно поставленной целью обучения и соответствующими педагогическими результатами, характеризующимися познавательной направленностью [2, с. 15]. Игровая деятельность, осуществляемая в образовательной сфере, способствует развитию у детей таких ценных качеств, как самоконтроль, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность, настойчивость и т. д. Для полного исследования проблемы эффективности использования игровых технологий в учебно-воспитательном процессе необходимо в первую очередь раскрыть содержание понятия игра. В педагогическом словаре игра понимается как прием, метод, форма педагогической деятельности, направленная на воссоздание и усвоение жизненного опыта [5, с. 58]. В игре отражаются нормы человеческой жизни, подчинение которыми способствует интеллектуальному, нравственному и эмоциональному развитию личности. Согласно мнению философа и методолога Г. П. Щедровицкого, игра характеризуется как деятельность, в процессе которой происходит усвоение разнообразного содержания и развитие психики со- циално-педагогическая форма организации всей детской жизни [7, с. 75]. Сточки зрения Г. К. Селевко, игра истолковывается как вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта, где складывается и совершенствуется самоуправление поведением. [3, с. 30]. Данная позиция в нашей работе наиболее интересна. Изучением проблемы игровой деятельности занимались такие отечественные педагоги и философы, как ДБ. Эльконин, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн и др. ДБ. Эльконин, называя игру арифметикой социальных отношений, трактовал ее следующим образом вид деятельности, входе которой создаются формы взаимосвязи между субъектом и объектом, с. 123]. Анализ игровой теории представлен в работах таких исследователей, как М. Борна, Н. Воробьева, Г. Клауса, М. Люшера, Ф. Фребеля, А. Эйнштейна и др. Исследование филосовских аспектов игры производится в работах И. Герасимова, Н. Т. Казаковой, ПЛ. Лаврова, Ю. М. Лотмана, Г. В. Плехано- ва, С. Смирнова, ЭВ. Соколова, В. И. Устименко, Г. П. Щедровицкого [2, с. 18]. В трудах В. Вундта, Л.С. Выготского, К Гросса подробно отражены психологические аспекты игры. Также особенности педагогических игр охарактеризованы в работах Р. И. Альбетковой, Т. Г. Кучиной, ЕМ. Болдыревой, Ю. М. Шаповаловой, А. М. Леденева. Вопрос о связи игры с трудом наиболее полно отразился в статьях АС. Макаренко. Согласно его мнению, только та игра является целесообразной, в которой ребенок мыслит, преодолевает сложности, активно работает [4, с. 289]. Так, игры имеют большое значение в воспитании, обучении и развитии обучающихся. Они выполняют коррекционные функции, давая возможность робким учащимся преодолеть свою нерешительность и комплексы. Игровые технологии активизируют мышление, воображение учащихся, повышают их самостоятельность. Также в процессе игровой деятельности активизируются и коммуникативные навыки, что обуславливает социальную значимость игры. Использование игровых технологий на уроках родной (мокшанской) литературы способствует устранению ряда трудностей, которые связаны с запоминанием теоретической информации, вести изучение материала на уровне эмоционального осознания, что непосредственно влияет на формирование у учащихся познавательного интереса к изучаемому предмету. В учебном процессе игровая деятельность может применяться как самостоятельная технология для освоения темы, раздела учебного предмета или как элемент более обширной технологии в качестве урока или его части [2, с. 16]. Немаловажным является и то, что применение разных видов педагогических игр на уроке способствует решению как учебно-развивающих задач, таки создает предпосылки для развития творческой личности. Однако прежде чем включить игровую технологию в учебно-воспитательный процесс, педагог должен определить какой художественный материал целесообразнее изучать с применением данной технологии каким образом связать игру с другими способами воспитания какой вид игровой технологии выбрать и т.д. Отметим, отличительной особенностью игры является отсутствие обучаемого лица и источника знаний. Личность, обучаясь входе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. Игровое обучение непринужденно, в большей степени добровольно. Процесс обучения производится как в форме монолога, таки в форме диалога [2, с. Использование игровых технологий в учебном процессе имеет ряд преимуществ. Входе игры активизируются когнитивные процессы обучающихся внимание, мышление, воображение и т. д, формируются коммутативные навыки, умение работать в группе, развиваются организаторские способности. Сочетаясь с другими педагогическими технологиями, игры повышают эффективность образования. Существенным недостатком применения игровых технологий в процессе воспитания является концентрирование внимания обучающихся на игровых действиях, а не на содержании материала. Так, педагог на этапе разработки игры должен логически правильно составить учебный материал, который не должен быть однообразным. Игровая деятельность должна вызывать положительные эмоции обучающихся, быть средством постоянного обогащения знаний и способностей. Целесообразней применять игровые технологии на уроках родной (мокшанской) литературы на этапе проверки домашнего задания. Ибо создание на уроке неформальной обстановки способствует раскрытию у учащихся творческого и умственного потенциала, позволяет реализовать навыки, полученные в период обучения. Данная технология делают занятие необычным, содержательными интересным. Приведем пример использования имитационной игры на этапе проверки домашнего задания по творчеству М. Бебана: Рассмотрим работу телевизионной команды, занимающейся продвижением творчества выдающихся мордовских поэтов и писателей. Учащиеся будут выступать ведущими, корреспондентами и редакторами программы. Преподаватель непосредственно перед учащимися ставит цель перевести стихотворение М. Бебана «Листь, заря тяштенязе, листь» на русский язык, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Текст для работы может быть следующим Листь, заря тяштенязе, лиссть Тон апак учсек туть и афи пращать мархтон, А латцеме – мон ильхтемот ки лангс лисян. Тон туть – и васта аф муян, най пичедаян: Мондеень-арам, кати-мезень юмафтонь. Мондеень-арам, заря тяштенязень прафтонь, И менельсь велькссон шобдалгодсь, а мон кисан, Да пелян эрьгодян да кизень аф мусан Веть пачка тоньфтемот. А муворсь тянкса аф тон. Деряй тон муворат, мес мазыят мянь вельф?! Деряй тон муворат, мес седиезень нельгить! Тонь лацот нинге киньге (пежеть!) ашень кельге, Да мзярдовок иля аф ули лацот келькф! Листь, заря тяштенязе, менелезень вельхксс – Туян тонь вешендемот валдоняцень мельге [6, с. 250]. После чего преподаватель предлагает ответить наследующие вопросы. 1. Какую проблему затрагивает автор в данном стихотворении 2. Какие фигуры речи использует Бебан для передачи общей атмосферы стихотворения 3. Какими чувствами проникнут лирический герой 4. В чем кроется причина его печали Найдите и зачитайте из произведения. 5. Как вы понимаете строки «Мондеень-арам, заря тяштенязень прафтонь, и менельсь велькссон шобдалгодсь, а мон кисан»? Безусловно, достоинством приведенной имитационной игры, применяемой на уроке родной (мокшанской) литературы, является стимулирование обучающихся к учебной деятельности, получение ими профессиональных знаний, а также выработка ценных качеств самоконтроль, сообразительность, внимание. Отметим и социокультурное назначение приводимой игры, оказывающей целенапраленное воздействие на становление личности обучающегося, освоение им знаний и ценностей, присущих обществу. Подчеркнем использование игровых технологий на уроках литературы способствует оптимальному и эффективному использование урочного времени. Игровые действия вызывают положительное отношение обучающихся к выполняемой работе, способствуют снижению утомления, улучшают работоспособность учеников. Так, важным средством формирования познавательной, творческой и интеллектуальной активности учащихся является проведение блиц-игр. В педагогике блиц-игры представляют собой кратковременное игровое взаимодействие в процессе обучения, которое направлено на проверку или закрепление знаний [1, с. 12]. Блиц-игра содержит в себе признаки таких форм активного обучения, как штурм, деловая игра и т. д. Рассмотрим пример использования блиц-игр на этапе закрепления изученного материала Педагог раздает учащимся карточки, в которых необходимо ответить на предложенные вопросы, по изученному материалу. Задача обучающихся - за малый промежуток времени выполнить задание. Вопросы для работы могут быть следующими. 1. Азость, мезе стамсь стихотворениясь? (ритмичнайста серматф корхтама) 2. Кода мярьгихть стихотворениянь сермадомань тевти? (стихосложения) 3. Кода лемдевихть стихне, конат серматфт рифмафтома? (акша стихт) 4. Кодама сембода васьфневи размерхне сувайхть силлабо-тоническяй стихосложенияти? (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) Достоинством приведенной технологии является то, что процесс ее разработки прост, проведение охватывает малый промежуток времени, а сама игра результативна в воспитательных и обучающих целях. Подводя итог всему вышесказанному, сделаем вывод игра является уникальной формой обучения подрастающего поколения. Игровые технологии активизируют воображение, мышление, память обучающихся, формируют их творческие и коммуникативные навыки. Игра вносит заинтересованность в учебный процесс, делает его интересными увлекательным. В процессе игровой деятельности происходит прочное усвоение учебного материала. Список использованных источников 1. Евплова, Е. В. Блицигры, или Как сделать учебный процесс интересным / Е. В. Евплова // Начальная школа плюс Дои После. – 2011. – № 11. 