Главная страница

Лекция 1 История, предмет, задачи и современное состояние психиатрии


Скачать 0.73 Mb.
НазваниеЛекция 1 История, предмет, задачи и современное состояние психиатрии
Дата26.02.2018
Размер0.73 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPsikhi_all.docx
ТипЛекция
#37288
страница1 из 19
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Лекция 1 История, предмет, задачи и современное состояние психиатрии

Психиатрия как самостоятельная клиническая дисциплина сформировалась относительно недавно, около 150 лет назад.

В истории психиатрии можно выделить два периода.

Первый из них, донаучный, сводился лишь к избавлению от больных.

Во втором периоде успехи науки сделали возможным понимание сущности психических заболеваний, определили пути их лечения и возвращения к полноценной жизни людей, перенесших психозы.

Известно немало фактов, свидетельствующих о проявлениях психических нарушений у предков современного человека.

У иудейского царя Саула (XI века до н.э.), периодически наступали приступы тоски. У вавилонского царя, Навуходоносора, безумие выражалось в том, что он не брил бороду, скитался, питался травой; иудейский царь Давид еще до восхождения на трон вел себя «странно» — пускал слюну по бороде, царапал двери.

Психические расстройства оказывали сильнейшее впечатление на воображение человека. Вот почему и тоска царя Саула, и безумие царя Навуходоносора и другие аналогичные факты объяснялись божественным влиянием.

Первые шаги на пути к научному пониманию психических расстройств были сделаны еще во времена расцвета Древней Греции и Рима. Высокая культура, попытки научного толкования окружающих явлений дали толчок развитию материалистического подхода ко многим проблемам. Благодаря этому великие мыслители и врачи Демокрит, Пифагор, Гиппократ, Гален и другие считали мозг центром психической деятельности человека.

Врачи древности были хорошо осведомлены об особенностях протекания разных психических заболеваний, однако лучше всего они разбирались в эпилепсии. Древние авторы описывали у эпилептиков злобность, мстительность, и агрессивность. В современных учебниках психиатрии описываются практически те же симптомы.

Любопытны описания истерии. Термин «истерия» дал Гиппократ (от греч. hystera — матка). В те времена господствовали представления о блуждающих в теле (в буквальном смысле) органах, а матка считалась и вовсе независимым организмом. Ее перемещения вверх и ее голод будто бы обусловливали истерию. Исходя из этого строилась врачебная тактика. Половые органы женщины и нижнюю часть живота смазывали и окуривали благовониями, чтобы «привлечь» матку. Одновременно заболевшую заставляли вдыхать зловонные средства и принимать внутрь вещества с отвратительным вкусом, чтобы «отогнать» матку на место.

Древние греки подмечали не только психические заболевания, но и случаи их симуляции.

Так Одиссей, не желая участвовать в Троянской войне, стал пахать песчаные дюны, «засевая» их солью. Посланцы царя, решив проверить помрачение ума Одиссея, положили перед плугом его сына. Одиссей остановился и перенес ребенка в сторону. Его замысел был разоблачен.

В Греции и Риме, очевидно, понимали ненормальность как выражение болезни, в связи с чем гуманность утвердилась в качестве нормы отношения общества к безумцам.

Вот какие рекомендации дает древнеримский врач Соран Эфесский для общения с больными и их лечения: «В комнате больного окна должны быть расположены повыше, чтобы нельзя было выброситься наружу. У возбужденных больных приходится иногда поневоле вместо постели ограничиваться соломой, но её надо тщательно осматривать, чтобы не попалось в ней твердых предметов. В период выздоровления надо уметь уговорить больного пойти на прогулку, заняться гимнастикой... Когда выздоровление уже подвинулось далеко, надо побуждать больного к более сложной умственной деятельности...».

Хотя тогда гуманное отношение к умалишенным и преобладало, оно встречало и противников.

Соран пишет: «Иные врачи предлагают держать всех без исключения больных в темноте. Некоторые проповедовали голодный режим, забывая, что это вернейший способ довести больного до смертельной опасности... Врачи, сравнивающие умалишенных с дикими животными, укрощаемыми голодом и жаждой, должны сами считаться умалишенными и не браться за лечение других.»

К прискорбию, надолго, более чем на полтора тысячелетия, эти слова предадут забвению, а отношение к психически больным будут определять антиподы Сорана.

Лишь около 200 лет назад гуманизм стал понемногу возвращать свои позиции.

После упадка Древней Греции и Рима начиная примерно с III века н.э. естественно-научный свет в медицине стал постепенно тускнеть — церковь подчинила себе научную мысль. Но надо заметить, что в эпоху средневековья эстафету греков и римлян подхватили арабы.

Арабские врачи, заимствовав из старых источников передовые взгляды на причины психических расстройств, пытались учитывать их в своей практической деятельности. Немаловажное значение имел и своеобразный подход ислама к «ненормальным», которые якобы появились по воле Аллаха, а его волю следует уважать. Именно арабы построили первые приюты для психически больных.

Наиболее ярким представителем арабской медицины является Авиценна (искаженное от Ибн-Сина; полное имя Абу-Али аль-Хусейн Ибн-Абдаллах Ибн-Сина), известный арабский философ и врач, астроном и поэт, родился в 980 году близ Бухары, умер в 1037 году. По преданию, десяти лет от роду Авиценна знал наизусть Коран.

Уже на восемнадцатом году Авиценна славился в Бухаре как выдающийся врач. В Гамадане Авиценна вылечил Шамсаддаулу и в награду был назначен великим визирем, в это же время завершил первую часть своего знаменитого медицинского сочинения «Канон врачевания».

«Канон» - одно из руководящих медицинских сочинений Средневековья, состоит из 29 разделов, в т.ч. раздел - заболевания головы и мозга.

Авиценна описывал 14 психических расстройств, в т.ч. “Страстную любовь”:

“Любовь - это заболевание наподобие наваждения, которое похоже на меланхолию. Человек навлекает это заболевание на себя, подчиняя свои мысли восхищению образом и чертами возлюбленной. Признаки данной болезни следующие: глаза у больного ввалившиеся, сухие, веки непрерывно двигаются. Такой человек беспричинно смеется. Дыхание у него часто прерывается. Все органы, кроме век, худеют. Веки больного опухают вследствие бессонницы и вздохов, которые направляют пары в голову. Пульс такого человека неровный, беспорядочный. Пульс и состояние больного изменяются при встрече с предметом своей любви.

Определение предмета любви является, кстати, одним из методов лечения. Это делается следующим образом - называют множество имен, повторяя их многократно, а руку при этом держат на пульсе больного.

В момент произнесения нужного имени пульс становится более прерывистым. Таким образом, узнают имя возлюбленной, а затем аналогичным способом можно узнать ее улицу, род занятий, родословную и семью. Затем, если вера и закон позволяют, нужно сблизить больного с предметом его любви.

Больного с данным недугом нужно хорошо кормить, увлажнять его тело в бане.

Кроме того, таких людей следует постоянно отвлекать разговорами и спорами.

Можно влюбить в другую женщину, доступную ему по закону и вероисповеданию.

К влюбленному иногда посылают старух, которые внушают ему отвращение к возлюбленной, рассказывают о ее некрасивых поступках или проявлениях жестокости. Это нередко успокаивает влюбленного. Полезно также, когда старухи описывают внешность возлюбленной, прибегая к отвратительным сравнениям. Таким образом, можно перенести любовь больного на другую женщину.

Некоторых людей в данном состоянии утешают пение и музыка, охота и азартные игры.”

В средние века положение психически больных в Западной Европе стало безотрадным. Религиозный фанатизм навис над «одержимыми дьяволом». Католическая церковь подвергала инквизиции огромное количество так называемых ведьм и колдунов, большинство из которых, несомненно, страдали нарушениями психики. Позже во Франции только при Карле IX их было сожжено более 300 тысяч.

Мартин Лютер, один из основателей протестантизма, писал в XVI веке: «По моему мнению, все умалишенные повреждены в рассудке чертом. Если же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силен черт».

По приблизительным подсчетам в Европе с XIV по XVII вв. было сожжено около 9 млн «ведьм».

Давление церкви, низкий культурный уровень сделали свое дело — многие психически больные нищенствовали и, если даже не попадали на костер инквизиции, проводили значительную часть своей жизни в монастырских приютах и тюремных камерах. Массовое истребление психически больных в Западной Европе сменилось другим, не менее жестоким методом, в основе которого лежало полнейшее равнодушие к их судьбе: «приверженцев дьявола» и «припадочных» собирали в специальные учреждения, где условия их существования были хуже тюремных.

Одним из первых учреждений такого рода был лондонский Бедлам при Вифлеемском монастыре. Более пяти веков прошло с тех пор, но слово «бедлам» вошло в русский язык, обозначая беспорядок, хаос, сумасшедший дом.

В сохранившихся до наших дней рисунках изображены сцены из жизни Бедлама: маленькие комнаты без мебели, с дырами в стенах вместо окон. Голые, опутанные цепями и прикованные к стенам, люди. «Врачи»-надзиратели вооружены только одним «медикаментом» — плетью. Отношение к больным ярко иллюстрируется тем, что по праздничным дням англичане могли посещать смотровые площадки Бедлама и дразнить несчастных. Число посетителей доходило до 40 тыс. в год.

Во Франции дело обстояло не лучше. В 1656 г. один из пороховых заводов Парижа переоборудовали в своеобразный приют, за которым сохранилось прежнее название — Сальпетриер (селитровый завод). По документальным записям можно судить, каково там было больным. Они почти не получали еды и свежего воздуха. За незначительную плату их показывали любопытным. Лечение состояло в тех же пытках: часто применялись телесные наказания, пациентов длительное время держали вверх ногами, катали как колесо, делали кровопускания и т.п.

В конце XVIII—начале XIX столетия в Германии считалось, что человек обладает полной свободой выбора между добром и злом. И неправильное поведение объясняли тем, что больные добровольно встали на порочный путь зла. Отсюда вывод: их надо не лечить, а наказывать. Цепи, кандалы, смирительные рубашки, особая «груша», которой затыкали рот, чтобы нельзя было кусаться и плеваться, ледяной душ, лишение пищи, карцер — вот далеко не полный перечень изощренных «лечебных методов», распростра-ненных в развитых европейских странах еще 200 лет назад.

В эпоху французской буржуазной революции, правительство страны издало ряд декретов о создании психиатрических учреждений. Филипп Пинель (1745 - 1826), главный врач психиатрической больницы, будучи уполномоченным правительством, впервые 24 мая 1792 г. снял цепи с 49 больных Сальпетриера.

Это не только не усилило возбуждение, но, наоборот, успокоило больных и улучшило их состояние.

Ученик и последователь Ф.Пинеля Жан Эскироль продолжил реформу, внедрив обязательный медицинский осмотр лиц, помещаемых в психиатрические учреждения.

Ж.Эскироль привлекал больных к земледельческому труду на виноградниках, добиваясь улучшения психического состояния.

Ученик Ф.Пинеля Ж.Эскироль внес огромный вклад в развитие психиатрии. Основатель французской психиатрической школы (среди его учеников - Фальре, Байарже, Ласег, Б.Морель, Бейль и др.), автор первого в истории Закона о правах и интересов душевнобольных(1838г.), он ввел в науку понятие «ремиссия» и «интермиссия».

Его закон не потерял актуальность до недавнего времени, новый закон был принят во Франции лишь в 1990г. В России, по свидетельству М.М.Кабанова, закон Эскироля лег в основу российского законодательства и использовался вплоть до 1917г.

Говоря об Ж.Эскироле, нельзя не упомянуть, что он первым ввел кормление через зонд и был основоположником создания загородных больниц для психически больных.

Памятник Филиппу Пинелю, установленный в Париже перед входом в психиатрическую больницу Сальпетриер, увековечивает память о его врачебном под-виге.

Прослеживая дальнейший этап развития организа-ционной реформы, направ-ленной на полную ликвидацию мер стеснения психически больных, мы обязаны назвать имя английского профессора психиатрии Джона Конолли (1794-1866). Он инициировал принятие парламентом закона, запрещающего любые меры насилия над психически больными.

В России отношение к психически больным не было столь жестоким, как в Западной Европе.

Их жалели, называли не «одержимыми дьяволом», а «богом наказанными», которым надо помогать искупить свою вину перед Богом. По указу князя Владимира в 996г. на церковь возлагалась обязанность за счет десятины княжеских доходов открывать в городах «странноприемницы», сиротские и вдовьи дома. Эти «странноприемницы», видимо, и были прообразами психиатрических больниц на Руси.

Причины относительной мягкости и терпимости к людям со странными поступками кроются в особенностях славянской культуры. Дохристианская Русь была пантеистической и демонология была не развита, народ не искал причину необычного поведения в сношениях со злым духом.

Нашествие монгольских завоевателей и разорение в XIII веке Киевской Руси привели к упадку монастырской медицины, но по мере становления и укрепления Московского государства вопрос о судьбе психически больных вновь начал требовать своего решения. И хотя продолжали господствовать идеалистические воззрения на причины помрачения рассудка, вновь проявилась высокая гуманность русского народа.

Многие «лишенные разума», называемые блаженными (старославянское название святого) или юродивыми, оказывались даже в особом положении, им позволяли говорить все, что они хотят. Их слова приравнивались к «гласу святых».

Широкой известностью пользовался московский юродивый Василий Блаженный (1469-1552). В разгул опричнины Василий Блаженный прославился смелыми обличениями политики Ивана Грозного. Несмотря на это, царь участвовал в торжественном погребении юродивого и сам нес гроб с его телом.

Английский посол Флетчер писал: любовь и уважение к юродивым составляли особенность Москвы: домохозяйки считали их посещение за особую благость, их всюду кормили, водили в баню, одевали и обували...”.

Много нового внесло царствование Петра I, ознаменовавшееся значительным прогрессом науки, в том числе и естествознания. В 1721г. Петр I подписал указ, запрещавший посылать в монастыри «помешанных»; для них впоследствии отводились специальные доллгаузы (от нем. tollhause - дом для умалишенных).

Академия наук утвердила Положение «Об учреждении дома для безумных». В нем, в частности, говорилось: «Безумные делятся на бешеных, эпилептиков, лунатиков и меланхоликов...».

В соответствии с этим предлагалось размещать доллгаузы в трехэтажных зданиях. Нижний предназначался «для бешеных», второй этаж — для меланхоликов и лунатиков, третий - для эпилептиков.

Основная фигура доллгауза — врач, которому вменялось в обязанность «употреблять всякие средства для излечения». По мере улучшения состояния больные должны были «выпускаться» из доллгауза с «докторским аттестатом».

В начале XIX столетия в России было уже более 20 психиатрических лечебниц.

Положение первых обитателей русских доллгаузов в принципе мало чем отличалось от положения обитателей лондонского Бедлама.

Однако к 20-30-м годам XIX века обстановка в доллгаузах изменилась.

По примеру Франции впервые в России расковали больных Преображенского доллгауза в Москве.

Это сделал «русский Пинель» - Василий Фёдорович Саблер (1797-1877), сам доллгауз он переименовал в больницу и на каждого пациента завел «скорбный лист» (историю болезни) с указанием состояния психики под влиянием лечения и, прежде всего – трудовых процессов.

Система призрения психически больных постепенно была вытеснена системой их лечения.

Занимая должность главного врача около 40 лет, В.Ф.Саблер сформировал вокруг себя плеяду талантливых психиатров, прославившихся выдающимися открытиями - А.Фрезе, В.Буцке, С.С.Корсаков.

А.Фрезе основатель и первый руководитель казанской психиатрической больницы, 1869г.

До 1869 года в г.Казани и до 1779г. В С.Петербурге психиатрических больниц вообще не было, беспокойных пациентов помещали в карцеры полицейских участков вместе с пьяными и с уголовными преступниками. Основными мерами помощи в этих “покоях” были связывание и побои. Спокойных душевнобольных оставляли дома, а спокойные неимущие нищенствовали.

Первое в Петербурге отделение для душевнобольных было открыто в 1779г. В Обуховской больнице, именно сюда русский писатель Н.М.Лесков своего “Левшу” отправил умирать.

В 1832г. была открыта психиатрическая больница в бывшем Потемкинском дворце. Первым главным врачом был Ф.Рюль. Истории болезни писались на немецком языке. Атмосферу человеколюбия в больнице характеризует разработанная Ф.Рюлем инструкция для персонала, которая заканчивалась словами: “ и не могите почитать их (больных) себе неравными”.

В эту больницу за две недели до смерти был переведен из Шлиссельбургской тюрьмы декабрист Бестужев. В начале 20 века в ней лечился пионер высшего пилотажа Уточкин С.Е.

Знаменитый Дом призрения душевнобольных был построен в соответствии с указом Государя Императора Александра III и на его личные деньги практически за один год с 1870 по 1871. Строительство контролировалось Советом попечителей, в который входили члены царской семьи.

В больнице имелся водопровод, электрическое освещение, канализация.

Содержание 60% больных оплачивали родственники. Плата за больного в год составляла от 60 до 6000 руб. За счет платных пациентов шло дальнейшее строительство больницы.

В палатах дверей не было – имелись только дверные проемы. Двери были только в кабинеты врачей, процедурные, при входе в отделения и туалеты.

Все двери были дубовыми – толстыми и крепкими, а оконные рамы – стальными с корабельными стеклами, которые невозможно было разбить кулаком.

С наружной стороны стены корпусов были выложены кафелем.

В подвальном помещении размещались амосовские печи, подогретый в этих печах воздух поднимался по проложенным в стенах каналах и осуществлял воздушное отопление.

Мебель в корпусах для беспокойных пациентов была утяжеленной, так что поднять ее одному человеку было практически невозможно. Для обеспечения этого в особые отсеки, имевшиеся в кушетках, столах и стульях насыпали песок.

В 1900г. в больницу была построена узкоколейная железная дорога для перевозки тяжести.

Помимо лечебных и хозяйственных построек на территории Дома презрения строились отдельные дома для одного больного с прислугой.

В Доме призрения с 1896 по 1916г. лечилась жена П.И.Чайковского, которая страдала шизофренией (известно, что П.И.Чайковский с ней почти не жил и крайне редко бывал в больнице). С реактивной депрессией лечилась известная артистка В.Ф.Комиссаржевская, которую часто навещал М.Горький.

В больнице было принято, что бы врачи держались обособленно от младшего и среднего персонала. Так между корпусами существовали три пешеходные дорожки, по средней дорожке могли ходить только врачи и надзиратели, а боковыми пользовался прочий персонал.

Надзиратели соответствовали по должности современным медсестрам, хотя по знаниям далеко отставали от них. Из 29 надзирателей и надзирательниц только у 6 было среднее медицинское образование, 16 закончили краткосрочные медицинские училища (повивальных бабок, ротных фельдшеров, сестер милосердия) 10 надзирательниц не имели медицинского образования. Прислуга (санитарки) наполовину была неграмотная.

Дисциплина в больнице была достаточно строгой. Надзиратели и служители не имели права сидеть в присутствии врача.

За провинность накладывались штрафы – от 50 коп. до 3 руб. при зарплате 16 руб. в мес. Штрафы налагались за неряшливое отношение к службе, за появление в нетрезвом виде, за пронос водки, за сон на дежурстве, за плохой надзор за больными, за самовольную отлучку из отделения, за побег больного, за грубость к больному.

От надзирателя требовалось быть ровным в общении, уметь владеть собой, не проявлять раздражения, обладать деликатностью и тактом, в тоже время требовалось что бы надзиратель проявлял энергию и настойчивость в проведении своих требований, умел понимать духовный склад больных. Надзиратель должен был следить за физическим состоянием больных, раздавать лекарства (все инъекции выполняли только врачи). Надзиратель должен был следить за работой прислуги, учить обращению с больными, убирать палаты и т.д. Он отвечал за все имущество в отделении и вел инвентарные книги по учету белья, одежды, обуви, мебели, посуды, собственных вещей больных, составлял требования на пищу, лекарства, деньги, вел журналы прислуги и книгу распоряжений врача.

Проверка персонала в ночное время осуществлялась контрольными часами, на которых надзиратели должны были оставлять отметки (проколы) каждые два часа.

К палатной прислуге предъявлялись также определенные требования. Им вменялось в обязанность быть трезвым, смелым, добросовестным. Служитель должен относиться к больным гуманно и терпеливо, безропотно переносить обиды и побои. Служители обязаны были убирать и содержать в чистоте отделения, следить за чистотой и порядком своей одежды. Служитель работал 12 часов в сутки, имел 415 раб.часов в месяц. (современная норма 150-160 час.) В начале службы он получал 9 руб. в мес., каждые 6 мес. его зарплата повышалась на 1 рубль. Максимальная зарплата составляла 16 руб.

Лечение больных сводилось к уходу, раздаче успокаивающих и снотворных препаратов (бром, валерияна). Широко использовались гидропроцедуры – ванны, тепловлажные укутывания, особое место занимали занятия трудом и культурные развлечения.

Охват больных трудовыми процессами достигал 60%. Для чего имелись портняжная, сапожная, переплетная, слесарная, малярная мастерские, а также комнаты для работ по плетению корзин, изготовлению матов, швабр, щеток. Больные также занимались рисованием, вязанием, вышиванием, изготовлением цветов, щипали корпию, набивали гильзы. Они широко привлекались к заготовке дров, уборке сада и двора, посадке деревьев, кустарников, цветов, работали на кухни, в оранжерее, на огородах.

Все работы расценивались в денежном отношении. Вознаграждения за труд выдавались не деньгами, а в форме добавочного питания (кофе, сахар, селедка, чарка водки, пирог на именины) и подарков вещей на праздники (брюки, куртка, платье, сапоги и пр.).

Большое внимание уделялось развлечениям больных. Устраивались праздники с участием собственного духового и струнного оркестров больных, хорового и сольного пения, организовывались танцы, чаепития, ставились небольшие спектакли. Летом пациентам давали мороженное, устраивали феерверк. На праздники приглашались артисты академических театров.

Из всего выше сказанного видно, что собственно лечебная помощь больным, особенно лекарственная была достаточно примитивной. Поэтому особое внимание уделялось мягкому, доброжелательному отношению к больным, строгому проведению в жизнь идей нестеснения и широкому использованию труда и культурных развлечений. Все это способствовало тому, что многие больные после выхода из психоза приобщались к жизни в обществе.

С.Корсаков является вы-дающимся отечественным психиатром (1854-1900). Он первый руководитель психи-атрической клиники при Московском университете.

Классические исследования С.С.Корсакова по проблеме алкоголизма, изложенные в его диссертации "Об алкогольном параличе" при-несли ему мировую славу.

Психиатрия до С.С.Корсакова строилась по синдромологическому прин-ципу, а С.С.Корсаков отста-ивал перспективность нозоло-гического принципа в психиатрии.

Многогранный и само-бытный талант С.С.Корсакова как ученого и педагога способствовал сплочению вокруг него талантливой молодежи. Впоследствии многие из них продолжили разработку идей школы Корсакова, внесли огромный вклад в важнейшие разделы психиатрии. В.П.Сербский - в судебную психиатрию,

П.Б.Ганнушкин - в пограничную психиатрию, А.А. Токарский - в психологические исследо-вания в психиатрии.

Имя В.М.Бехтерева (1857-1927) должно быть названо в числе тех, чьи исследования обеспечили анатомно-физиологические основы психиатрии и неврологии. В его монографии "Основы учения о функциях мозга" содержится прямое под-тверждение материалисти-ческих взглядов о сущности психической деятельности и ее нарушений.

Среди отечественных ученых XIX века особого упоминания заслуживает В.Х.Кандинский (1849-1889), оставивший не-изгладимый след в клинической и научной психиатрии. Будучи убежденным, что психическая болезнь — есть болезнь мозга, В.Х.Кандинский изучал на-иболее часто встречающиеся симптомы при психозах различного происхождения, впервые описал псевдо-галлюцинации.

С первых же лет после Октябрьской революции, заново были созданы детская психиатрия и различные формы внебольничной психиатрии — диспансеры, трудовые мастер-ские.

