рпрп. Сборник ЕЧ-2021 Педагогика. Т. И. Шукшина, доктор педагогических наук, профессор отв ред Ж. А. Каско, кандидат педагогических наук, доцент
Скачать 4.47 Mb.
|
ДОЛГАЧЕВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА студентка факультета среднего профессионального образования ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, dolgaсheva.yulya@bk.ru Ключевые слова креативность, младшие школьники, летний оздоровительный лагерь, творчество. Аннотация Данная статья раскрывает проблемы развития творческих способностей в условиях детского оздоровительно-образовательного лагеря. FORMATION OF CREATIVE THINKING OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A SUMMER HEALTH CAMP THROUGH CREATIVE TASKS DOLGACHEVA YULIA SERGEEVNA student of the Faculty of Secondary Vocational Education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia Key words: creativity, primary school students, summer health camp, creativity. Abstract: This article reveals the problems of developing creative abilities in the conditions of a children's health and educational camp. Развитие творческих способностей является одним из условий утверждения духовной жизни человека, которая обогащается посредством выражения личностью своих способностей и принятия уникальных умений и навыков других людей. Большое значение имеет развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста. В этом возрасте важно развить духовные начала любви к творчеству и закрепить их, чтобы они небыли утрачены ребенком во взрослой жизни [1, с. 56]. Детский оздоровительно-образовательный лагерь – один из видов учреждений дополнительного образования, имеющий свою форму, которая дает ему значительные преимущества перед другими видами работы. Целью детского оздоровительно-образовательного лагеря является развитие у детей нестандартного хода мышления, умения решать логические задачи входе игры и различных интеллектуальных мероприятий, проводимых в лагере. Все это и многое другое помогает раскрыть потенциал личности младшего школьника, выявить его навыки и умения, отличающиеся от других [2, с. 12]. Проблема творческого мышления имеет долгую и спорную историю и породила много дискуссий. Вечность этой проблемы заключается в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных формированиях, проявлениях и применении. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных социально- экономических и духовных проблем общественного развития. Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска методов и способов, позволяющих выявлять уровень креативности, чтобы в последующем развивать творческое мышление – способность, которой, пусть в разной степени, обладает каждый человек [3, с. 35]. Для выявления исходного уровня креативного мышления была выбрана группа детей младшего школьного возраста (10–11 лет. Для проведения эксперимента был выбран тест креативности Дж. Гилфорда, предназначенный для исследования детей в возрасте от 8 до 15 лет. Вначале эксперимента учащимся был дан подробный инструктажи, удостоверившись, что учащиеся поняли требования, учащиеся приступили к выполнению задания. Тест Гилфорда предназначен для выявления креативных способностей, а также творческого мышления у младших школьников. В данном тесте исследуются следующие факторы беглость, гибкость, оригинальность, точность. Данный тест занимает немного времени, в течение которого тестируемый должен ответить наряд вопросов. В первом задании изучалась креативность испытуемых в употреблении предметов в различных вариантах. По критерию беглость среди младших школьников наибольшее количество ответов дали 36,7 % детей. Потри варианта ответа дали 23,3 % детей. Из всего количества испытуемых 20 % предложили по два варианта ответа на вопрос, что можно сделать с газетой. И 20 % детей дали по одному ответу на вопрос. Низкую гибкость креативного мышления показали школьников. Их ответы были отнесены к одной категории. Оставшиеся 26,6 % дали ответы из двух категорий. Оригинальные ответы были отмечены у 40 % школьников. Высокую точность выполнения задания показали 33,3 % детей, для которых было характерно наибольшее число уместных ответов, наибольшее число названных категорий и оригинальных ответов. Оставшиеся младших школьников показали невысокую точность ответов. Во втором задании изучалась креативность испытуемых в моделировании последствий гипотетической ситуации. По критерию беглость более 3 вариантов или равное этому ответу дали 20 % испытуемых. По одному ответу дали также 20 %. Остальные детине справились с заданием. Оригинальность была свойственна для 40 % школьников. Точность выполнения задания показали 20 % детей, для которых было характерно наибольшее число оригинальных ответов. Невысокий показатель поданному критерию имели 80 % школьников. Следующее задание было направлено на изучение вербальной креативно- сти испытуемых (предлагалось придумать слова. По критерию беглость среди испытуемых ответы обладали большой различительной силой. Наибольшее количество предложили 26,7 % школьников. От 5 до 10 ответов дали 46,7 % детей. Менее 5 ответов дали 16,7 % учащихся. Остальные ребята с заданием не справились. Оригинальные ответы были отмечены у 16,7 % школьников. Наибольшую точность выполнения задания показали 30 % детей, для которых было характерно наибольшее число уместных и оригинальных ответов. Далее было изучено развитие креативности младших школьников в способностях к определению общеупотребительных слов. По шкале беглость были получены следующие данные от 7 до 9 ответов дали 36,7 % испытуемых, от 4 до 6 – 46,7 %, остальные предложили 3 и менее вариантов ответа. Гибкость ответов, отнесенных к двум и более категориям, были отмечены у 63,3 % детей. Оставшиеся 36,7 % школьников дали ответы из одной категории. Оригинальные ответы отмечены у 56,7 % младших школьников. Наибольшую точность выполнения задания показали 50 % детей, для которых было характерно наибольшее число уместных, гибких и оригинальных ответов. Кроме этого, 50 % школьников показали низкую точность ответов. Следующее задание было направлено на изучение креативности младших школьников в составлении изображений. По критерию беглость – гибкость были получены следующие данные. В группе школьников 33,3 % успешно справились с предложенными заданиями. Испытуемые в количестве 36,7 % в первом квадрате нарисовали лицо, во втором – дом, в третьем – клоуна, в четвертом людей и машины. Остальные школьники плохо справились с заданием они пропускали предложенные детали, допускали в рисунках лишние фигуры, линии, зачеркивания, штрихи. Оригинальные рисунки отмечены у 46,7 % школьников. Наибольшую точность мышления показали 46,7 % школьников. Низкую точность при выполнении задания показали 53,3 % испытуемых. Следующее задание было направлено на изучение креативности младших школьников с помощью превращения в различные изображения одинаковых фигур (круги, приводимые в квадратах. По критерию беглость были получены следующие данные. Менее 5 рисунков нарисованы 23,3 % школьников. От 5 до 8 рисунков нарисовали 43,3 % школьников. От 9 и более – 30 % детей. Рисунки, относящиеся к трем и более категориям, были характерны для 33,3 % испытуемых. По критерию гибкость были получены следующие данные. К двум категориям относились рисунки 30 % школьников. Остальные испытуемые нарисовали рисунки, относящиеся только к одной категории. Оригинальные рисунки отмечены у 73,3 % школьников. Наибольшую точность мышления показали 60 % школьников. Более низкую точность показали младших школьников. Далее было изучено развитие креативности младших школьников в способности найти различные фигуры, скрытые в сложном изображении. По критерию беглость получено самое большое число ответов. Среднее число ответов, разброс ответов – от 5 до 25; свыше 15 ответов – у 40 %, от 10 до 14 – у 40 %; 9 и ниже ответов – 20 % учащихся. Оригинальные ответы отмечены у 70 % испытуемых. Наибольшую точность выполнения задания показали 50 % детей. Однако 50 % школьников показали низкую точность ответов. Исходя из полученных данных, 40 % испытуемых показали высокий уровень развития беглости (легкости, продуктивность мышления, 30 % школьников средний уровень развития беглости низкий уровень (низкая способность к порождению большого числа идей) был характерен для 30 % детей. Обработка данных последующему критерию креативности – гибкости – показала, что высокий уровень развития гибкости мышления (способности быстро переключаться с одной стороны идеи на другую) имели также 40 % школьников, средний уровень – 33,3 %, низкий уровень – 26,7 % испытуемых. Последующему критерию креативности – оригинальности высокий уровень развития (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых) показали 40 % школьников, средний уровень – 26,7 % детей, низкий уровень (однообразие творческого мышления, отсутствие творческого подхода к выполнению задания, низкая способность продуцировать оригинальные, необычные идеи) – 33,3 % учащихся. Среди испытуемых 46,7 % детей показали высокий уровень развития точности (четкое следование решению поставленной проблемы, 16,7 % испытуемых, низкий у 36,6 % детей. Таким образом, поданным констатирующего этапа исследования большинство испытуемых имели высокий (26,6 %) и средний (43,4 %) уровень развития компонентов креативности. Однако значительное количество школьников имели низкие результаты (30 %) поданным показателям. Входе проведения эксперимента по диагностике креативного мышления, можно сделать вывод, что степень проявления творческих способностей зависит не только от одаренности личности, но также от внутренней и внешней мотивации. Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, одобрение, а также материальное вознаграждение, таки отрицательная (резкая критика, наказание. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, те. чем меньше уровень внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя. На основании анализа результатов исследований можно выделить следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к творчеству ин- териоризированные личностью ценностно-ориентационные установки, самооценка, стабильность эмоционального состояния. Стимулирование проявления креативности возможно при внешнем воздействии на выделенные факторы, ноне гарантирует полного раскрытия творческого потенциала. В данном случае можно предложить использовать следующие методы стимулирования. 1. Минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных запретов могут помочь, например, такие методы воздействия, как расширение круга интересов личности (например, через обучение, самоидентификация с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему другими глазами, при этом собственные ценностно-ориентационные установки отступают на второй план. Снятию влияния установок, сформировавшихся в процессе деятельности например, влияния опыта выполнения аналогичной или схожей деятельности) может способствовать переключение внимания, смена деятельности. 2. Поскольку для проявления креативности очень важно иметь высокую самооценку, целесообразно воздействовать на нее путем повышения внешней положительной и минимизации внешней отрицательной мотивации. Здесь также необходимо сказать, что, по всей видимости, не всегда правомерно противопоставление внутренней и внешней мотивации, в отдельных случаях они могут, как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе деятельности может трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать и о том, что этот метод будет работать лишь в случае действительной необходимости повышения самооценки. 3. Исследователи биографий творческих личностей отмечают, что творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере устанавливаются относительно продолжительная стабильность, и, наоборот, сильный всплеск творчества нередко может вызвать посттравматический стресс либо положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности. В рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы деятельности [4, с. 46]. Креативность управляема и развиваема – ее можно активизировать и тренировать, в том числе и посредством специально смоделированных игровых ситуаций, таких как упражнения Все, кроме имени, упражнения Три факта, смысл которых заключается в том, что происходит демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней, как этому препятствуют стереотипы, а также происходит сплочение группы людей, обучение координации совместных действий. Для развития основных качеств, характеризующих творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность, можно применять упражнения Любопытный, смысл которого заключается в интеллектуальной разминке, тренировке быстроты реакции на неожиданные вопросы, упражнение Ассоциации, где происходит тренировка ассоциативного мышления, поиск неожиданных взаимосвязей предметов, явлений, понятий, упражнение Мячик, где отрабатывается умение оперативно реагировать и ориентироваться в ситуациях неопределенности, Странные отгадки, где происходит обучение поиску необычных ракурсов рассмотрения информации, поиску оригинальных ее трактовок, упражнение Горячий снег, где происходит отработка приема агглютинации – генерации творческих идей посредством объединения, представления в новых и необычных сочетаниях того, что в обычной жизни представляется несовместимыми другие упражнения. Все перечисленные упражнения имеют обобщенную цель максимально раскрыть творческие способности ребенка в условиях детского лагеря. Отличие их в том, что они в большинстве случаев не носят принудительный характера организуются с целью решения творческих задач, демонстрации природных способностей детей. Как правило, выполнение упражнений обычно не требует от участников длительной подготовки. Они интересны тем, что проводятся в виде экспромта, когда детине знают, каким будет следующее творческое задание, а это, в свою очередь, позволяет наиболее эффективно активизировать их творческие умения и навыки. Однако организация таких игр требует качественной подготовки от педагога учет возрастных особенностей детей, их запросов, интересов. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что использование в воспитательной работе детского лагеря приведенной формы работы с детьми способствуют их творческому развитию. Однако специфика работы детского лагеря позволяет расширять и разнообразить формы воспитательной работы, которые способствуют творческому развитию личности. Список использованных источников 1. Алиева, Е. Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е. Г. Алиева // Педагогика С. 56–57. 2. Беляева, Л. A. Психолого-педагогическое сопровождение детского отдыха / Л. А. Бе- ляева // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 4. – С. 12. 3. Еремина, ЛИ. Педагогические условия формирования креативности обучающихся / ЛИ. Еремина, Н. В. Бибикова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Педагогика, психология. – 2017. – № 4. – С. 34–36. 4. Макарова, Ю. В. Развитие творческого мышления младших школьников / Ю. В. Макарова, КН. Кузьмакова, И. Ю. Троицкая // Символ науки. – 2016. – № 3. – С. 45–47. УДК 373.2(045) ББК 74.1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДОЛИНОВА ЕВГЕНИЯ ВАЛЕРЬЕВНА преподаватель факультета среднего профессионального образования ФГБОУ ВО Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, zhenya.vergasova@mail.ru Ключевые слова процесс формирования, предпосылки финансовой грамотности, дошкольники лет. Аннотация В статье актуализируется проблема формирования предпосылок финансовой грамотности у детей 5–6 лет. Представлены результаты экспериментального исследования по изучению уровня сформированности предпосылок финансовой грамотности у детей 5–6 лет. FORMATION OF BACKGROUND OF FINANCIAL LITERACY IN CHILDREN 5–6 YEARS OLD: EXPERIMENTAL STUDY EXPERIENCE DOLINOVA EVGENIYA VALER'EVNA teacher of the faculty of secondary vocational education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia КА prerequisites for financial litera- cy in children aged 5–6 years. The results of an experimental study on the level of formation of pre- requisites for financial literacy in children aged 5–6 years are presented. В Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации указано, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Главное качество денег – это их количество – так говорил Спиноза. Также необходимо выявлять нравственную позицию детей в экономическом воспитании. У детей нужно воспитывать спокойное отношение к деньгам. Должна присутствовать логика, и какова она Что такое деньги И какие они бывают (купюры, монеты) Откуда берутся деньги Нужно добиться того, чтобы ребенок понял, что деньги зарабатывают. Зачем людям нужны деньги. Дети очень хорошо знают, зачем нужны деньги. И, конечно же, должна присутствовать практическая деятельность – изобретение детьми своих денег. Детине захотят играть в игры без своих, сделанных собственными руками денег. Это очень хорошая практика знакомства с деньгами в связи с игрой и другими видами деятельности. В практике нужно разработать пути, где дети в детском саду могут заработать деньги. Практические занятия нужно хорошо продумать, ведь они закрепляют знания детей. Безусловно, детей нужно знакомить с деньгами, но нельзя нив коем случае избавлять детей от труда, противоречие в том, что в стандартах присутствует самообслуживание и элементарный хозяйственный труд, избавили от труда в природе и начали говорить о деньгах. О деньгах нужно говорить тогда, когда в детском саду есть трудовое воспитание. Деньги – это категория экономической науки, она исходит от предпосылокной категории, которая называется труд [2, с. 34–40]. Для того чтобы объяснить ребенку, что нельзя скупить абсолютно все, нам поможет игровая деятельность. В пример возьмем игру Доходы и расходы. Здесь присутствуют демонстрационные карточки и дети должны разобрать их на 2 группы, что мы должны отнести к доходам, а что к расходам. К доходам мы отнесем заработную плату всей твоей семьи, а к расходам оплата продуктов питания, одежда. Но можно вызвать большой интересу детей и заставить поразмышлять, куда же мы отнесем карточку Подарки, дети могут сказать, что эта карточка относится ив первую и во вторую группы, потому что когда дарят тебе это твой доход, когда даришь ты это твой расход [3]. Любого дошкольника можно научить гораздо проще научить считать и выполнять арифметические действия, если перейти на деньги. 80 % детей с помощью игр, дидактического материала и методической разработки усваивают понятия и более активно употребляют в играх ив жизни [1]. Экспериментальное исследование осуществлялось с детьми 5–6 лет в количестве человек. Цель экспериментальной работы – изучение исходного уровня сформиро- ванности предпосылок финансовой грамотности у детей 5–6 лет. Задачи экспериментальной работы 1. Определить критериально-уровневую характеристику предпосылок финансовой грамотности детей 5–6 лет. 2. Подобрать диагностический материал для изучения предпосылок финансовой грамотности детей 5–6 лет. 3. Констатрировать уровень сформированности предпосылок финансовой грамотности у детей 5–6 лет. Изучение исходного уровня сформированности предпосылок финансовой грамотности у детей 5–6 лет было организовано последующим критериям − понимание сущности элементарных экономических понятий − демонстрация полезных экономических навыков и привычек в быту и других видах детской деятельности − сформированность базисных качеств экономической деятельности (рациональность, экономность, деловитость бережливость, способность косо- знанности и волевой саморегуляции. Высокий уровень дошкольники хорошо понимают сущность экономических представлений труд и продукт труда (товар, деньги и цена (стоимость, реклама. Демонстрируют полезные экономические навыки и привычки в быту и других видах детской деятельности. Отмечается повышенный уровень развития базисных качеств экономической деятельности. Средний уровень дошкольники достаточно хорошо понимают сущность экономических представлений труд и продукт труда (товар, деньги и цена стоимость, реклама. Не всегда демонстрируют полезные экономические навыки и привычки в быту и других видах детской деятельности. Отмечается базовый уровень развития базисных качеств экономической деятельности. Низкий уровень дошкольники не осознают сущность экономических представлений труд и продукт труда (товар, деньги и цена (стоимость, реклама. Редко демонстрируют полезные экономические навыки и привычки в быту и других видах детской деятельности. Отмечается пороговый уровень развития базисных качеств экономической деятельности. Дошкольникам было предложено выполнение следующих упражнений Упражнение 1 Демонстрационный материал карточки с изображением различных игрушек, предметов, необходимых для жизни человека. Описание дошкольнику предлагают сгруппировать карточки в две группы то, что можно купить – в одну, что нельзя – в другую. Упражнение 2 Демонстрационный материал магнитные доски с изображением предметов быта (дом, стол, табурет, телевизор, компьютер, тарелка. Описание задача дошкольника – определить в две группы предметы с наименьшей и наибольшей стоимостью. Обосновать свой выбор. Упражнение 3 Демонстрационный материал магнитные доски с изображением товаров, которые необходимы в жизни человека (платье, мороженое, книга, машинка, тетрадь, велосипед. Описание детям предлагается желтым карандашом отметить товар, который составляет потребность для девочки голубым – для мальчика зеленым – если это общая потребность. Упражнение 4 Демонстрационный материал карточки с изображением людей разных профессий и их орудий труда. Описание воспитатель дает карточку с изображением человека определенной профессии. Ребенок должен подобрать к ней предметы, подходящие для данной профессии. Характер выполнения практических упражнений детьми 5–6 лет – верно – частично верно – неверно. Таблица 1 Результаты выполнения диагностических упражнений с детьми 5–6 лет |