2. Зайцев, В. С. Игровые технологии в профессиональном образовании : учебно- методическое пособие / В. С. Зайцев. – Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2019. – 23 с. 3. Лебедева, С. А. Игра и еѐ развитие у детей / С. А. Лебедева. – Шуя : Весть, 2007. – 44 с. 4. Макаренко, АС. Игра / АС. Макаренко // Сочинения. Т. 4. – Москва, 1967. – С. 373–383. 5. Педагогика досуга терминологический словарь / сост. ОН. Хахлова. – Уфа : Изд- во БГПУ, 2007. – 88 с. 6. Родная литература. 9 класс : учебное пособие для общеобразоват. организацият- ненди : на мордов.-мокша яз. / сермадысь-кочкайсь Е. И. Азыркина. – Саранск : Мордов. кн. изд-вась, 2018. – 352 с. 7. Сиденко, А. Игровой подход в обучении / А. Сиденко // Народное образование. – 2000. – № 8. – С. 134. 8. Эльконин, ДБ. Психология игры / ДБ. Эльконин. – Москва : ВЛАДОС, 1999. – 141 с. УДК 372.878 ББК 85.31 ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, olga-curan@yandex.ru УСТИНОВА АННА ДМИТРИЕВНА студентка факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, Ключевые слова творческая активность обучающиеся старших классов урок музыки. Аннотация Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования творческой активности обучающихся старших классов. Выделены критерии и показатели уровня сфор- мированности творческой активности у старшеклассников. Приведены результаты диагностического исследования творческой активности старшеклассников. DIAGNOSTICS OF THE FORMATION OF CREATIVE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES MILITSINA OLGA VIKTOROVNA candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of art and music education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia USTINOVA ANNA DMITRIEVNA student of the Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia Key words: creative activity; high school students; music lesson. Abstract: The article is devoted to the problem of the formation of creative activity of stu- dents of the senior classes. The criteria and indicators of the level of formation of creative activity in high school students are highlighted. The results of a diagnostic study of the creative activity of high school students are presented. Одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях занимает проблема формирования творческой активности учащихся в процессе обучения. От ее решения в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку творческая деятельность (творческая активность) является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством ее оптимизации. Известно, что предметы искусства обладают большим потенциалом как- тивизации у школьника учебной и творческой деятельности, формируют у него устойчивое эмоционально-эстетическое отношение к действительности. Однако на практике наблюдается проблема с поддержанием на уроке активной познавательной деятельности старших школьников, сложности с повышением мотивации учения на уроках музыки. Поиск эффективных путей развития творческой активности на уроках музыки у обучающихся старших классов составил проблему нашего исследования. Нами был проведен анализ понятия творческая активность в трудах ведущих ученых Е. А. Ануфриева, Ю. Б. Борева, Л. С. Выготского, АН. Леонть- ева, АИ. Лиловой, А. К. Марковой, В. Л. Хайкина, Г. И. Щукиной и др. Вис- следованиях указывается, что активность – это способность преобразовывать что-либо в мире, которая развивается в результате имеющихся у человека духовных и материальных богатств и которая выражается в творчестве. Например, В. Л. Хайкин считает, что творческая активность в процессе обучения представляет собой высший уровень познавательной активности, характеризующийся стремлением личности к преодолению привычных норм и способов действий. Творческая активность проявляется в готовности учащихся к самосовершенствованию, самостоятельности и инициативе входе решения учебно-творческих задач, в создании нового продукта деятельности [3, с. 51]. Активность человека целиком зависит от его внутренней мотивации, оттого, как человек к ней относится. Для формирования творческой активности очень много значит именно мотивационная составляющая. Ученые, пытаясь дать определение творческой активности, как правило, подчеркивают комплексный, интегральный ее характер. Так, по мнению В. С. Безруковой, сущность творческой активности определяется как интегральное качество личности, которое выражается в целенаправленном единстве мотивов, потребностей, действий, интересов и проявляется в виде высокого уровня ее индивидуальной преобразовательной деятельности [4, с. 41]. В исследованиях Л. Н. Шульпиной под творческой активностью понимается устойчивое интегральное качество личности, проявляющееся в целенаправленной цельности потребностей, мотивов, интересов и действий, характеризующееся осмысленным поиском творческих ситуаций [5, с. 44]. Изучение сформированности творческой активности обучающихся старших классов на уроках музыки потребовало разработки диагностического аппарата. В исследовании были определены следующие критерии и показатели сформированности творческой активности обучающихся старших классов на уроках музыки. 