С чувством понятной гордости мы должны подчеркнуть, что заслуга создания объективного метода изучения физиологии и патологии высшей нервной деятельности принадлежит И.М.Сеченову и И.П.Павлову.

Последние годы своей жизни И.П.Павлов посвятил выяснению патогенеза ряда психопатологических синдро-мов и психических заболеваний - галлюцинаций, двигательных и аффективных расстройств, неврозов.

С конца XIX века принципы гуманизма все больше сказываются на деятельности психиатрических больниц.

Однако в это время вокруг психиатрии было много лженаучных концепций, таких как «учение» о вырождении как причине психических нарушений и криминального поведения.

Один из его основателей, итальянский психиатр Ц. Ломброзо предложил специальные признаки лица и черепа, а также психических особенностей для выявления «дегенеративных» черт личности, характерные для преступников. При этом не учитывал социальные и другие факторы.

Данную теорию впоследствии взяли на вооружение нацисты, превознося арийскую расу и считая многие другие народы неполноценными, подлежащими уничтожению.

Множество психически больных в фашистской Германии были уничтожены в душегубках, расстреляны и подвергнуты стерилизации. В Советском Союзе (на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Прибалтийских республиках и ряде областей России) во время ВОВ немцы уничтожили более 20 тыс. психически больных и разрушили многие психиатрические больницы.

Массовое уничтожение психически больных никогда не должно повториться.

Не достойны развитого гуманного общества и условия пребывания больных в некоторых современных психиатрических больницах.

Медицинская общественность, психиатры нашей страны пытаются преобразовать эти учреждения в полноценные больницы. Увы, это далеко не всегда получается не только из-за экономического кризиса, но и от бескультурья, укоренившегося отношения к психически больным как к отбросам общества.

В последние десятилетия психиатрия из узкой клинической специальности превратилась в многоплановую дисциплину, которая включает такие самостоятельные направления как социальная, экономическая, военная, промышленная, этническая, психиатрия катастроф и т.д.

Наряду с этим выделяется детская и подростковая, гериатрическая, психосоматическая психиатрия.

В развитых странах есть понимание того, что психическое здоровье отражает общее состояние развития общества, является важным индикатором экологического и социального благополучия.

Считается, что более 30% всего населения России нуждается в помощи врача-психиатра. При этом в психиатрических и наркологических учреждениях страны помощь получают около 7,5 млн.человек, что составляет более 5% населения.

Эпидемиологические данные показывают, что в последние годы отмечается значительный рост психических расстройств, обусловленных хронической социально-стрессовой ситуацией. Если число больных с эндогенными психическими заболеваниями (шизофренией, МДП, эпилепсией) в России соответствует уровню заболеваемости в других странах, то пограничные формы психических расстройств имеют тенденцию к росту.

На рубеже столетий оглянемся назад, чтобы разглядеть будущее.

Развитие психиатрической помощи в XXI столетии будет связано не только с новыми научными разработками, но и повышением культуры психиатрической помощи, что приведёт к исчезновению страха перед психиатрией.

Является ли знание психиатрии необходимым для врача любой специальности?

Однозначно - да!

Психиатрия - медицинская наука, содержанием которой является изучение этиологии, патогенеза, клиники нарушений психики, лечения, течения, исхода, эпидемиологии, профилактики, определения трудовой, военной годности, ответственности за совершенное правонарушение.

Проблема психического здоровья исходит из принципа “презумпции психического здоровья” - т.е. никто не должен доказывать отсутствие у себя психической болезни. Гражданин изначально психически здоров.

Здоровье, в т.ч. и психическое, величиной постоянной не является, в связи с этим выделяют степени психического здоровья:

1. Идеальное здоровье или эталон – не встречающееся в реальной жизни психическое состояние.

2. Среднестатистическое здоровье – показатель усредненных психологических характеристик по полу, возрасту, социальному положению и т.д.

3. Конституциональное здоровье – соотношение типов психического состояния здоровых людей с типом телесной конституции.

4. Акцентуация – вариант психического здоровья, который характеризуется особой выраженностью некоторых черт характера.

5. Предболезнь – появление разрозненных признаков патологии, синдромально незавершенных.

Критериями психического здоровья являются:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта