материалы конф2014. Т. В. Артемьева Рецензент канд псих наук, доцент
Скачать 4.21 Mb.
|
учителя-логопеда с детьми с ЗПР ОНР III уровня technology in correctional teacher-speech therapist with children with mental retardation general underdevelopment of speech level III Валитова ИЗ студентка курса кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета Научный руководитель Нигматуллина И.А., к.пед.наук, доцент Россия, г. Казань На сегодняшний день БОС завоевал широкую популярность в качестве инновационного метода восстановительной медицины, который помогает организму работать правильно и полноценно, восстановить его утраченные и укрепить существующие функции. Метод биологической обратной связи (БОС) — это передача человеку дополнительной, непредусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме (тем самым сохраняя и укрепляя свое здоровье) и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии [4]. Каждое занятие с использованием компьютерной технологии является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных 113 средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностями образовательным потребностям ребенка [2]. Современные технологии, в частности, метод биологической обратной связи (БОС) делают эту помощь более эффективной. Одной из задач коррекции речи с помощью метода биологической обратной связи БОС) является формирование нового типа дыхания, с хорошим длинным выдохом, сч тко выраженной максимальной величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС). Так как для формирования свободной плавной интонированной речи рабочим становится только выдох, работа с учащимися начинается с обретения устойчивого навыка диафрагмально- релаксационного типа дыхания [3]. Логотерапевтический комплекс БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психоэмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. Система включает в себя компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразователь биоэлектрических сигналов, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно - коррекционно - оздоровительные методические рекомендации [6]. Работа с программойпроводится при непрерывном контроле процесса дыхания и сердечной деятельности детей. Ребёнок осваивает основной компонент речи – диафрагмально-релаксационный тип дыхания и удлинённый выдох. Речевой материал произносится на выдохе, на снижении частоты сердечных сокращений. Используя диафрагмально-релаксационный тип дыхания, ребёнок поэтапно отрабатывает произношение звуков, слогов, слови целых фраз постепенно переходя к свободной, плавной, интонированной речи. Компьютерный тренажер помогает выработать ребёнку правильный навык речи, избавится от её нарушений, а также снизить риск возникновения заболеваний, связанных с высокими психоэмоциональными нагрузками вовремя речи. Затем новый, совершенный навык речи используется человеком в повседневной жизни без усилий и с минимальными физиологическими затратами. Лечение по методу БОС проводится в виде специальных тренировок. Входе сеанса приборы и компьютерные комплексы БОС регистрируют у пациента физиологические показатели (параметры) работы какой-либо функциональной системы организма или органа и отображают полученную информацию в доступной форме, например, в виде зрительных и слуховых сигналов обратной связи Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению A. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. Поэтому так важна роль дыхания как пускового механизма вначале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике [1]. Для детей с ЗПР ОНР III уровня это особенно актуально, так как постановка правильного дыхания значительно облегчает работу по развитию речи. Диагностика дыхания проводилась в ЦППРИК Росток г. Казани с помощью комплекса БОС НПФ «Амалтея» среди детей с ЗПР ОНР III уровня 5-6 лет. Основная цель диагностики заключается в выявлении особенностей дыхания детей ЗПР ОНР III уровня. Диагностика проходила в октябре 2014 года, индивидуально с каждым ребенком. Перед 114 диагностикой с каждым ребенком был налажен контакт и знакомство с аппаратурой для устранения волнения или страха передним. Анализ полученных результатов проводился сразу же после проведения диагностики. В диагностике участвовали 8 детей (5 мальчиков и 3 девочки В течение сеанса диагностики ребенок сидел с подключенными датчиками и дышал ровным спокойным дыханием, которым привык пользоваться в повседневной жизни. В результате диагностики было выявлено, что у всех детей было нарушено дыхание. Причем у девочек диаграмма скачкообразная, с острыми концами, и частая (Риса у мальчиков наоборот, приближено к норме, с закругленными концами, и волнообразная, но дыхание поверхностное (Рис. 1). Рис Рис Результаты эксперимента представлены в таблице 1. Обработка результатов диагностики проводилась по таблице Сметанкина, с помощью которого получили результат взаимосвязи величины ДАС, возраста и функциональных резервов человека. Таблица 1 Имя ребенка Максимальный пульс на вдохе Минимальный пульс на выдохе Величина разницы пульса на вдохе и выдохе в минуту Оценка по таблице Сметанк ина Айнур 120 101 19 3 Богдан 100 80 20 3 Влад 110 92 18 Егор 105 94 11 Арина 112 84 28 Ислам 119 98 21 Света 105 93 12 Эмилия 110 74 36 Таким образом, было выявлено, что среди детей с ЗПР ОНР III уровня только у 1 ребенка, по таблице Сметанкина, дыхание соответствует норме, но страдает качество Рис. У остальных детей неправильное функциональное дыхание, несоответствующее их возрастной норме, в которой страдает как качество, таки количество величины разницы пульса на вдохе и выдохе в минуту и требуется работа по ее формированию. 115 Литература 1. Валеоцентр г. Тула. Интернет-ресурс:http://www.valeocentre.ru/07.html 2. Гражданкина НА, Елисеева Т.В., Керина Е.А. и т.д. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/articles/614424/. 3. Комиссаренко А.Статья из сборника материалов й региональной научно - практической конференции с международным участием, посвященной Году истории в Российской Федерации «Молодёжь ХХI века шаг в будущее. Роль лекотеки в развитии особенных детей. – М, 2012. 4. Нигматуллина И.А., Валитова ИЗ. Коорекция речи и функционального состояния человека с применением метода БОС по максимальной дыхательной аритмии сердца. Материал Второй международной научно-практической конференции, - К 2014 . 5. Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно- дошкольных учреждениях- Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно- дошкольных учреждений- СПб., 2003. 6. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. – СПб., 2005. Использование инновационной технологии дидактического синквейна в работе с детьми общим недоразвитием речи для развития лексической стороны речи use of innovative technologies didactic cinquain in working with children with General speech underdevelopment to development of the lexical part of speech. Василова Ф.Ф., студентка 4 курса кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета Научный руководитель Болтакова НИ ст. преподователь Россия, г.Казань Правильная речь является очень важным для развития ребенка. Она является одной из основ его социальной адаптации. Поэтому устранение нарушений речи необходимо проводит в более ранние сроки развития. Эффективность устранения нарушений речи определяется во многом от развития логопедии как науки. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей разных возрастных групп. Также используются различные инновационные технологии для обучения детей с различными речевыми нарушениями. Инновационные технологии предполагают новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, помогая тем самым логопеду в работе. Это может быть различные технологии для развития устной и письменной речи. Инновационные методы воздействия принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают максимально достигнуть успеха в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. В логопедической практике накоплено достаточно большое количество методик, научных трудов и статей, которые помогают коррекции речевых нарушений у школьников. Но принята новая попытка создания практического материала для данной нруппы детей. Это объясняется тем, что 116 Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий , многие из которых очень эффективно используются в коррекционной работе 2. Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным описывающими охватывающим весь коррекционный процесс У каждого специалиста должна быть возможность быстрого подбора нужной методики Одним из таких методов развития речи ребенка, который позволяет получить быстрый и хороший результат является использование дидактического синквейна.[1] Синквейн- это пять нерифмованных строк, имеющий форму стихотворения. Синквейн» в переводе от французского языка означает пять строк».Эта технология универсальна Целью синквейна является то, чтобы ребенок добился более глубокого осмысления вопроса, умел кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему. Синквейн был создан американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Его слоги в словах подчиняются определенным правилам. В отечественной педагогике синквейн стал внедрятся с концах г, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. В наше время существует множество синквейнов. Для логопеда важным является дидактический синквейн. Дидактический синквейн отличается от других видов синквейна тем, что он имеет иное строение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризирует смысловая и синтаксическая заданность каждой строки. Составление дидактического синквейна требует от ребенка умение находить в информированном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их сформулировать. Использование синквейна на занятиях логопеда помогают актуализировать и обогащать словарный запас ребенка. Уточнение усвоение содержаний понятий дает возможность логопеду оценить уровень усвоения пройденного материала по лексической теме, также способствует развитию их психологических функций. Для того чтобы дошкольник правильно составлял синквейн он должен иметь достаточно развитый словарный запас в рамках пройденной темы, уметь классифицировать предметы по признакам, также различать понятия «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», научиться понимать и правильно задавать вопросы, согласовывать слова в предложения и правильно оформлять свои мысли в виде предложений. К основным правилам составления дидактического синквейна относятся следующие - первая строка включает одно слово- слово предмет, которое отражает главную идею - вторая строка- два слова, слова- признаки, которые характеризуют предмет - третья строка- три слова, слова-действия, которые описывают действие в рамках темы - четвертая строка- фраза из нескольких слов, которые показывает отношение автора к теме - пятая строка- слова, которые отражают сущность темы. Это может быть одно слово. Вот представлен пример составления синквейна: 1. Яблоко 2. Румяное, сочное 3. Грызть, чистит, мыть 4. Яблоко очень полезное. 5. Фрукт Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи 117 В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением. Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. [6] Нужно сказать, что умение сочинять дидактический синквейн требует от ребенка определенной подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Дошкольники, умеющие писать, могут сами составлять синквейны. Если ребенок не владеет навыками письма, то можно предложить ему нарисовать этот рисунок и потом дома с родителями составить к нему синквейн. Также можно предложить дошкольникам, используя готовый синквейн составить рассказ о предметы. Очень полезным является составление синквейна для закрепления изученной лексической темы Таким образом, можно сказать что использование в своей коррекционной работе логопедом дидактического синквейна имеет положительное воздействие на развитие речи, а также хорошему усвоению и закреплению лексической темы для детей с ОНР. У детей при этом идет обогащение словарного запаса, их речь становится более богаче и ярче. Литература 1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Изд-во: Феникс, 2011. – 126 с. 2. Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал Логопед №5, 2005. – 74 с. 3. Седина Л.Б Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по обогащению словарного запаса из сборника Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики исследование и практика»-Казань выпуск 8. 4. Интернет-ресурс: http://fortee.ru/2013/04/11/didakticheskij-sinkvejn/ 5. Интернет-ресурс: http://cinquain.ru/vidy-sinkvejnov-s-primerami/ 6. Интернет-ресурс: http://logopedelena.ucoz.ru/index/tekhnologija_sinkvejn/0-84 Исторические аспекты использования музыкально-ритмических занятий в коррекционной работе aspects of musical-rhythmic classes in correctional work Власова Е.А. студентка кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ Покровская Ю.А. старший преподаватель кафедры логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ Россия,г.Москва Вначале века во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Её создателем был швейцарский педагоги музыкант Эмиль Жак- Далькроз (1865-1950). При помощи сочетания ритма, музыки и движения он решал задачу « воспитания ритма при помощи ритма, а затем, используя специально подобранные 118 упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Дальнейшее развитие система Жак-Далькроза получила в работах его учеников и последователей. Большая заслуга в этом принадлежит Н.Г. Александровой и В.А. Гринер. В е годы в нашей стране из большого раздела музыкально-ритмического воздействия выделяется лечебная ритмика, которая была введена в систему лечения нервнобольных (В.А. Гиляровский, В.А. Гринер). Но так как в системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, в логопедических учреждениях формируется особое направление-логопедическая ритмика, как одно из самостоятельных средств коррекционного обучения в сочетании с музыкально- ритмическими упражнениями. Первоначально она использовалась в работе с заикающимися дошкольниками (В.А. Гиляровский, НА. Власова, В.А. Гринер, Ю.А. Флоренская, НС. Самойленко, Е.Ф. Рау, Е.Ф. Шершнева и др. В.А. Гринер подчеркивала, что коренное отличие логопедической ритмики от методики ритмического воспитания состоит в том, что в упражнениях особое внимание уделяется слову. Первым учебным пособием, раскрывающим проблемы логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией, была книга ГА. Волковой Логопедическая ритмика (1985г.)В этой работе автор дал определение предмету логопедической ритмики, обосновал её цели и задачи, раскрыл средства и методы логоритмического воздействия, на людей с нарушениями речи. Развивая идеи Гринер В.А., Власовой НА. (30-50 годы XX в. Волкова ТА. показала необходимость поэтапного и дифференцированного использования логопедической ритмики для устранения у людей имеющихся речевых нарушений ив конечном итоге социальной их реабилитации. Регулярная логоритмическая деятельность способствует развитию речи детей, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Дети, особенно неговорящие, на логопедических занятиях часто начинают скучать и отказываются выполнить задания логопеда. Им не нравится выполнять однообразные артикуляционные упражнения, работать со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом. В этом случае логопеду полезно изменить привычный стереотип занятия переместиться на ковер, использовать логоритмику. Вовремя логоритмических занятий заметно улучшается ориентация ребёнка в пространстве, улучшается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, развивается слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребёнка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Логопедическая ритмика имеет серьёзное значение для перевоспитания личности ребёнка, для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики. Она представляет собой систему двигательных упражнений, проводимых в музыкальном сопровождении и согласованных с речью ребёнка[1]. Она содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого раннего детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус. Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребёнка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками. Известно, что ребёнок овладевает устной речью на основе слухового её восприятия и подражания. Лишенный слуха, он оказывается не в состоянии обычным путём научиться понимать речь окружающих и говорить, нов результате специального обучения такие дети способны усвоить словесную речь ив виде устного слова, способны максимально приблизить её к естественному звучанию живой, выразительной речи нормально слышащих людей, сделать её достаточно внятной. Существенную роль в формировании произносительной стороны речи у глухих и слабослышащих детей играет фонетическая ритмика. 119 Хорватский академик П. Губерина, который является основателем верботонального метода реабилитации людей, имеющих нарушения слуха и речи, в е годы прошлого столетия совместно со своей ученицей Весной Пинтер разработал методику фонетической ритмики, которая успешно используется при обучении детей с нарушенным слухом и получает всё большее признание и распространение во всём мире. Согласно методике П. Губерины, сначала у детей вырабатываются строго определенные движения тела и затем к выполнению движений, присоединяется произнесение слогов и слов [7]. Всё это создаёт более совершенную функциональную систему речепроизнесения, обеспечивает необходимую естественность в произнесении речевых звуков. Все занятия проводятся с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Дети, имеющие нарушения слуха, приближаются к речи самым естественным путём через движения тела, с помощью которых лучше всего можно передать основные стороны языка-ритм и интонацию. Когда ребёнок двигается, у него возникает потребность говорить. Поэтому стимуляция движением составляет самостоятельный вид работы в верботональном методе. Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции «Логотон» Зеленоградского административного округа города Москвы, директором которого является ЛИ. Руленкова, уже много лет использует верботональный метод в реабилитации и обучении детей с нарушениями слуха, автором которого является хорватский академик ПетарГуберина. Верботональный метод берёт за основу слух, слуховое восприятие и через него-формирование и развитие устной речи. Методика этого метода соответствует моделям развития языка, которые выявляются у нормально слышащих детей. Важность ритма и интонации в процессе говорения и восприятия речи П. Губерина подчёркивал ещё в 1938 году. В результате своих исследований и практической деятельности он пришёл к выводу, что низкие частоты передают ритм и интонацию речи. А практически все глухие дети имеют остатки слуха на низких частотах. Таким образом, нужно найти и использовать частотный оптимал, который лежит в низкочастотной зоне. Для стимуляции восприятия была разработана новая акустическая аппаратура. С помощью специальной системы фильтров и усилителей стал возможным подбор оптимального слухового поля ребёнка, с последующей работой над постепенным его расширением. Работа по верботональной системе ведётся в определенной последовательности и состоит из трёх этапов диагностика, реабилитация и обучение, интеграция. Она сделала возможным развитие у глухих детей слушания, испольуя телесную проводимость, низкие частоты, к которым чувствителен каждый живой организма также индивидуальные остатки слуховой чувствительности. Одним из разделов работы является фонетическая ритмика, которая применяется как в дошкольном, таки в школьном отделении. Верботональный метод получает всё больше распространение в России, а многие учреждения используют отдельные технологии этого метода (фонетическую ритмику, музыкальную стимуляцию. В е годы прошлого столетия Э.И. Леонгард, автор разработок путей формирования у глухих дошкольников звукопроизносительной речи, начала использовать в обучении детей произношению фронтальные занятия по фонетической ритмике с использованием высококачественной слуховой аппаратуры. Фонетическая ритмика была заимствована из работы центра по реабилитации слуха и речи под руководством профессора П. Губерины в Загребе. [5]. С помощью фонетической ритмики малыши проходят необходимые для овладения произношением стадии гуления и лепета, чего они оказались лишены из-за серьёзного нарушения слуха. Фонетическая ритмика содействует формированию у дошкольников ритмико-интонационной и слоговой структуры слова. По мере овладения детьми звуками речи этот рисунок слова постепенно уточняется, всё более приближаясь к образцу. В е годы прошлого столетия в школе-интернат №30 для слабослышащих детей начал использоваться метод фонетической ритмики по формированию и коррекции 120 произносительной стороны речи слабослышащих детей в условиях постоянного использования их остаточного слуха, с помощью звукоусиливающей аппаратуры. После посещения в 1976 г. центра «СУВАГ» (г. Загреб, Югославия) дефектологами школы была разработана система занятий по фонетической ритмике, рассчитанная на два года обучения в начальной школе. Позже была разработана система занятий и для детского сада (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы. Итогом работы явились учебные пособия по фонетической ритмике, которые были изданы в г, 1996-97 гг. в издательствах Просвещение, Учебная литература, «Владос». В пособиях выделены разделы по работе над звуками и их сочетаниями ритмом и темпом речевым дыханием и слитностью голосом и интонацией. Все разделы тесно связаны между собой. Речевой материал знаком детям и доступен в лексическом отношении, отвечает фонетическим задачам занятий. Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов, характеризуются разной степенью напряженности интенсивности, длительности в работе групп мышц, участвующих в их воспроизведении. Занятия проводятся без музыкального сопровождения учителем дефектологом (возможны включения музыкально-ритмических стимуляций в работе над дыханием, голосом, ритмом, темпом. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны этим детям. [2]. Движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или её коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений. Большую помощь авторам Т.М. Власовой, АН. Пфафенродт оказал опыт работы югославских дефектологов центра «СУВАГ» в г. Загребе (Югославия. С г. в учебный план специальных школ для глухих и слабослышащих детей была введена учебная дисциплина–музыкально–ритмические занятия. Обучение на музыкально-ритмических занятиях базируется на взаимодействии музыки, движений и устной речи в различных сочетаниях музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. Работа над произношением на музыкально – ритмических занятиях включает закрепление произносительных навыков с применением фонетической ритмики – методического прима, разработанного в поликлинике «SUVAG» Загреб, Хорватия. В 1995 году в книге для воспитателей и родителей « Если малышне слышит Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская раскрывается организация работы с маленькими неслышащими детьми. В раздел формирования правильного произношения у малышей включена речевая ритмика (заимствована в центре «СУВАГ», Хорватия, где даны описания движений при работе над теми или иными звуками речи, их слогосочетаниями, словами [9]. А в 2003 году вышло методическое пособие для педагогов и родителей авторов О.О. Новикова, Н.Д. Шматко под названием Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми (2-3 лет)».В пособии говорится о применении речевой ритмики, как одного из основных методических приёмов работы над произношением в дошкольном периоде. Она используется как для вызывания тех или иных произносительных навыков таки для их коррекции. В заключении следует сказать, что специальные логоритмические, фонетические занятия способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, глухих и слабослышащих содействует устранению речевого нарушения ив конечном счете, адаптации к условиям внешней и внутренней среды. Большое значение эти занятия имеют и для нравственного воспитания дошкольника, что очень важно в наше время - воспитание умения вести себя вовремя занятий, формируют чувство такта и культурных привычек в процессе общения с детьми и взрослыми, сопереживать и сочувствовать друг другу. 121 Следует сказать, что одновременное проговаривание речевого материала в совокупности с движениями, способствует формированию на занятиях фонетической ритмикой слитной, выразительной и естественной речи у слабослышащих детей. Слово в сочетании с музыкой организует и регулирует двигательную сферу ребенка, активизирует познавательную деятельность. Влияние музыки и движения на эмоционально - волевую сферу человека имеет большое значение, поскольку чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Литература 1. ГА. Волкова Логопедическая ритмика Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Дефектология- М Просвещение, 1985.- 191с.Т.М. Власова, АН. Пфафенродт Фонетическая ритмика в школе и детском саду, М. « Учебная литература 1997.- 365с.Л.С. Волкова Логопедия – Владос .- М. 2009 2. РЕ. Левина « Основы теории и практики Логопедии, Просвещение- г. 3. Ф.Ф. Рау « Методика обучения глухих устной речи Учебное пособие для студентов дефектол. фак.пед. ин-ов. М, « Просвещение, 1976 - с. 4. Ф.Ф. Рау « Устная речь глухих М, « Педагогика, 1973-304с.Л.И. Руленкова Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода пособие для педагога-дефектолога» М Парадигма, с. 5. Селиверстова « Воспитание и обучение детей с расстройствами речи М, « Просвещение 6. Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская Если малышне слышит - М Просвещение, г. 7. Н.З. Яхнина Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений -М Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-272с. |