1. Степень участия в познавательных процессах – познавательная активность. Потребность в общении с музыкальным искусством мотивы поведения и деятельности во взаимодействии с музыкой. 3. Творческие способности (творческое воображение. На основании выделенных критериев и показателей были определены уровни сформированности творческой активности обучающихся старших классов на уроках музыки. Обучающиеся, находящиеся на высоком уровне сформированности творческой активности, активно и с творческим интересом проявляют себя на уроках музыки и во внеурочной деятельности, обладают развитыми мотивами музыкальной деятельности, сценически выразительны и общительны. Средний уровень продемонстрировали обучающиеся, у которых наблюдается проявление творческого интереса на уроках музыки и во внеурочной деятельности, ноне всегда выполняет поставленные учителем. Испытуемые обладают достаточно развитыми мотивами музыкальной деятельности, однако сценически недостаточно выразительны и общительны. Низкий уровень характеризует детей с низкой активностью и степенью интереса к урокам музыки и внеурочной музыкальной деятельности, у них отсутствуют адекватные мотивы музыкальной деятельности, сценически невыразительны Констатирующий эксперимент по выделенным выше критериями показателям осуществлялся на уроках музыки в МОУ «СОШ № 8» г. Рузаевка в 7 А классе в количестве 22 учащихся (табл. 1). Таблица 1 Диагностические методики выявления уровня творческой активности Методики Цель Методика Задай вопрос Цель определить уровень познавательной активности детей. Опросник Музыкальные предпочтения Цель определить уровень потребности в общении с музыкальным искусством и выявить мотивы поведения и деятельности старших подростков во взаимодействии с музыкой. Мини-сочинение по прослушанному музыкальному произведению и публичное сценическое обыгрывание текста Цель выявить уровень творческого воображения учащихся на основе слушания музыкального произведения Итоги и результаты комплексного анализа данных, полученные при проведении всех методик, представлены в виде диаграммы, на которой отражены уровни сформированности творческой активности (рис. 1). Рис. 1 Результаты диагностики показали, что у большинства обучающихся (77 %) средний и низкий уровень сформированности творческой активности. Ребята, находящиеся на данном уровне, проявляют интересна уроках музыки, однако не всегда могут решить поставленные учителем задачи, описать образы, возникающие при прослушивании произведений и отразить их в двигательной пластической драматизации, увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыкального произведения меняется характер пластического жеста. 0 2 4 6 8 10 12 14 Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Уровни сформированности творческой активности У 23% испытуемых выявился высокий уровень сформированности творческой активности. Обучающиеся, находящиеся на данном уровне, активно и с творческим интересом проявляют себя на уроке, проявляют инициативу в работе, материал усваивают на высоком уровне, мотивированы к занятиям. Сцени- чески выразительны при передаче эмоционально-образного в движениях, точны и красноречивы в письменном выражении мыслей и эмоций от прослушанного. Полученные результаты диагностики позволяют спланировать и скорректировать работу по дальнейшему развитию творческой активности старшеклассников. Мы считаем, что дальнейшая работа на уроках музыки должно опираться наряд условий осуществление педагогической поддержки, предполагающей выстраивание индивидуальной музыкально-образовательной траектории ученика вариативность содержания обучения, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся, обучение на основании индивидуальных склонностей организация активной работы учащихся в группах, позволяющей самостоятельно, критически мыслить, приобщаться к музыкально-практи- ческой деятельности. Список использованных источников 1. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск : Хар- вест, 1998 – 301 с. 2. Пархоменко, В. П. Творческая личность как цель воспитания / В. П. Пархоменко. – Минск, 1994. – 159 с. 3. Хайкин, В. Л. Феномен активности в развитии личности : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук 19.00.13 / В. Л. Хайкин. – Москва, 2001. – 412 с. 4. Безрукова, В. С. Педагогика : учебник / В. С. Безрукова. – Екатеринбург : СИПИ, 1994. – 340 с. 5. Шульпина, Л. Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 13.00.01 / Л. Н. Шульпина. – Москва, 2003. – 142 с. 6. Нефедьева, Н. Н. Философские и психолого-педагогические основы развития творческой активности личности школьника / Н. Н. Нефедьева // Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ. Герцена. – 2008. – № 54. – С. 399–419. УДК 373.2 ББК 74.10 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА |